Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 26
XXVI
После всех революций, гражданской войны заводы Фукса и Клейнера были переименованы в производственные общества «Киранон» и «Триумф» и вошли в подчинение уездному СНХ.
На заседании профсоюзных комитетов этих предприятий в мае 1919г. было принято решение о возобновлении производства сельхозорудий.
Но продолжавшаяся гражданская воина и интервенция на территории Украины не позволяли восстановить разрушенные заводы и начать выпуск изделий.
В 1922г. оба предприятия были слиты в одно предприятие под названием «1-й Государственный завод сельскохозяйственных машин и орудий уездного СНХ». Управление ВСНХ РСФСР выдало задание - план на первый хозяйственный год по изготовлению жаток, буккеров, 2-х лемешных плугов, молотилок, веялок и борон.
В день 5-й годовщины Великого Октября заводу было присвоено название «Красный Прогресс» в составе всесоюзного объединения тяжелого машиностроения. При этом была поставлена задача, положить начало организации на заводе советского двигателестроения.
Завод, наряду с продолжающимся ростом выпуска сельхозмашин и орудий, приступил к подготовке производства нефтяных двигателей малой мощности (12-18 л.с).
Был создан моторный отдел, организован инструментально-ремонтный цех, началось строительство кузнечного и литейного цехов, и было организовано фабрично-заводское ученичество.
В 1923/24 хозяйственном году на заводе «Красный Прогресс» уже работало 733 рабочих и служащих и произведено 825 первых нефтяных двигателей разной мощности. В этот период заводу было дано задание освоить производство тракторов «Запорожец» по опытному образцу трактора, изготовленного под руководством инженера Унгера Л.А. на одном небольшом госзаводе в селе Кичкас, расположенном вблизи г. Александровска (ныне г. Запорожье).
Первые трехколесные тракторы с нефтяным двигателем 12 л.с. были изготовлены и демонстрировались на с/х выставке в Москве в августе 1923г., затем в Иране на Тегеранской выставке осенью 1923г. вместе с образцами нефтяных двигателей мощностью 12 и 18 л.с.
Трактор «Запорожец» был отмечен Дипломами обеих выставок и изготавливался заводом до 1927г. включительно.
Всего было изготовлено и поставлено артелям и колхозам около 800 таких тракторов.
В последующие годы продолжался рост производственной мощности завода, увеличивалась численность работающих.
В 1925г. на заводе работало 1196 человек, в том числе 1026 рабочих и 170 служащих. Было изготовлено 622 нефтяных двигателя мощностью 12 л.с. и 680 двигателей мощностью 18л.с. Производство сельхозмашин и орудий начало сокращаться.
В конце 20-х годов завод «Красный Прогресс» переходит в подчинение Всесоюзному дизельному объединению «Союздизель» и уже в 1931 году приступает к всестороннему изучению и испытаниям нескольких образцов лучших по тому времени зарубежных дизелей малой мощности.
Испытания проводили будущие авторы проекта, научные работники Всесоюзного научно-исследовательского дизельного института (ВНИДИ). Было принято решение произвести разработку нового советского маломощного двухтактного дизеля с безвоздушным распылением топлива (бескомпрессорного). Будущий дизель должен был заменить двухтактный нефтяной двигатель.
Уже к началу декабря 1932г. проект и рабочие чертежи были представлены институтом для изготовления опытных дизелей мощностью 6 и 15л.с. На заводе было организовано изучение техдокументации, обучение и подготовка исполнителей для изготовления опытных дизелей.
Первые дизели были изготовлены и испытаны к 16-ой годовщине Октябрьского переворота. Результаты оказались положительными. Дизель, получивший название «Пионер», был готов к запуску в серийное производство.