Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 27
XXVII
В 1933 году был принят второй Государственный пятилетний план развития страны. Главной задачей плана являлась коренная техническая реконструкция всего народного хозяйства, резкое увеличение выпуска промышленной продукции, организация оборонной промышленности.
Интересы обороны страны потребовали создания мощного Военно-Морского флота и производства совершенно новой продукции - морского оружия для вооружения кораблей и строящихся подводных лодок.
Для решения этих задач требовалось строительство новых предприятий, а также перепрофилирование производств на имеющихся крупных предприятиях.
9 июля 1935 года Президиум ЦИК СССР присваивает заводу «Красный Прогресс» имя выдающегося деятеля партии и государства СМ. Кирова. Завод переводится в ведение Наркомата судостроения страны и принимается решение о технической реконструкции заводского производства с целью специализации его на выпуск не только двигателей, но и организацию параллельного производства по выпуску самоходных морских мин, т.е. торпед для нужд ВМФ.
Так на базе промышленного производства завода «Красный Прогресс» родился оборонный торпедный завод №175 им. СМ. Кирова Наркомсудпрома.
Главной продукцией завода с этого времени стало изготовление для нужд ВМФ страны, а позднее также для продажи на экспорт эффективного морского оружия - парогазовых торпед.
При этом завод продолжал производство нефтяных двигателей и дизелей.
В этот период на северном Кавказе в районе города Махачкала на промышленной площадке местечка Каспийск велось строительство нового специализированного завода для изготовления торпед. Завод назывался «Двигательстрой», имел №182 Министерства (наркомата) судостроения.
Приводим подробные сведения из книги "Такова торпедная жизнь". Автор Р. Гусев. С.-Петербург, 2003 г.)
Началом морского оружия можно считать изобретение морской мины. Территорию Государства Российского с севера, востока и юга омывают воды морей и океанов. Созданный еще Петром I российский флот нуждался не только в пушечном вооружении, но и в эффективном минном оружии для защиты своих берегов и морей от разного рода любителей чужого.
Первые мины были применены во время Крымской войны с Турцией в 1853-1856 гг., когда англо-французская эскадра, чтобы закрепить свои успехи на Черном море, решила атаковать Кронштадтскую Российскую крепость на Балтике. Однако неожиданно для себя, услышав под днищами кораблей какие-то странные взрывы, эскадра быстро ретировалась. Стало понятно, что для обороны морских баз и фарватеров для прохода кораблей, минное оружие весьма эффективно.
Но мина неподвижна. Она закреплена на якоре в определенной точке водной поверхности. К ней должен сам корабль подойти, коснуться ее, только тогда произойдет взрыв. Значительно было бы лучше, если бы мина сама могла двигаться к цели. Конструкция мин изменялась, совершенствовалась, отрабатывались способы их применения, но идея создания самодвижущейся мины витала в воздухе и будоражила умы изобретателей.
На первом этапе создавались буксируемые мины, мины тестовые, т.е. пытались каким-либо образом подвести мину к кораблю-цели лодками, катерами и другими способами.
В середине 80-х годов девятнадцатого века в России в мастерских Кронштадтской крепости над созданием подводной лодки и самодвижущейся мины трудился изобретатель-самоучка Иван Федорович Александровский. Работа двигалась медленно, с большими трудностями, методом проб и ошибок.
В 1866 году английский изобретатель, австро-венгерский подданный Роберт Уайтхед разработал и запатентовал свою конструкцию самоходной мины и назвал ее «торпедо». Его «Торпедо» имела скорость хода 6-7 узлов (10-12км/час), дальность хода 400-600 метров и вес заряда 8 кг.
Слово «торпедо» латинского происхождения. Так называется морская придонная рыба - электрический скат.
Теперь этот самоходный подводный снаряд, созданный человеком стал называться торпеда.
Торпеда Уайтхеда, как всё гениальное, была простой по конструкции и в общих чертах представляла собой снаряд сигарообразного вида, состоящий из головной части с зарядом, затем средняя часть с баллоном для сжатого воздуха, с клапанами, запирающим и перепускным, а также регулятором давления, сзади находилась поршневая машина с приводом на гребные винты и хвостовая часть с рулями.
Очень важным изобретением был гидростатический аппарат глубины, управлявший ходом торпеды на определенной заданной глубине. Надо сказать, что созданная Уайтхедом торпеда оказалась в дальнейшем универсальной при разработке последующих современных торпед.
Даже "рыбное" название этого подводного снаряда нашло применение при создании новых торпед. Торпедистам известны такие "рыбки" как торпеда "КИТ", торпеда "ОМУЛЬ", опытная торпеда "ДЕЛЬФИН".
Самоходная мина российского изобретателя - самоучки И.Ф. Александровского появилась только в 1874 году и позднее также была востребована флотом России.
Однако предприниматель Уайтхед успел до этого времени организовать в г. Фиуме (Италия) массовое производство своей торпеды и продал её для вооружения флотов Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии.
Россия также приобрела в 1874г. для своего флота 100 торпед Уайтхеда по 4000 руб. золотом за штуку.
В 1878 г. в январе месяце Россия первой применила купленные торпеды в войне с Турцией на Черном море, потопив ими сторожевой турецкий корабль.
Это была первая жертва нового морского оружия-торпеды.
Организатором торпедной атаки был лейтенант флота Степан Осипович Макаров, будущий адмирал флота Российского.
В 1878 году торпеда Уайтхеда была воспроизведена в мастерских Кронштадта и до самой первой мировой войны Российский флот наряду с покупками торпед в г.Фиуме получал также торпеды с Обуховского Петербургского завода, начавшего их производство.
И фиумская торпеда Уайтхеда, и российская торпеда Александровского имели калибр 45см, относились к классу пневматических торпед, т.е. их двигатель работал на сжатом воздухе без подогрева.
Торпеды были "холодными". Над их усовершенствованием работали торпедисты во всех странах, но работа двигателя на сжатом воздухе ограничивала конечный результат. Требовалось каким-то образом повысить энергопотенциал двигателя, "разогреть" сжатый воздух за счет подачи и сжигания керосина в каком-либо подогревательном торпедном агрегате. Только это могло позволить увеличить скорость и дальность хода торпеды.
Век тепловых пневматических парогазовых торпед начался с создания там же в г. Фиуме торпеды 45-12 перед первой мировой войной в 1912 году.
В России в период революционных событий 1917 года и последующих лет гражданской войны торпедное дело было отброшено назад.
В 1935 году на базе приобретённой в г. Фиуме техдокументации была разработана в научном минно-торпедном институте (НИМТИ) флота документация на тепловую парогазовую торпеду Т45-36 калибра 45см. Торпеда предназначалась для использования с кораблей, подводных лодок и самолетов – торпедоносцев.
С изготовления этого типа торпед началась торпедная жизнь завода №175 в г.Токмаке на Украине в 1935 году.
В это же время в НИМТИ перерабатывается фиумская документация на торпеду калибра 53см, которая под индексом Т53-38 принимается для серийного производства на заводе №175 и на вооружение ВМФ.
Эта торпеда имела скорость хода 45 узлов на дистанции 4км, что соответствовало техническим данным зарубежных пневматических торпед.
С торпедами Т45-36 и Т53-38 Советский Военно-Морской флот вступил в Великую Отечественную войну с фашистской Германией в 1941 году.
В годы войны торпеда Т53-38 была модернизирована на заводе талантливыми инженерами-торпедистами во главе с Кокряковым Дмитрием Андреевичем и поступила на вооружение ВМФ под индексом Т53-39. Скорость хода торпед за счет максимально возможного увеличения мощности двигателя была увеличена до 51 узла.
Для воздушных парогазовых торпед в калибре 53 см это был предел технических возможностей по скорости и дальности хода.
Наступала эра создания торпед на новых видах окислителя, с турбинными вместо поршневых двигателями, с оснащением торпед аппаратурой самонаведения на цель, с неконтактными взрывателями, с приборами маневрирования.
Следует отметить, что в годы войны 1941-45гг. в немецком флоте имелись бесследные электрические торпеды Q-7Е, самонаводящиеся на цель торпеды Т-5, появились экспериментальные торпеды, в которых в качестве окислителя вместо воздуха использовалась маловодная перекись водорода, позволившая получить скорость хода торпеды до 45 узлов при дальности хода до 22км.
В японском флоте имелись кислородные торпеды с дальностью хода 19 км при скорости 50 узлов.
В Советском Союзе создание новых торпед затормозилось из-за войны и эвакуации торпедных заводов и НИИ. Упало и количество изготовления торпед. К концу 1942г. поставка торпед флоту практически прекратилась, а в 1943-44гг. выпуск торпед составил лишь 23% от довоенного уровня.
Новый бурный рост создания и производства торпед в Союзе начался сразу по окончании ВОВ 1941-45 гг. Достаточно сказать, что если за 20 лет до войны (20-40 годы) на вооружение ВМФ СССР поступило 2 образца корабельных торпед, то за 20 послевоенных лет (1945-1965гг.) их оказалось более 15-ти. Причем принципиально различных. И почти столько же - за последующие 20 лет.
Была создана целая серия электрических торпед, парогазовых торпед на новых окислителях (кислород, водный раствор спирта, маловодная перекись водорода), авиационные и противолодочные торпеды, универсальные и малогабаритные торпеды, торпеды дальноходные увеличенного калибра и подводные скоростные торпедо-ракеты.
За век с четвертью на вооружении кораблей, подводных лодок, торпедных катеров и авиации состояло 65 образцов торпед. И сегодня специалисты-торпедисты работают над созданием новых более совершенных образцов морского оружия, над модернизацией и повышением технических и эксплуатационных характеристик торпед, находящихся на вооружении ВМФ.
Завод также участвует в этой работе. Специалисты отдела Главного конструктора отслеживают результаты эксплуатации созданной на заводе торпеды Т53-65К, проводят НИР и ОКР по созданию глубоководной торпеды, проводят совместные работы по договорам и рамочным соглашениям с инозаказчиками.
Торпеда является одним из самых сложных видов морского оружия. Она эффективна в действии, изящна и "стремительна" конструктивно, требовательна в эксплуатации. Она требует грамотного и аккуратного обращения с собой, беспрекословного, педантичного выполнения всех требований указанных в технической документации. В определенных случаях она "капризна" и опасна, примеров этому немало. Эти её качества накладывают отпечаток на технический уровень и культуру производственных и эксплуатирующих организаций, на квалификацию лиц всех специальностей, работающих с торпедами на заводе изготовителе, на пристрелочной станции, на флотских арсеналах, кораблях и подводных лодках, и даже на заводах-поставщиках заготовок для производства особо нагруженных в торпеде узлов.
В нашей истории, к сожалению, имели место трагические случаи, когда из-за небрежности, из-за неграмотности, допущенной при изготовлении и испытании узлов, агрегатов и собранных торпед, возникали опасные ситуации с летальным исходом.