Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 30
XXX
Эвакуации не подлежала только некоторая часть оборудования и людей, занятых выполнением срочных заказов для фронта.
В ночь на 12 августа 1942 г. по приказу директора устанавливаются сроки и график остановки цехов и демонтаж оборудования.
Одновременно в Казахстан в города Алма-Ату и Петропавловск, куда должен прибыть эвакуируемый завод, направляются инженерно-технические группы специалистов для изучения и согласования с местными властями основных вопросов по размещению оборудования и семей тружеников завода, по разработке проектов строительства и энергоснабжения завода на новых местах.
Главная роль в работе этих групп отводилась специалистам технологам, строителям и энергетикам.
При эвакуации необходимо было людей, все эвакуируемое оборудование, материалы и прочее переправить через Каспийское море с западного берега на восточный к железнодорожной станции города Красноводск (Туркмения).
Эвакуация осуществлялась непосредственно из г. Махачкалы теплоходом в г. Красноводск, а также из г. Махачкалы по железной дороге в г. Баку (Азербайджан) и из Баку паромами и баржами также в г. Красноводск. Всего через г. Баку, а оттуда паромами, было отправлено 500 вагонов с оборудованием, инструментом и приборами.
О грандиозности и сложности этой эвакуации можно судить хотя бы по тому, что для перевозки из г. Красноводска в Казахстан людей, оборудования и материалов потребовалось 1800 вагонов и платформ.
Большая часть людей, оборудования и другого имущества из г. Красноводска направлялась в г. Алма-Ату, оставшаяся часть - в г. Петропавловск.
Руководили эвакуацией - директор объединенного завода инженер-полковник Розенштейн М.Б., главные инженеры заводов №№ 175 и 182 т.т. Зорин И.И. и Каганович С.М., с участием представителя Государственного Комитета Обороны инженер-капитана 2 ранга Алферова В.И.
Ответственность за полноту и сохранность эвакуируемого имущества возлагалась на руководителей цехов и подразделений завода. Ответственность за сохранность особо ценного специального оборудования возлагалась на руководителей энерго-механического управления (ЭМУ) тт. Кравцова И.Е., Трофимова Г.И., Жолквера М.В., Иванько Г.И.
Город Красноводск во время эвакуации завода представлял собой «большой муравейник» с тысячами людей, сотнями грузовых мест, десятками железнодорожных поездов и вагонов, двигающихся в противоположные стороны. Казалось, невозможно что либо понять, вовремя сделать и не потеряться. Но это не так. Благодаря хорошо проведенной подготовительной работе перед эвакуацией, особой требовательности т. Алферова В.И. и руководства завода, все заводские грузы были упакованы, снабжены указательными табличками о том, что упаковано, куда направлять груз по железной дороге, какой вес груза, как с ним обращаться.
Каждый заводчанин знал, в какой вагон и с кем должен грузиться, кто является старшим по вагону, кто отвечает за порядок и охрану вагона.
Более того, в такое сложное время была организована выдача многим заводчанам на дорогу небольшого сухого пайка в виде крупы, лапши, макарон и других продуктов. Во время движения в Казахстан на больших станциях имелась возможность один раз в сутки получить горячую похлебку, запастись кипятком. Охрану состава осуществляли заводчане, медицинское обслуживание проводили медицинские работники завода.
Первый железнодорожный состав с людьми и оборудованием прибыл в Алма-Ату 31 августа 1942 года, второй - 8 сентября. Полностью эвакуация завершилась в ноябре. Все составы встречали на станции уполномоченные от завода и городской администрации. Людей сразу направляли в места временного проживания, грузы учитывались и разгружались.
Согласно докладной записке руководства завода в адрес комиссии партконтроля при ЦК партии от 9 декабря' №2185 в г. Алма-Ату к этому дню прибыло:
работников завода со своими семьями - 11485 человек;
оборудования - 929 единиц;
незавершенного производства - около 5000 тонн;
материалов различных - 5600 тонн.
На заводе к этому времени уже было смонтировано 370 единиц оборудования и запущено в работу 119 единиц из числа поступившего ранее.
Часть оборудования и грузов лежали на станции Алма-Ата II из-за отсутствия транспорта для доставки их на завод. Особо тяжелые станки и кузнечное оборудование вообще доставлялись на завод вручную и конной тягой на подкладных катках и полозьях по морозному снегу.
Прибывший осенью 1942 г. в г. Алма-Ату завод №182 был не единственным предприятием эвакуированным сюда. Еще раньше в город были эвакуированы заводы и организации из Ворошиловграда (Луганск), Таганрога, Одессы, киностудии и театры из Ленинграда и Москвы, научные учреждения и значительное число беженцев из захваченных врагом западных районов страны.
В городе в короткий срок увеличилось население более чем в 2,5 раза. Не хватало помещений и жилья для размещения людей, предприятий и организаций, не обеспечивалась потребность в электроэнергии, транспорте, медицинских и детских учреждениях. Для республики и города это было непростое и нелегкое время. Казахстан превратился в мобилизационный центр страны. Здесь формировались и уходили на фронт десятки дивизий, бригад и отдельных частей. Республика приняла, разместила и кормила десятки предприятий, организаций, учебных заведений, тысячи беженцев из оккупированных врагом районов страны.
Особо тяжелые испытания выпали на долю кировчан и тружеников «Двигательстроя», составлявших общий коллектив эвакуированного завода №182, по прибытии в г. Алма-Ату. Из 11485 человек, прибывших к декабрю, в городе и на станции Алма-Ата-1 было размещено 11165 человек.
Разделительными стенками между семьями в местах проживания часто служили развешенные одеяла, простыни и другие «тканевые» стены. Как говорится «жили в тесноте, но не в обиде», а часто за общим столом и застольем.
Нельзя не отметить того, что, несмотря на возникшие неудобства и трудности, жители города, хозяева частного жилья относились к заводчанам доброжелательно, с полным пониманием. Жили и трудились в единой семье братских народов во имя Победы над врагом.
Ветеран завода, участник двух эвакуации, бывший главный инженер ОКБ Терентьев А.С. вспоминал: «В те суровые годы условия труда и быта по нынешним меркам были просто невыносимыми. Работали по 12-15 часов, часто без выходных. Помещения не отапливались. Жили в общежитиях по несколько семей в одной комнате. Многие ночевали прямо в цехе. Пищу готовили из сахарной свеклы с добавкой отрубей. Все выдавалось по карточкам. В столовой кормили практически один раз в день по талонам ВГП и УДП (второе горячее питание и усиленное дополнительное питание). Все понимали, что это необходимо, без этого самоотверженного труда завод нескоро начнет работать»...
Было не просто тяжело, а очень тяжело.
Согласно паспорту завод, созданный в г. Алма-Ате на базе эвакуированного завода № 182, вошел в систему 2-го Главного управления Наркомата Судостроения СССР в IV кв. 1943 г. как завод № 175 им. СМ. Кирова, т.е. Токмакский торпедный завод родился второй раз. Продукцией завода было определено изготовление с 1944 г. по 1949 г. :
торпед Т53-38 и Т53-39;
зарядных отделений АУЗО и УПЗО для этих торпед;
ремонт и необходимые проверки и испытания реквизированных немецких торпед Q7-А.
Родившись во второй раз в Алма-Ата, завод активно включился в изготовление боевой техники, которая помогала стране бить фашистов вооружением завода на море и на суше до победного конца. Главную роль в становлении завода на новом месте играл приобретенный опыт и навыки с начала торпедного производства рабочими и инженерными кадрами в г.Токмаке. Эвакуированные вместе с заводом в глубокий тыл кадры, вначале в Каспийске, а затем в Алма-Ата, являлись костяком производственных коллективов на этих заводах.
Без знаний и опыта производства токмачан эти заводы не смогли бы начать производство вооружения в максимально короткие сроки.