Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 29
XXIX
Воскресным утром 22 июня 1941 г. учащиеся специальной технологической группы курсов мастеров завода собрались в механическом цехе № 1 для сдачи выпускных экзаменов. До прихода членов экзаменационной комиссии обменивались друг с другом своими знаниями, вопросами и, конечно, волновались.
Во время экзаменов появился начальник этого цеха Резчик П. Х. Он был крайне взволнован. «Товарищи! - сказал он. Немецко-фашистские войска напали на нашу страну. Только что состоялось экстренное совещание у директора завода по вопросу организации работы предприятия в условиях войны. По мобилизации уходят на фронт первые 250 рабочих, ИТР и служащих».
Большинство из ушедших тогда на фронт домой не вернулись. У проходной завода после войны им поставлен памятник.
Так для заводчан и для всей страны наступила роковая дата, от которой пошел отсчет долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны советских людей с фашистской Германией. Война в истории Родины стала тяжелейшим, ни с чем, наверное, не сравнимым по трагичности событием. Поколению заводских ветеранов, сменившему тогда школьную форму на военную или рабочую спецовку, она дала первый толчок к познанию своей причастности к всенародной борьбе с фашизмом, к общей личной судьбе и судьбе Отечества, к их неразделимости.
Война явилась суровым испытанием для нашего общественного и государственного строя, для нашего коллектива, для каждого соотечественника.
Как и все советские люди, труженики предприятия чувствовали себя мобилизованными на защиту своей Родины. Рабочие, инженеры, техники, служащие осаждали военкомат с одним требованием:
- Пошлите на фронт, хочу с оружием в руках защищать нашу землю!
Военком терпеливо отвечал:
- Армия без надежного тыла сражаться не может. Поэтому на фронт пойдет не каждый.
Мирный труд заводского коллектива 22 июня закончился. Вместо мобилизованных на фронт, на их рабочие места становились молодые люди, пенсионеры. Поддерживая боевые действия Красной Армии своим героическим трудом в тылу, кировчане вступали в ряды народного ополчения, в санитарные производственные дружины, создавали отряды самообороны, сдавали в фонд обороны свои сбережения и облигации Государственных займов.
В цехах и службах завода ни один не уходил с рабочего места, пока не убеждался, что задание всей бригадой выполнено. На заводе проявлялся массовый трудовой героизм, чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
Боевым лозунгом заводчан стал призыв и слова: «Все для фронта! Все для победы!».
Ежесуточно выполняя напряженные, срочные заказы для фронта, кировцы готовили предприятие на случай его эвакуации в глубокий тыл.
Под руководством директора завода, секретаря парткома с участием руководителя военной приемки был разработан детальный план эвакуации. В соответствии с этим планом в цехах установили монорельсы, проложили ж/д путь к местам погрузки тяжелого оборудования. Были намечены ответственные руководители за оперативное выполнение всех вопросов в случае эвакуации.
18 августа 1941г., в связи с угрозой захвата немецко-фашистскими войсками г. Запорожья, из облисполкома по телефону было получено распоряжение о начале эвакуации. В этот же день поврежденный Днепрогэс прекратил производство электроэнергии. Завод перешел на обеспечение электроэнергией от своей силовой станции, находившейся в резерве.
Нелегко было заводчанам снимать станки, кузнечное, литейное и энергетическое оборудование со своих мест и фундаментов, готовить их в далекий путь. Многие плакали, не стыдясь своих слез.
С тяжелым сердцем люди оставляли опустевшие цехи и отделы, а потом и свои дома и близких. Бросали все, что нажито и создано своими руками. Дома оставались малые дети под присмотром престарелых и пожилых родителей и родственников. С собой брали, по сути, ручную кладь с крайне необходимым. Помогала в это очень тяжелое время вера в то, что это не надолго, что враг через месяц-другой будет разбит и все вернется на свои места.
Несмотря на близость вражеских войск и участившиеся налеты вражеской авиации, эвакуация прошла организованно. Были полностью эвакуированы работники завода, вывезено оборудование, готовая и незавершенная продукция, материалы и комплектующие изделия, вся технологическая и конструкторская документация.
Эвакуацией руководили директор завода Компанец Ф.Д., главный инженер Зорин И.И., руководитель военной приемки Розенштейн М.Д. Руководитель торпедного производства Алферов В.И. был незадолго до этого откомандирован в г. Махачкала на завод №182. Эвакуация началась с отправки первого железнодорожного состава с оборудованием и людьми 21 августа, последний состав ушел 16 сентября.
Для обеспечения эвакуации потребовалось 947 вагонов и платформ. Последними оставили опустевший завод на рассвете 5 октября члены ликвидационной комиссии во главе с начальником отдела кадров Радомским А.В. Город Большой Токмак фашисты захватили 7 октября 1941 года.
Железнодорожные составы с оборудованием и людьми под бомбежкой вражеской авиации держали путь на юго-восток к месту назначения: Северный Кавказ, Дагестан, г. Махачкала, завод «Двигательстрой».
Завод «Двигательстрой» начал строиться в 1932 году как оборонный завод для производства торпед Т53-38 и Д-4. Его закрытое название «Завод №182». Он возведен в 10-12 км от г. Махачкала в пригороде, так называемом соцгородке Каспийск.
К началу Великой Отечественной войны на заводе уже было создано торпедное производство. Руководил заводом инженер-капитан 2 ранга т. Алферов В.И. Он хорошо знал Токмакский завод № 175 им. С. М. Кирова, знал его руководителей и тружеников торпедного производства. Это в значительной мере помогло быстро, без каких-либо задержек осуществить приемку людей, размещение и ввод в действие прибывшего эвакуированного завода №175. Завод №175 влился в состав завода «Двигательстрой» и стал называться объединенным торпедным заводом №182.
Первый эшелон прибыл на место в конце августа. Разгружаемое оборудование с ходу монтировалось в производственных и подсобных помещениях. Люди получали жилую площадь в соцгородке Каспийск и в городе Махачкала.
Отводя себе на сон и отдых не более 4-5 часов в сутки, машиностроители с Украины в одной семье с сынами и дочерьми Дагестана в кратчайший срок приступили к выпуску продукции.
По решению Государственного Комитета Обороны (ГКО) страны и командования Северокавказского фронта объединившимся заводам было поручено срочно организовать изготовление и поставку на фронт ротных и батальонных минометов, бомбометов БМБ-1 для глубинных бомб, пулеметов-пистолетов ППШ, магнитных авиационных донных мин АМД-500 и АМД-1000 весом 500 и 1000 кг соответственно, а также снарядов для зенитной артиллерии, зажигательных авиабомб и мин для минометов.
Для производства корпусов снарядов и мин был выделен цех во главе с Резчиком П.Х. и Мавриным М.В. Изготовление другого вооружения осуществлялось в нескольких цехах (№№1,4,9) под руководством и контролем главного инженера завода №175 Зорина И.И.
Работа по изготовлению оружия и боеприпасов осложнялась не только до предела сжатыми сроками поставки их фронту, но и тем, что техническим службам завода было необходимо с представленных образцов изделий разработать конструкторскую и технологическую документацию, разработать необходимую оснастку и мерительный инструмент, а снабженческим службам обеспечить цеха материалами, которые отсутствовали в торпедном производстве.
Так, например, технологическая оснастка для изготовления зенитных снарядов была спроектирована в течение одной ночи, а изготовлена в металле в двухсуточный срок. Станок для прошивания нарезов в канале ствола пулемета-пистолета ППШ умельцами службы механика и специалистами-технологами во главе с Самойловым В.И. был создан на базе имевшегося старого протяжного станка модели «Ойл-Гир» в течение трех суток.
Буквально в считанные часы специалистами технических служб и передовиками-рабочими были разрешены возникшие трудности при нанесении делений на прицельных дисках минометов, при нарезке внутренней резьбы на корпусах снарядов, при наволакивании металла во время прошивки пуансонами ствольной части ППШ и т.п. Оперативное решение подобных вопросов позволило организовать поточное изготовление боевой техники и боеприпасов буквально за 5-7 суток.
Зимой 1942 г. на объединенном заводе был создан специальный участок по механической обработке корпусов мин. Кроме нескольких опытных станочников, на участок токарями было направлено 60 ребят и девчат в возрасте 15-16 лет. Половина новичков состояла из детей, эвакуированных из Ленинграда, Ростова, Таганрога и др. городов. Увидев исхудавших, с печальными лицами подростков, мастер участка Капинос СМ., переведенный сюда с другого участка, почувствовал, как его сердце сжалось и к горлу подступил ком. Обращаясь к юному поколению, он сказал:
- Вам суждено так рано заменить своих отцов. Они ушли на фронт. Я научу вас изготавливать оружие. С ним в руках ваши отцы обязательно одолеют врагов. Это будет наша общая Победа.
Начальник участка Маврин М.В. и мастер Капинос С.М. три недели упорно учили новичков. К концу четвертой недели молодежный участок выполнил 50% месячной программы. В следующем месяце задание было выполнено на 100%.
Вспоминая об этом времени, тогда 16-летняя девушка, впоследствии ветеран завода Иванько Л.Г. (Буркова) сказала:
«Сразу же по прибытии из г. Токмака на завод № 182 нас разместили в молодежном общежитии, прикрепили к столовой завода и оформили учениками-станочниками. Я начала свою работу в цехе №4, где начальником был Маврин М.В. Работали в две смены по 12 часов, а при пересмене рабочий день доходил до 16 часов. Было тяжело, уставали. Но молодость, вера и надежда на лучший завтрашний день помогали все переносить. Помогала четкая организация работы, высокая дисциплина, взаимопомощь и взаимовыручка, личная ответственность за выполнение заданий. Как часто этого не хватает сегодня! При приближении линии фронта к Северному Кавказу мы, молодежь, ходили на заготовку соли в мелководных заливах моря.
Более старшие женщины привлекались к приему раненых солдат из вагонов и доставке их в госпиталь. Мужчины после работы занимались рыбной ловлей в море, ее засолкой и вялением для личных нужд, для заводских столовых и госпиталя.
В середине ноября 1942 г. я с родителями эвакуировалась с последней группой заводчан на теплоходе «Серго Орджоникидзе» через море в г. Красноводск, а оттуда поездом в Алма-Ату».
C прибытием завода им. С. М. Кирова на площадку завода «Двигательстрой», руководство объединенным заводом было возложено на представителя ВМФ инженер-полковника Розенштейна Михаила Борисовича. Работавший до этого директор Алферов В.И. был отозван в Москву и являлся представителем Государственного Комитета Обороны (ГКО).
Только один год работал завод им. СМ. Кирова на Кавказе после эвакуации. В августе 1942 года г. Махачкала и соцгородок Каспийск оказались в прифронтовой полосе. Участились налеты вражеской авиации. Государственый Комитет Обороны своим Постановлением от 20 августа № 2193 принимает решение об эвакуации всего объединенного завода в более надежный тыл.