Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 37
XXXVII
В стране началось постепенное бегство московских специалистов, направленных в совнархозы на периферию. В Москву со всей своей свитой сбежал председатель запорожского совнархоза Ивановский Георгий Иванович. Инициатор запорожской автомобильной эпопеи Мартиросов, начальник управления машиностроения, так же смазал пятки и ускользнул в Москву. На свежей, еще героической эйфории успел всплыть на поверхность Компанец Феодосий Данилович, заняв вакантное место начальника управления машиностроительной промышленности Запорожского совнархоза.
Вся вина за плохую работу дизелестроителей-токмачан легла на плечи главного инженера завода Могилевского Ивана Силантьевича и ближайших соратников. Ф.Д. Компанец при любом удобном случае запорожцам рассказывал о том, что завод в г.Токмаке без него не сможет нормально работать. Там, мол, нет достаточно опытных и грамотных кадров, «они постоянно заглядывали мне в рот, а сами совершенно беспомощны принять грамотное решение». Этот тезис незаменимости мешал Феодосию Даниловичу оказывать заводу помощь в проведении какой-либо реконструкции завода, не смотря на то, что он входил в состав руководимого им управления.
Запорожский совнархоз под организацию производства автомобиля «Запорожец» проводил большие работы по реконструкции многих заводов, а также строительство новых производств.
Огромные капиталовложения выделялись на реконструкцию почти всех цехов завода «Коммунар», а также на строительство новых – прессо-сварочного для штамповки и сварки кузовов, цехов подготовки производства. Мелитопольский дизелестроительный подвергся полной реконструкции на старой площадке, и в срочном порядке на окраине города было начато строительство нового моторного завода. Рядом с ним был заложен и бешеными темпами строился завод «Автоцветлит», оснащенный немецким оборудованием для плавки и отливки в кокиль магниевого блока двигателя и других литых деталей.
С юго-западной стороны г. Токмака строился кузнечно-штамповочный завод. Один дизелестроительный завод им. Кирова на последнем издыхании боролся за выполнение планов двух слитых воедино заводов без дополнительных капитальных затрат. Инициатива Ф.Д. Компанца выходила ему боком.
Переход предприятий Запорожской области в состав Приднепровского совнархоза не улучшил финансирование завода им. Кирова. Начальником управления машиностроения этого совнархоза назначен Ф.Д. Компанец. Он, не получив за идею не только великих, но и вообще никаких наград, продолжал всеми силами давить завод, не давая ему поднять голову. Единственный объект, который был восстановлен штурмом – кузнечный цех. Без этого цеха не возможно было начать выпуск автомобиля «Запорожец». Ожидать в скором времени получения поковок с нового завода «Центрокуз» - нереально.
Механосборочный цех строился очень медленно из-за необеспечения финансированием. Выпуск дизелей без этого цеха постоянно сдерживался из-за недостатка распредвалов, вкладышей, толкателей, клапанов, шестерен, кожухов маховика, коробок шестерен, турбонагнетателей и многих других узлов и деталей. Постоянно сдерживался выпуск дизелей отсутствием топливной аппаратуры. Цех для ее производства не начинался строиться не только из-за финансирования, но даже из-за отсутствия технической документации.