Вы здесь: ГлавнаяИстория города ТокмакаАхрамеев "Рекою жизни"Ахрамеев - Рекою жизни 2 - Глава 34 - Токмак

Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 34

XXXIV


Предприятие своей работой заслуживало высокой правительственной награды. Оно постоянно выступало пионером в освоении особо важных изделий в тот или иной исторический период. Оно с первых дней своего существования обеспечивало не только Таврические степи, но и многие просторы Российского государства почвообрабатывающей, посевной и уборочной техникой. Первым в стране поставило на серию трактор «Запорожец», нефтяной двигатель и первые дизели малой мощности. Волей судьбы было перепрофилировано на выпуск грозного оружия для военно-морского флота страны. До Великой Отечественной войны это было единственное предприятие, выпускающее современные высокого качества торпеды и мины. Это оружие в больших количествах закупалось высокоразвитыми капиталистическими странами. Война не сломила коллектив завода. Лучшие специалисты были эвакуированы в глубокий тыл. Они за короткий период наладили, практически на пустом месте в Каспийске, Алма-Ата и Петропавловске выпуск грозного оружия, отражавшего и побеждавшего злейшего врага человечества – фашизм. В двух названных городах остались дочерние заводы, продолжившие традиции токмакских специалистов-машиностроителей.

В 2005 году Алма-атинский завод № 172 им. С.М. Кирова отмечал свое 70-летие рождения. Свое начало он начал исчислять с 1935 года – начало торпедного производства на Токмакском заводе № 172 им. С.М. Кирова. Как мы отмечали выше, заводу №172 им. С.М. Кирова в г. Алма-Ата был присвоен номер и имя С.М. Кирова бывшего Токмакского завода.

Возвратившись на старое пепелище, коллектив завода уже с новым названием Дизелестроительный завод им. Кирова, за кратчайший срок залечил раны, поднялся на ноги и начал выпускать важнейшую продукцию высочайшего качества для страны.

Но беспечность директора завода Ф.Д. Компанца, партийного и профсоюзного комитетов, понадеявшихся на авось, потеряло высокую правительственную награду завода и награды новаторов, передовиков производства. Они не удосужились получить архивный документ о дате образования завода. Понадеялись на каталог продукции, выпущенной Фуксом в 1910 году, в предисловии которого он назвал «… мой завод во время основания в 1882 году…». Но это изречение не могло послужить архивным документом для официального празднования 75-летнего юбилея. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и Верховный Совет СССР не согласились с мнением Фукса, сказав руководству завода, что «Фукс в каталоге мог и ошибаться».

Только Президиум ВЦСПС, пожалев коллектив, наградил его «Почетной грамотой», и Запорожский Совнархоз объявил коллективу благодарность и наградил грамотами 40 человек, трудящихся завода.

Совершенно по-другому подошло руководство завода и общественные организации, к 100-летию завода в 1982 году. ЦК КПСС, Верховному Совету СССР, Совету Министров СССР, ВЦСПС и Министерству тяжелого и транспортного машиностроения были предъявлены архивные справки Центрального Государственного исторического архива № 1357 от 06.07.78 года № 157 и от 12.07.82 года, в которых одинаково сказано: «В Центральном Государственном Историческом архиве СССР в печатных справочниках, изданных на основании данных министерства финансов, торговли и промышленности, указывается, что завод земледельческих машин И.И. Фукса в г. Б.Токмак, Бердянского уезда Таврической губернии основан в 1882 году».

Основание: «Список фабрик и заводов России», С.-Петербург, 1910г., стр. 1012; «Список фабрик и заводов Европейской России», С.-Петербург, 1903г., стр. 322

Архивная справка послужила доказательством 100-летнего юбилея завода, и Верховный Совет СССР за успехи в развитии отрасли дизелестроения и освоение новых прогрессивных дизелей наградил завод Орденом Октябрьской революции и десятки дизелестроителей – высокими правительственными наградами, орденами и медалями, а также почетными званиями Украинской ССР.

В связи с этим хочется рассказать анекдотичный случай, как Бердянский завод «Дорожных машин» проспал свой столетний юбилей.

Летом 1983 года я, возвращаясь из командировки поездом Москва-Запорожье вместе с директором завода «Дорожных машин» Губановым Михаилом Николаевичем, как два старых друга разговорились за бутылкой шампанского о целях поездки в Москву. Михаил Николаевич с апломбом начал рассказывать, что он был у второго Секретаря ЦК КПСС Кириленко Андрея Павловича, обсудил с ним вопрос празднования 100-летнего юбилея завода. Получил благословение и разрешение на торжественное празднование. Я удивился визиту Губанова к Кириленко и спросил:

- А зачем был нужен визит к столь высокой персоне страны? Вы его хотели пригласить на празднование? Каким документом подтверждена дата основания завода?

Губанов достал какой-то замызганный отрывной календарь неизвестного происхождения, где на одном из листочков было сказано: «В 1883 году был основан в г.Бердянске Азово-Черноморский завод (впоследствии переименован на завод Дорожных машин).

- Вот документ, который подтверждает дату рождения нашего завода, - сказал Губанов.

Я посмотрел этот листок и сказал:

- Дорогой Михаил Николаевич, с этим листком надо сходить в отхожее место. При представлении документов в Верховный Совет, от Вас потребуют архивную справку, заверенную Государственным Архивом. Иначе Вам не поможет сам господь бог. А тем более уважаемый Андрей Павлович. На заводе им. Кирова в г. Токмаке был горький опыт при попытке отметить в государственном масштабе свое 75-летие. Приезжайте ко мне или пришлите ответственного человека, я ему дам адрес Центрального Государственного Исторического архива, и там Вы найдете дату основания своего завода, которая послужит основанием празднования 100-летия завода.

На второй день на завод им. Кирова явился секретарь парткома завода «Дорожных машин», получил нужные координаты и укатил в г. Ленинград за справкой. Привез. В ней было черным по белому написано, что Азово-Черноморский завод основан в 1882 году, то есть на год раньше, чем в замызганном календаре. Ни ЦК КПСС, ни Верховный Совет, ни Совет Министров СССР не смогли разрешить заводу Дорожных машин в 1983 году отметить свой 100-летний юбилей. Им везде четко сказали: «Ребята, поезд ушел, и догнать его невозможно». А.П. Кириленко Губанову посочувствовал и изрек: «Откуда я мог знать, что у тебя нет архивного документа? Помочь ничем не могу. Надо было не спать!»

 

Вход / Регистрация

Сейчас на сайте