В этом году в культурной жизни нашего города произошло неординарное событие: из печати вышла первая часть книги «Рекою жизни» нашего земляка, бывшего генерального директора производственного объединения «Юждизельмаш», Почетного гражданина г. Токмака Василия Никифоровича Ахрамеева. В своей книге автор, рассказывая о своих детских и юношеских годах, о своем становлении как организатора машиностроительного производства, осмысляет прожитые годы в контексте жизни своей страны.
Книга, а по жанру это, конечно, мемуары, прежде всего ценна тем, что о переломных исторических событиях, таких, как коллективизация, голодомор, Великая Отечественная война, рассказывает очевидец и участник этих событий, уроженец села Сопыч на Черниговщине, испытавший тяжесть минувших лихолетий на себе. Это особенно ценно в наше время, о котором словами классика можно сказать: «Порвалась связь времен». Василий Никифорович своими воспоминаниями помогает эту связь восстановить, как бы предупреждая нас об опасности недооценки пережитого старшим поколением. Что стоит перечитать только страницы о голодоморе 1932-1933 г.г., забравшего из семьи Ахрамеевых трех малолетних детей. Когда читаешь строки о страданиях несчастной матери, беспомощно наблюдающей, как один за одним в мучениях угасают маленькие дочери и сын, и не имеющей ни малейшей возможности помочь им, лишний раз подумаешь о дикости сегодняшних высказываний: «Зачем об этом вспоминать? Кому он нужен этот голодомор?» Да затем, чтобы вам и вашим семьям не пришлось пережить этой трагедии и этого ужаса.
Токмачане знают Василия Никифоровича не только как инженера высокой квалификации и уникального организатора производства в тогдашнем десятитысячном коллективе завода им. С.М. Кирова, кормившем, без преувеличения, весь город, но и как настоящего гуманиста, который во главу угла ставил человека, а потому ежедневно и ежечасно заботился о нем, строил для него жилье, детские сады, школы, спортивные сооружения. В народном сознании это нашло свое отражение, недаром жилой микрорайон на берегу Токмачки назван людьми «Ахрамеевкой». Этим же человеколюбием пронизана каждая страница книги «Рекою жизни». Остановлюсь только на нескольких эпизодах. Невозможно забыть размышления 15-летнего мальчика, которого с пистолетом в руках оставили охранять пленных немецких солдат. Этот еще ребенок, только что переживший три страшных года оккупации, наблюдая вчерашних завоевателей, изможденных, растерянных, не ожидающих ничего хорошего впереди, жалеет их, понимая, что вчера их использовали в качестве пушечного мяса, а сегодня бросили на произвол судьбы. Но особенно потрясает поступок матери, у которой на фронте в то время были два старших сына и о судьбе которых она тогда ничего не знала. Накормив конвоировавших пленных немцев красноармейцев, она вынесла пленникам ломти хлеба, намазанные смальцем и посыпанные солью. Читая эти строки, понимаешь корни гуманизма сына этой женщины, который преданно служил и служит нашему городу и его людям.
Повествование убеждает в том, что автор был воспитан в семье, непреложно следующей завету из Нагорной проповеди: «Поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.» Убедитесь в этом, перечитав эпизод посещения студентами-практикантами по инициативе, конечно же, молодого Ахрамеева шахты в г. Курахове Донецкой области и вывод, сделанный им: «Посмотрев всю технологию добычи угля, мы пришли к выводу, что люди, опускаясь в шахту, идут на работу, как на фронт. Это очень тяжелая, изнурительная и опасная работа. Каждый раз человек рискует своей жизнью… На этих людей мы должны молиться, как на святых. Такой вывод я сделал после посещения шахты и этого вывода никогда не изменю.»
Только настоящий человеколюбец мог воссоздать замечательные образы тружеников украинской и русской земли: непревзойденного рассказчика конюха Форсуненко Данилы, седобородого пасечника деда Гаврилы, сельского кузнеца Константина Трофимовича, санитарки Лены, погибшей на поле боя во время перевязки раненых, грозного профессора сопромата Харьковского института Блоха, старшего мастера уральського завода Паши Рыбина, замечательного директора завода, настоящего питерца Исаева Ивана Сергеевича и многих других. И в этом видна позиция настоящего человека, патриота и интернационалиста, который не только объективно изобразил трагедию коллективизации и голодомора, осудил преступную политику Сталина и его клики, но и сумел передать свою любовь и уважение украинскому крестьянину и уральському рабочему, не разделяя их, а объединяя в едином образе человека-труженика, передать благодарность русской земле, ставшей для него родной.
Каждая страница этой книги заставляет задуматься и молодого, и пожилого человека. Но особенно ценна она, как мне представляется, тем юношам и девушкам, которые, заканчивая школу, задумываются над вопросом «делать жизнь с кого». Простой рассказ о том, как в 1944 году 16-летний крестьянский парень, закончивший до войны 6 классов сельской школы и абсолютно не знавший русского языка, потому что учивший их демобилизованный по ранению с финского фронта красноармеец спрашивал на всех уроках только 3-е склонение имен существительных, и прочитавший за 3 года оккупации одну книгу – роман Майна Рида «Всадник без головы», по той причине, что других книг в селе просто не было, решает поступать сразу в 8-й класс русской десятилетки на железнодорожной станции, городской школы, находящейся в 7 километрах от села.
Читая строки о том, как несладко пришлось поначалу юноше, настолько тяжело, что после первой четверти на педсовете решался вопрос об отчислении его из школы, думаешь, сколько сверстников на его месте махнули бы рукой на учебу и спокойно занимались бы любимым ремеслом кузнеца у себя в селе. Так нет же, не сдался, упросил дать ему испытательный срок и с помощью классного руководителя и своей какой-то небывалой настойчивости и трудолюбия самостоятельно выучил программу 7-го класса, успешно закончил 8-й класс, а в аттестате о среднем образовании «были три оценки «хорошо», остальные тринадцать – «отлично».
Немаловажная деталь: за эти годы старшеклассник Ахрамеев перечитал всю русскую классику не только потому, что надо было овладеть русским языком, но и потому, что на всю жизнь полюбил русскую литературу, черпая в ней силы и вдохновение и в молодые годы, и в ранге генерального директора огромного объединения «Юждизельмаш».
Настойчивости, инициативе, стремлению разобраться во всем самому, трудолюбию учит и повествование о голодных в самом прямом значении этого слова студенческих годах, закончившихся рекомендацией в аспирантуру, о начале производственной деятельности в Свердловске, когда вместо полученного назначения в отдел главного конструктора попросился в цех, чтобы «прощупать» производство турбин своими руками. И ведется рассказ просто и незамысловато, ни разу не сорвавшись на распространенное иногда у старшего поколения: «Вот мы тогда-то не то, что вы теперь».
Не секрет, что в 70-е годы в Токмаке какое-то время бытовал слух, что есть у Ахрамеева влиятельные покровители, в противном случае не удалось бы ему так расширить и модернизировать дизельное производство и столько сделать для развития города. А книга неопровержимо доказала: все сделал, всего добился своей головой и своими руками, потому что «воля и труд человека дивные дива творят».
Своеобразной эпопеей развития города и завода как его донора в 60-е – 80-е годы пришлого столетия стала вторая книга мемуаров Василия Никифоровича. Эпопеей потому, что в ней масштабно рассказывается о коренных, фундаментальных преобразованиях в жизни предприятия и Токмака, повествование о которых ведет их непосредственный руководитель и организатор. Поневоле вспомнишь тезис о роли личности в жизни общества, когда представишь, как из заурядного небольшого предприятия завод превратился во всесоюзного флагмана дизелестроительного производства, продукция которого была известна не только на бескрайних просторах бывшего Советского Союза от заполярной Новой Земли до жаркой Кушки, от Прибалтики до крайних восточных точек Сахалина, но и в 65 странах Европы, Азии, Африки, Америки. Многие токмачане, бывая за пределами области, убеждались в том, что в любой глубинке, где никто не слышал названия «Токмак», обязательно находились люди, знающие дизелестроительный завод им. Кирова и его продукцию.
Читая впечатляющий рассказ о стремительной, неуклонной перестройке предприятия, понимаешь, что только человек государственного мышления, с огромной силой воли, целеустремленностью, фанатичной преданностью делу и людям, мог так организовать работу многотысячного коллектива, что за короткое время были утроены производственные площади и мощности, выросли современные цехи-красавцы, во много раз увеличены количество и номенклатура выпускаемой продукции. А о качестве ее наглядно свидетельствуют такие факты:
- завод первым среди машиностроительных предприятий области получил государственный «Знак качества» за судовой двигатель К-161;
- для военных парадов на Красной площади в Москве для проходов боевых машин пехоты и бронетранспортеров использовался только токмакский двигатель УТД-20;
- благодаря устойчивой работе 24-киловаттной дизель-генераторной автоматизированной установки на советских полярных станциях на Южном полюсе, была спасена жизнь полярников, когда на одной из них отказали все источники энергии, за что коллектив завода получил благодарственное письмо от И.Д.Папанина, тогдашнего руководителя советских полярных станций.
Очень хотелось бы, чтобы эти страницы прочитали так называемые «новые русские и украинцы», растащившие и разворовавшие по собственным карманам то, что создавалось трудом поколений тружеников и таких руководителей-гигантов, как Ахрамеев В. Н., может, что-то похожее на стыд и шевельнется у них в душе? А ведь приходилось ему работать далеко не в идеальных условиях. Странно и горько читать о том, как директору завода для развития и модернизации производства всеми правдами и неправдами приходилось самому изыскивать средства, рискуя своим положением и собственной головой, самому организовывать работу заводских конструкторов по созданию нового, более мощного и производительного дизеля, а потом тратить огромные усилия, чтобы высокопоставленные чиновники в Москве, раздражаясь и негодуя на инициативного подчиненного, предприняли хоть какие-то шаги для внедрения в производство такого нужного самым различным отраслям хозяйства двигателя.
Государственное мышление директора видишь и в том, с какой настойчивостью и последовательностью он вкладывал средства в развитие экономической инфраструктуры города. Ведь это благодаря заводу, был выстроен огромный, по токмакским меркам, жилой микрорайон на берегу Токмачки, где получили благоустроенные квартиры тысячи заводчан и других токмачан, был полностью преобразован центр города, проложены многие километры дорог, создана сеть дошкольных учреждений, выросла новая школа на 1000 ученических мест. Вызывают восхищение страницы книги, повествующие о том, каких усилий потребовала от директора борьба за сохранение городского профтехучилища, которое он, называя «кузницей рабочих кадров», отстаивал наперекор городским и областным властям, сумел спасти от закрытия, передав ему вновь построенное здание для управленцев СУ «Горстрой» и СУ «Токмакстрой», где оно, уже в качестве профессионального лицея, пребывает и поныне.
Именно благодаря систематической работе с кадрами и удалось Василию Никифоровичу осуществить все свои начинания и перестройки. Со страниц книги перед нами проходят замечательные труженики: рабочие Сопин Г.Н., Фисун Лидия, Иван Лоза, Гуторов И.Н., Тимощенко И.Т., Красуля В.Г., Овчаренко Н.И., Максимов А.П. и мн. др., руководители и специалисты заводского масштаба Власов Я.Я., Дмитриев К.Я., Гнедов Н.С., Дзыбал Л.Т., Иванько В.Н., Целик А.И., Суворов И.И., начальники цехов Ярошенко И.И., Химченко Н.А., Цыкста В.Я., Винниченко В.Н., Козачек Н.П., Матвиец П.П., Герман Н.Р. и др. Строгий и взыскательный руководитель, автор с огромным уважением и любовью говорит о них.
Актуально звучат принципы кадровой работы директора: постоянная работа с молодым поколением инженерно-технических работников, продвижение по служебной лестнице молодых инициативных людей, обязательная проверка исполнения данных поручений и заданий, своевременное принятие решений, неукоснительное выполнение собственных обещаний и приказов, запрещение критики подчиненными предшествующего руководителя, чуткое отношение к людям, понимание их нужд и стремлений.
Очень хотелось бы, чтобы с этими принципами познакомились нынешние предприниматели и руководители, а особенно те из них, кто старается взять от работника как можно больше, а заплатить как можно меньше или вообще месяцами не платить зарплату. Может быть, тогда поймут они, что таким образом достигнешь сиюминутной выгоды, но долговременного результата не получишь.
Особенно впечатляет при чтении книги осознание того, что человек, так много сделавший для завода, для города, в конечном счете и для государства, никогда ничего не требовал для себя. А когда ему исполнилось 60 лет, сразу же ушел на пенсию по собственной инициативе. Так и хочется сегодня спросить: «Зачем?» Останься Василий Никифорович директором завода, и состоялся бы договор с немецкой фирмой КХД (Кленклер – Хумбольдт – Дойтц АГ), рукодители которой надеялись выпускать рядные двигатели от 40 до 300-500 л.с., самые ходовые,применяемые почти во всех отраслях, на токмакском заводе, что было бы для них выгоднее, чем строить такой завод в Германии. Осуществись этот договор – и по-прежнему тысячи токмачан были бы обеспечены работой и гарантированным заработком. Но, как известно, у истории нет сослагательного наклонения. Произошло то, что произошло. Тогдашний директор ПО «Юждизельмаш», заявив, что «немцы нас надуют, и мы останемся у разбитого корыта», обрек завод на разрушение и разворовывание быстро возникшими токмакскими нуворишами. И сейчас когда-то могучее и процветающее предприятие, а сегодня разграбленное, лишенное даже подъездных путей, влачит жалкое существование. Это тоже, кстати, наглядная иллюстрация тезиса об определяющей роли личности в истории, только в противоположном свете.
Но в этой драматической, а, может быть, и в чем-то трагической ситуации все же виден свет в конце туннеля, потому что не складывает оружия ветеран, борется за свое детище и, при поддержке токмачан, может его возродить. О трагических для завода событиях, своей борьбе за его восстановление Василий Никифорович собирается рассказать в третьей части своей книги «Рекою жизни».
В Севастополе на памятнике бригу «Меркурий», одержавшему победу в неравном бою с двумя турецкими кораблями, прочла надпись: «Потомству в пример». Эти высокие слова не оставляли меня при чтении воспоминаний Ахрамеева В.Н.
Не берусь советовать учителям-филологам, но абсолютно уверена, что работа с этой книгой в любой форме, то ли на уроках внеклассного чтения, то ли в форме написания рефератов, принесет ученикам немалую пользу. Тем более, что Василий Никифорович в каждую школу передал экземпляры свого произведения. Тем более, что написана книга простым, выразительным, эмоциональным языком, а потому читается на одном дыхании.
Узнав, что автор действительно сам писал свою книгу, что даже редактированием никто не занимался, подумала, что одаренный человек одарен во всем: в учебе, в организации производственного процесса, в руководстве десятитысячным колективом, в создании книги, своеобразной художественной летописи прожитых лет.
Как уже было сказано, Василий Никифорович продолжает работать над 3-й частью своих воспоминаний и создает книгу о событиях в стране, городе, заводе в последнем десятилетии 20-го столетия и в первом десятилетии 21-го века. От всего сердца хочется пожелать нестареющему ветерану осуществления его планов, долгих лет жизни и плодотворной деятельности.
Н. Мулика
Страница 2 из 71