Вы здесь: ГлавнаяИстория города ТокмакаАхрамеев "Рекою жизни"Ахрамеев - Рекою жизни 2 - Глава 28 - Токмак

Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 28 

XXVIII


В соответствии с Государственным планом на вторую пятилетку, предусматривавшим коренную техническую реконструкцию всего народного хозяйства страны, коллектив завода «Красный Прогресс» еще в 1935 году начал подготовку к выполнению этой важнейшей работы. Мероприятиями по реконструкции завода, разработанными комиссией «Союздизеля», предусматривалась специализация завода на выпуск увеличенного количества нефтяных двигателей и дизелей повышенной мощности, а также создание отдельного производства по выпуску оборонной продукции.

В процессе реконструкции на заводе строятся новые цехи: механосборочный, меднолитейный, ремонтно-механический. К началу 1936г. были введены в строй другие новые цехи: инструментальный, кузнечный, парокотельный. Начались работы по обеспечению передачи на завод электроэнергии от Днепрогэса им. В.И. Ленина.

Следует особо отметить, что, несмотря на большую работу по реконструкции, Государственный план заводу предусматривал увеличение выпуска продукции в 1935 году по сравнению с 1934г., без увеличения численности работающих. С целью его выполнения на заводе было организовано движение рабочих за освоение техники, за пересмотр устаревших технических норм, за привлечение всех рабочих к учебе в различных технических школах и кружках.

Начавшаяся подготовка производства к освоению изготовления торпед для ВМФ, оснащение завода большим количеством высокопроизводительного станочного и специального оборудования остро поставили вопрос о подготовке технических специалистов среднего звена - бригадиров, мастеров, механиков, начальников участков. Успех теперь зависел от способности кадров овладеть новой техникой, новыми условиями и приемами работы.

С этой целью на заводе начали действовать трехгодичные курсы мастеров, на которых слушатели наряду с общеобразовательными предметами изучали организацию производства, чтение чертежей, металловедение, электронику. На специальном курсе изучали конструкцию, технологию и ТУ по торпедному производству. Выпускные экзамены принимала специальная Государственная комиссия.

Наряду с внутризаводской подготовкой технических кадров, по решению Союзного правительства на завод для укрепления инженерно- технических служб централизованно направляются выпускники ряда технических ВУЗов страны, командируются специалисты с оборонных заводов.

В Ленинградском военно-механическом институте создается специальный факультет морского оружия, на который переводят студентов 2-3-х курсов из многих других ВУЗов.

На заводе руководителем торпедного производства, по существу вторым директором, назначается инженер-капитан 2 ранга Алферов Владимир Иванович.

Он являлся кадровым офицером Военно-Морского флота, кавалером Ордена Ленина. Был направлен в г. Токмак для организации на заводе им. СМ. Кирова параллельного торпедного производства. Обладая незаурядными организаторскими способностями, он в короткое время создал на заводе необходимые технические и производственные службы по освоению и выпуску первых парогазовых торпед Т45-36, за что вместе с рядом других работников завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Незадолго перед войной с фашистской Германией был переведен в г.Махачкалу, где строился новый торпедный завод №182 и был там директором до конца 1941 года, принимал наш завод при эвакуации из г.Токмака. В начале 1942г. он, являясь уполномоченным Государственного Комитета Обороны, был переведен в Москву в Наркомат Судостроения, принимал участие в Государственной Комиссии по выбору места для пристрелочной станции на озере Иссык-Куль. Позднее работал в руководящих органах в атомном производстве страны.

Проводимая реконструкция завода, оснащение производства специальным оборудованием, подготовка кадров рабочих и специалистов, привлечение квалифицированных инженеров-оборонщиков – все эти меры позволили заводу в 1935г. организовать торпедное производство параллельно с продолжающимся и все увеличивающимся выпуском нефтяных двигателей и дизелей. Завод «Красный прогресс» стал двухпрофильным: дизелестроительным и торпедным заводом.

Первые отечественные тепловые самоходные мины-торпеды Т45-36 калибра 45см, изготовленные на заводе им. С.М.Кирова, поступили на вооружение кораблей, подводных лодок и авиации Военно-Морского флота СССР в конце 1937 - начале 1938 года.

Согласно архивному отчету о работе завода за 1937-38 годы в 1937г. при плане 45шт. было изготовлено 27 торпед, из них 19 авиационных, в 1938г. при плане 800шт. было изготовлено 436 торпед из них 246 авиационных.

Как всякая принципиально новая продукция, изготовление первых торпед шло с большими трудностями. Техническая документация на торпеду была воспроизведена Научно-исследовательским Минно-торпедным институтом (НИМТИ) флота и нуждалась в серьезной корректировке и доработке. Большие трудности возникли в отливке из оловянистой бронзы корпусных деталей поршневой машины, стендовых испытаниях и проверках, а также при морской пристрелке изготовленных торпед на Феодосийском полигоне.

Несмотря на трудности, завод сумел относительно быстро организовать новое для себя направление производственной деятельности и, начиная с конца 1938 г., успешно справлялся с планами снабжения флота торпедным оружием.

За успешное выполнение задания по организации производства отечественного морского оружия и выполнение заданий второй пятилетки, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 20 марта 1939 года наградил орденами и медалями 16 тружеников завода им. СМ. Кирова. Орденами Трудового Красного Знамени были награждены работники торпедного производства: гл.инженер Уткин Б.П., нач. цеха Резчик П.Х., представители ВМФ т.т. Алферов В.И. и Розенштейн М.Б., Зорин И.И., руководитель конструкторской группы Серебряков Г.Т. Специалисты-производственники т.т.: Ходак А.И., Буканов В.В., Жидков А.И., Кулаков И.И., Кубатченко З.Ф., Цехмейстер П.В., Яблоков И.Д. - были награждены другими орденами и медалями. Получили награды руководители и труженики также дизельного производства.

Это были первые, но не последние награды, полученные тружениками завода им. СМ. Кирова за свой добросовестный труд на благо повышения обороноспособности страны и оснащенности ВМФ.

Вход / Регистрация

Сейчас на сайте