Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 33
XXXIII
Дизель создавался, но завод наращивал выпуск некачественной продукции. С каждым днем с мест эксплуатации поступало огромное количество жалоб во все инстанции страны, вплоть до Центрального Комитета партии. Наркому минсудпрома предложено было разобраться с положением дел, серьезно наказать руководство завода.
Директора завода Компанца Феодосия Даниловича и Могилевского Ивана Силантьевича срочно вызвали в наркомат для объяснений столь неблагополучного положения с качеством вышеуказанных дизелей. Разбор был намечен у заместителя Наркома судостроительной промышленности на 6 марта 1953 года.
У заместителя наркома на столе лежала огромная папка с жалобами и резолюциями высоких инстанций о привлечении к ответственности руководителей завода. Директор завода Компанец Ф.Д. пытался откреститься и свалить всю вину на технические службы, которые допустили запуск в серийное производство некачественных двигателей. Но это не снимало с него ответственности за положение дел на заводе. Не только директору и главному инженеру намечались серьезные меры наказания. В те времена Сталин за такие дела мог расстрелять или отправить в ГУЛАГ на каторжные работы на длительный срок, мотивируя вину как вредительство и работу по заданию капитализма. Заместитель наркома видел, что сидящие перед ним люди не повинны в сложившейся ситуации. Он понимал, что уже приняты меры, создан и запущен в производство новый дизель. Он долго и мучительно искал возможность спасти сидящих перед ним честных и преданных делу руководителей большого коллектива. В кабинете стояла гробовая тишина, только тихо работал радиоприемник, на который никто не обращал внимания. И вдруг в тишину кабинета ворвался четкий голос Левитана, сообщавший о смерти вождя всех народов Сталина Иосифа Виссарионовича. Заместитель наркома и руководители завода им. Кирова долго сидели молча, огорошенные неожиданным сообщением, поглядывая друг на друга. Ни о каком разборе дела уже не могло быть речи. Тогда заместитель наркома взял в руки толстую папку, закрыл, и как бы взвешивая на руках, смотрел на нее. Затем открыл нижний ящик стола, положил и, закрыв, сказал: «Товарищи, вы родились в рубашках! Я возьму на себя ответственность и уничтожу это грязное дело. Прошу вас, уезжайте домой, немедленно прекратите это производство, и делайте только новые двигатели. Я постараюсь вас защитить. Да, думаю, сейчас в высших инстанциях будет не до этого. Езжайте и спасайте себя и своих людей. Вам чертовски повезло. Счастливого плавания».
С этого момента на заводе было запрещено даже говорить о двигателях ч 13/18. Всеми силами тушили разгоревшийся пожар вокруг качества этих дизелей. В 1953 году, в первый год освоения нового двигателя, коллектив работал с утроенной энергией, круглые сутки без выходных и праздничных дней и выпустил 1253 дизеля, которые начали завоевывать у заказчиков авторитет себе и коллективу завода. С этого времени дизели с эмблемой «ЗиК» служили гарантией качества и долговечности. И не только морской флот, но и десятки других отраслей стремились применить у себя дизели и дизельгенераторы с эмблемой «ЗиК». В 1954 году выпуск этих дизелей возрос на 32,6 процента.
Конструкция двигателя была настолько совершенная, что нею заинтересовались многие отрасли. На завод посылались заказы на дизельгенераторы от завода «Уралмаш» на буровые установки, связь дала заявки на разработку автоматизированных дизельгенераторов для радиорелейных линий. Железная дорога просила разработать надежный более мощный дизельгенератор на краны мощностью 25 тонн. Были получены заказы от сельского хозяйства, лесного хозяйства и других отраслей. Конструкторский отдел был загружен под завязку. Потребовались грамотные инженерные кадры, а имеющиеся работали по полторы-две смены и без выходных.
Судостроителям страны потребовался главный судовой двигатель для работы на буксирах в морских и речных портах. Для этих целей была разработана специальная муфта, которая бы передавала мощность двигателя на винт корабля, с пониженным числом оборотов винта в 2 и 3 раза, т.е. в 500 и 750 оборотов в минуту. Такие муфты были спроектированы, испытаны и уже в 1954 году установлены на главные судовые двигатели. И завод в первый год производства изготовил 309 штук. Главный судовой двигатель мощностью в 90 л.с. долгие годы бороздил воды, бороздит еще и сейчас в морских и речных портах не только страны, но и зарубежья.
Перед созданным специальным конструкторским бюро завода была поставлена задача разработать конструкцию и запустить в производство лубрикаторы М-8-500 для комплектации газоперекачивающих компрессоров, выпускаемых Сумским заводом им. Фрунзе. Параллельно завод начал осваивать специальную топливную аппаратуру для комплектации дизелей ленинградского завода «Звезда». Он успешно справился и с этой сложнейшей задачей по заказам подводного флота.
Министерство судостроительной промышленности обязало завод выпустить специальные гидроподъемники для подачи снарядов из трюмов крейсеров к палубным орудиям. И, наконец, стране потребовались компрессоры для холодильников, которые выпускал Одесский завод холодильных установок.
Я столь подробно останавливаюсь на такой обширной номенклатуре изделий, которые заводу пришлось осваивать и выпускать в сложнейший послевоенный период. Коллектив понимал, что после разрухи страна нуждается в производстве не только оборонной продукции, но и в малой энергетике для различных отраслей промышленности, а также в выпуске бытовой техники для народа и товаров народного потребления. В 1953 году был организован серийный выпуск полуторных кроватей с хромированными спинками. Свое 75-летие коллектив встречал с большими производственными и экономическими успехами. Из года в год успешно справлялся со все возрастающими государственными заданиями и планами по всем технико-экономическим показателям.
Все достигнутое – результат самоотверженного труда и плодотворных усилий коллектива. Главную роль в стремительном росте производства, в завоевании авторитета марки «ЗиК» сыграли инженерные службы конструкторов, технологов, металлургов, которые возглавляли талантливые руководители-инженеры: Могилевский, Эрдели, Ягудин, Малегин. Они подобрали, обучили и воспитали молодых конструкторов, технологов, металлургов, механиков и энергетиков, которые в последствии стали опытнейшим ядром инженерных кадров, сыграли свою роль в завоевании коллективом признания не только внутри страны, но и во многих странах мира. С этими людьми мы еще не раз будем встречаться в дальнейших событиях жизни предприятия. Эти люди привели завод на новую ступень его развития.