Вы здесь: ГлавнаяИстория города ТокмакаАхрамеев "Рекою жизни"Ахрамеев - Рекою жизни 2 - Глава 62 - Токмак

Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 62  

LXII


Оставалось решить еще один серьезный вопрос – снять с производства устаревшие конструкции дизелей и дизельгенераторов 4ч 10,5/13 мощностью 40 л.с. и 6ч и 6чН 12/14 мощностью 80-180 л.с., заменив их двигателем одной размерности, которая бы обеспечивала нужды всех потребителей. Стояла задача разработать конструкцию современного двигателя, отвечающего мировому уровню мощностью 40-300 л.с. Началась разработка рядных двигателей в 3-4-6-тицилиндровом исполнении размерностью ч и чн 12/14. Были изготовлены и испытаны образцы двигателей, которые могут полностью заменить все модификации выпускаемых двигателей. Они значительно легче, современный дизайн и все технико-экономические параметры отвечают мировым стандартам. Опять возник вопрос.

Снятие с производства старых конструкций дизелей, спроектированных в 1936 и 1950 годах и замена их новым поколением, повлекут за собой целую череду сложнейших вопросов. Во-первых, надо создать новую конструкцию, которая потребует больших капиталовложений на замену почти всего агрегатного оборудования и технологических линий на обработку многих деталей. Во-вторых, как быть с десятками тысяч старых машин, работающих во многих отраслях хозяйства страны? Они еще будут в эксплуатации не менее десяти-пятнадцати лет, и на них потребуются запасные части. Нужно будет продолжить их выпуск и запчастей к ним еще долгие годы. Поэтому надо думать, как решить эту задачу.

Но на запуск в производство нового поколения двигателей на действующем заводе взамен старых традиционных заказчики денег не дадут, ибо их пока устраивает устаревшая продукция, которая полностью удовлетворяет их нужды как по количеству, так и по качеству. Государство этим вопросом также заниматься не будет. Оно еще не закончило финансирование реконструкции завода под выпуск двигателя УТД-20 и достижение проектной мощности. Потребуются огромные средства на строительство нового мощного современного завода в г.Токмаке, предусмотренного постановлением ЦК КПСС и Совета Министров под выпуск двигателя ЧН 14/14мощностью 600 л.с.

Надо самим искать выход из создавшейся ситуации, чтобы не отстать и держаться на плаву. Меня подстегивал к решению этого вопроса тот факт, что через пару лет будет готова конструкция нового поколения современных двигателей. Изготовлены первые образцы таких машин, которые на стендовых испытаниях демонстрировали прекрасные технико-экономические показатели. Еще год-два потребуются на доводку конструкции, согласование технических условий с заказчиками и проведение ведомственных и государственных испытаний. В одной из встреч с директором Запорожского моторостроительного завода авиационных двигателей Омельченко Василием Ивановичем поделился с ним своим горем. Он, не задумываясь, говорит: «Я тебе посоветую, как можно решить твою задачу. Сейчас на Донбассе, еще по решению Хрущева Н.С., закрывается очень много нерентабельных шахт. При каждой шахте жители поселков и шахтеры остаются без работы. Я уже третий год в г.Снежное на территории закрытой шахты создаю филиал, куда постепенно передаю производство турбинных лопаток на реактивные двигатели. Первоначально использовались нами шахтные наземные здания и сооружения, а сейчас мы построили новые цехи, обучили у себя рабочих и инженерные кадры и успешно делаем сложнейшую продукцию, освободив от ее производства головной завод. Советую поехать посмотреть. Думаю, тебе понравится идея и ты решишь задачу».

Воспользовавшись советом Омельченко, я с заместителем директора по строительству и главным технологом выехали в Снежное. Мы увидели чудо. Омельченко построил на территории бывшей шахты большой производственный корпус, оснастил новейшим оборудованием и начал изготавливать турбинные лопатки. На этом заводе уже работало более трех тысяч человек. Строился еще один производственный корпус, который позволит Запорожью передать производство не только лопаток, но и дисков и даже полностью облопаченных и отбалансированных роторов.

Используя идею Василия Ивановича Омельченко, я усиленно начал искать закрытые шахты с безработными поселками для создания филиалов, которым можно будет передать производство устаревших дизелей, дизельгенераторов и запчастей к ним, а также ряд узлов и деталей на новые двигатели. Такую шахту нашли в городе Торезе шахтоуправления им. Киселева комбината «Торезантрацит». Без особых усилии получили согласие комбината, шахтоуправления и исполкома горсовета г.Тореза. Исполком горсовета выдал нам официальный документ, в котором значилось, что на 01.01.1973 года численность трудоспособного населения в городе, занятого в домашнем и личном подсобном хозяйстве составляет более пяти тысяч человек, нуждающихся в трудоустройстве 1700 человек, из них мужчин – 150 и женщин – 1550. Кроме этого, пенсионеров-льготников, нуждающихся в трудоустройстве возрастом 45-50 лет, более 2000 человек. В письме также сообщается, что население, нуждающееся в трудоустройстве, к 1975 году возрастет еще на 15-20 %, в основном, за счет пенсионеров-льготников. Это же Клондайк! Можно смело открывать филиал. Целесообразность создания филиала на базе закрытой шахты диктовалась еще и тем, что на земельном участке имелись: железнодорожная ветка, асфальтная подъездная дорога, электроэнергия, вода и канализация, а также, оставшиеся после закрытия шахты, кое-какие здания и сооружения, которые на первых порах можно было использовать, приведя их в порядок. В срочном порядке нами была согласована с председателем Торезского совета депутатов трудящихся И. Ермоленко, директором шахтоуправления им. Киселева, начальником комбината «Торезантрацит» М.Срибным и Министром угольной промышленности Украины Н.М. Худосовцевым передача с баланса на баланс шахты №27 и здания административно-бытового комбината балансовой стоимостью 112 тысяч рублей. Неожиданно я встретил страшное сопротивление по передаче шахты со стороны председателя исполкома Донецкого областного совета депутатов трудящихся Д.М. Гридасова. Почти год я осаждал Гридасова, четырежды был у него на приеме, но он уперся, объясняя это тем, что мы будем использовать территорию и рабочую силу Донбасса, а все объемные показатели и прибыли будут засчитываться запорожцам. Только второй секретарь Запорожского обкома компартии А.Н. Пантелеев по моей просьбе сумел убедить Гридасова.

Ему это удалось потому, что до откомандирования в г.Запорожье вторым секретарем обкома партии он сам, уроженец Донбасса, последнее время работал вторым секретарем Донецкого обкома. На уговоры Гридасова практически ушел год. После всех согласований 17 апреля 1973 года приказом №136 министра тяжелого энергетического и транспортного машиностроения В.Ф. Жигалина было формально разрешено создание хозрасчетного филиала дизелестроительного завода им. Кирова в г.Торезе. Шахта была передана с баланса на баланс. Нам предписывалось обеспечить капитальный ремонт зданий и сооружений до 1 августа 1973 года.

Когда мы внимательно изучили состояние зданий и сооружений, то убедились, что они ремонту не подлежат. Построены они в 1923 году, никогда не ремонтировались и пришли в полную непригодность. Посоветовавшись с заместителем директора по капитальному строительству Лавриновичем Сергеем Денисовичем, пришел к выводу, что все старье проще снеси и на его месте построить современный цех с бытовками. Так и сделали. Начали строить новый трехпролетный корпус для производства детских велосипедов и смесителей горячей и холодной воды, освободив от изготовления этих изделий головной завод. Но ведь строительство новых корпусов и капитальный ремонт старья – существенная разница. По сути дела мы начали строить новый завод без разрешения Министерства и Совета Министров. Надо узаконить наши действия, иначе – тюрьма на долгие годы за незаконное расходование государственных средств в крупных размерах. Взяв чертежи цеха и фотографии стройки, поехал я к министру с повинной. Прежде чем идти к министру, зашел к начальнику главного управления капитального строительства Пастернаку Борису Афиногеновичу. Разложил перед ним чертежи и фотографии и рассказал о сложившейся ситуации. Он внимательно выслушал, затем посмотрел на меня и сказал: «Молодой человек, это тюрьма. Мне жаль тебя. Надо думать, как тебя спасать. Ты хороший директор, много делаешь полезных дел для страны и людей. Ты рискнул пойти на такой шаг не ради личной выгоды, а ради создания рабочих мест шахтерам, лишившимся работы и куска хлеба их семьям. Давай думать, что нам делать, как увести тебя от тяжелой ответственности?»

Долго мы обсуждали всевозможные варианты доклада министру. Наконец решили просить его выделить деньги заводу на строительство цеха для производства товаров народного потребления за счет средств капитального ремонта министерства. Но это надо делать через председателя Совета Министров. Требуется его поручение Госплану и министерству на выделение таких денег заводу. Он спросил: «Какие у тебя отношения с куратором нашего министерства в Совете Министров Позмоговым Евгением Николаевичем?»

«Очень хорошие. Он был на заводе, интересовался подготовкой производства двигателя на боевые машины пехоты УТД-20. Остался доволен ходом работ. Часто общаюсь с ним по телефону. Иногда захожу к нему, докладываю о работе завода. Очень чуткий, отзывчивый, хороший человек», - рассказал я.

«Тогда сделаем так, - начал Борис Афиногенович, - ты идешь к министру, докладываешь о своей непристойной деятельности. Он вызывает меня. Не говори, что был у меня. Я сделаю вид, что впервые слышу о таком безобразии, обругаю тебя самыми последними словами, обзову преступником. Затем скажу: «Владимир Федорович, надо спасать этого молодого человека. Ведь он хороший директор. Предложу обратиться к председателю Совета Министров Косыгину Алексею Николаевичу с письмом за Вашей подписью с просьбой разрешить профинансировать стройку за счет средств капитального ремонта министерства для создания производства товаров народного потребления. А ты, как только министр подпишет письмо, скачи к Позмогову Е.Н., чтобы он лично доложил Косыгину А.Н. и получил поручение Госплану и министерству».

Все прошло по разработанному нами сценарию. Заводу выделили 900 тысяч рублей на строительство производственного корпуса для изготовления товаров народного потребления.

Вскоре нашли еще одну закрытую и свободную шахту «Сумская-Комсомольская» в пгт Фащевка Ворошиловградской области. Здесь согласование передачи шахтного комплекса прошло по зеленой улице. Под филиал были выделены 16 гектаров земли, средства на капитальный ремонт, на создание комплекса по изготовлению поршней для выпускаемых заводом им. Кирова дизелей всех размерностей.

В перспективе эмим двум филиалам намечалось передать производство дизелей 6ч и 6чн 12/14 и ч 10,5/13, высвободив площади для производства нового поколения двигателей.

На обоих филиалах развернулось строительство мощностей своими силами без участия строительных организаций. В г.Торезе построили корпус, в котором начали массовый выпуск детских велосипедов и смесителей горячей и холодной воды. Построили также хороший инструментальный цех, бытовой трехэтажный корпус, гальванику для хромирования смесителей и деталей велосипеда.

В Фащевке освоили выпуск осей с колесами для шахтных вагонеток и целый ряд деталей для дизеля 4ч 10,5/13. Затем приобрели в Германии два сборных утепленных металлических корпуса типа «Берлин» с мостовыми пятитонными кранами площадью по 9 тысяч м2 каждый.

Начали монтаж этих корпусов в Торезе и Фащевке под будущее производство дизелей, передаваемых с головного завода. Завод растет не по дням, а по часам. Усовершенствуется производство, внедряются прогрессивные технологические процессы: холодное выдавливание, литье поршней методом жидкой штамповки, освоенном впервые в нашей стране только на нашем заводе, а также многих деталей по выплавляемым моделям. Широко внедрена выплавка металла в индукционных печах, алмазная обработка, изготовление деталей из пластмасс.

Вход / Регистрация

Сейчас на сайте