Валерий Козырь
Что такое история (концепция)
(Страница будет дополняться и редактироваться)
1. История - это наука, которая устанавливает последовательность событий, делает выводы об их причинах и проверяет объективность фактов.
2. История - память человечества. Общество, не помнящее своего прошлого, можно уподобить человеку страдающему Болезнью Альцгеймера. Вроде бы и жив, но совершенно беспомощен.
К сожалению, человечество имеет обширный отрицательный опыт, но и и он может быть полезен в плане недопущения его повторения. Например : фашизма, расизма и т. д.
Но, вместе с тем, когда речь идет об опыте, нельзя преувеличивать его значение, так как обстоятельства в точности никогда не повторяются. "Нельзя войти в одну и ту же реку дважды".
3. История, как наука, должна служить торжеству справедливости. Для этого она должна правдиво и полно излагать все факты и обосновывать причинно-следственные связи. Даже без лжи факты можно подать так, что не вникающий во все нюансы человек может проглядеть истину. Как в том старом анекдоте:
Решили Брежнев и Картер устроить забег. Картер выиграл. На следующий день американские газеты пишут: Картер пришел первым, Брежнев - последним", а советские: "Брежнев финишировал вторым, а Картер - предпоследним".
При этом не сказано ни слова лжи, но материал подан так, что создается впечатление, будто соревнующихся было много. Тогда результаты представляются другими. И таких "полу-правдивых" методов дезинформации достаточно много. Что же говорить, когда в ход идет хитрая ложь?
Историческая справедливость - это правдивая история. Казнокрад должен быть назван казнокрадом, лжец - лжецом, взяточник - взяточником. И если с реабилитацией в отдельных случаях дела обстоят приемлемо, то в инкриминировании прошлых преступлений - они не обстоят никак.
4. История, которая написана в интересах какой-либо общности людей (расы, нации, государства, города, класса, сословия, рода, семьи, личности и т.д. и т.п.) не может быть объективной и является лженаукой. Как правило, такая "история" служит для обоснования территориальных претензий, превосходства одной общности над другими, перераздела материальных благ и создания образа "врага" (для сплочения нации). Для широких масс такая "наука" является средством оболванивания ("патриотического воспитания") с последующим использованием в качестве "пушечного мяса".
5. История делается каждый день, а значит, и СЕГОДНЯ. Любое произошедшее событие - объект изучения истории. И если она фальсифицируется, то это происходит, чаще всего, тоже сегодня. Всякий сегодняшний обман - завтрашняя фальсификация истории.
6. История маленького городка не менее важна для его жителей, чем история государства, потому что их жизнь протекает именно здесь. Здесь жили их предки: радовались и огорчались, любили и ненавидели, достигали (или не достигали) своих целей, рожали и воспитывали детей, работали и отдыхали и. т. д. Историческая справедливость важнее всего там, где мы живем, потому что она определяет наше мировоззрение, наше отношение к обществу и своему месту в этом обществе.
7. Расхожая фраза: "люди, не знающие историю, - склонны повторять ошибки прошлого" палка о двух концах. Использовать исторический опыт (как инструмент) можно как во благо, так и во вред обществу. (Будущий диктатор не совершит ошибки прошлого и проведет репрессии более масштабно и скрытно).
8. Люди и общности должны помнить прошлое, но не жить им. Живущего прошлым человека или общество можно сравнить с водителем, у которого вместо лобового стекла находится зеркало заднего вида. Идея, объединяющая людей (род, нацию, расу), не может лежать в прошлом. Людей объединяет общая цель, а она находится в будущем.
Новый альманах, посвященный вопросам урбанистики "Фронтири міста" - Скачать