Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 36
XXXVI
В 1958 году по инициативе прибывшего вместе с председателем совнархоза Ивановским Г.И. начальника управления машиностроения Мартиросова, Запорожский совнархоз выступил с предложением перед ЦК КПСС и Советом Министров СССР начать в Запорожье производство советского легкового микроавтомобиля для массового потребителя страны. Базовой моделью был взят автомобиль итальянской фирмы «Фиат». Для начала производства предлагалось использовать освободившиеся мощности завода «Коммунар» от производства зерноуборочных комбайнов. Вторым весомым аргументом выставлялось наличие широкого, тонкого автомобильного листа для штамповки кузова, который производил завод «Запорожсталь», а также использование высоколегированных сталей завода «Днепроспецсталь», алюминия и магния для отливки моторных деталей Алюминиевого и Титано-магниевого заводов.
Партией и правительством была одобрена и поддержана инициатива запорожцев. Для подготовки проектных работ были привлечены институты бывшего Министерства автомобильной промышленности. Началась полная реконструкция завода «Коммунар». К производству автомобиля были подключены десятки машиностроительных заводов не только Запорожского региона, но и других областей и республик СССР.
Одним из ключевых вопросов встал вопрос производства автомобильного двигателя. Прорабатывалось два варианта. Двигатель начать изготавливать на Токмакском дизелестроительном заводе им. Кирова или же на Мелитопольском дизелестроительном заводе им. Микояна. Перевес был у мелитопольцев из-за того, что он производил дизели и дизельгенераторы меньшей мощности, изготовление которых шло по технологии массового производства. Немаловажное влияние оказал в пользу Мелитопольского завода Михаил Павлович Макаревич, главный инженер управления машиностроения совнархоза, работавший до этого главным инженером этого предприятия. Мелитопольцы активно боролись за автомобильный двигатель из-за предстоявших больших капиталовложений в его производство.
Вопрос перевода Мелитопольского дизелестроительного завода им. Микояна и освобождения его от выпуска дизелей и дизель-генараторов специально обсуждался на заседании Запорожского совнархоза. Требовались большие капитальные затраты не только на организацию выпуска автомобильного двигателя, но и на создание мощностей на новом месте для выпуска не менее важной дизельной продукции мелитопольцев.
Мелитопольский дизелестроительный завод им. Микояна специализировался на выпуске дизелей и дизельгенераторов для судостроения размерности Ч 10,5/13 в одно-двух-четырех и шестицилиндровом исполнении мощностью от 10 до 60 л.с. Выпуск их составлял более восьми тысяч штук в год. Передать на другие заводы страны это производство не было никакой возможности.
На совете рассматривался вопрос передачи этого производства на Токмакский дизелестроительный завод им. Кирова. Но свободных площадей у него не было. Требовалось строительство новых площадей и особенно цеха топливной аппаратуры.
Объемы производства в Мелитополе практически равнялись объемам токмакского завода.
Производство в Токмаке лихорадило литейное производство, находящееся в приспособленных, примитивных условиях. Обсуждение зашло в тупик. Решение напрашивалось в двух вариантах. Первое: строить в Мелитополе цеха на новой площадке или же проводить большую реконструкцию двух заводов.
Обстановку разрядил, выступивший на совете директор Токмакского завода Компанец Феодосий Данилович. Он заявил, что мы можем постепенно разместить производство мелитопольских дизелей у себя на заводе без больших капитальных вложений. Потребуется только небольшая реконструкция литейного цеха, восстановление, разрушенного в войну кузнечного цеха и строительство механосборочного цеха с испытательным участком площадью примерно 10-12 тыс. м2, а также цеха топливной аппаратуры площадью 6 тыс. м2.
Все с большим облегчением вздохнули. Кончились предложения всяких нереальных вариантов решения вопроса.
Начали поздравлять героя-инициатора, который с такой легкостью разрешил проблему. Важно и то, что она решается без больших капиталовложений. Притом директор взял обязательство удвоить выпуск продукции на Токмакском заводе, безболезненно освоив мелитопольские дизели и дизельгенераторы.
На второй день, на утренней оперативке завода с участием всех заместителей директора, секретарей парткома и комсомола, председателя завкома и начальников всех цехов и отделов, Феодосий Данилович доложил о решении Совета Запорожского совнархоза передать производство дизелей и дизельгенераторов из Мелитополя в Токмак. Он не преминул при этом высказать, что в этом деле инициатива принадлежит лично ему.
Все сидящие были шокированы таким сообщением. Главное, удвоение производства должно осуществляться практически без наращивания производственных мощностей. В зале заседания царила тишина, казалось, люди перестали даже дышать. Все сидели с опущенными головами. Они боялись даже посмотреть друг другу в глаза, не могли отвести взгляд от сидящего за большим столом, обтянутым зеленым сукном, заставленным всевозможными приборами, заваленным в беспорядке бумагами, с гордо поднятой головой Наполеончика.
Долго длилась тишина. Шок постепенно проходил. Руководители отделов и цехов начали выступать и говорить Компанцу, что он допустил грубейшую ошибку и не только потому, что согласился с передачей мелитопольского производства, но и потому, что сам затянул петлю на шее коллектива. Все выступающие говорили, что завод совершенно не располагает свободными площадями, а если пойти на уплотнение оборудования, то это будет кромешный ад.
На заводе даже без уплотнения в настоящее время отсутствуют элементарные бытовые условия для работающих. Он располагает на 4000 работающих, одной жалкой столовой на 100 посадочных мест. В цехах нет ни одного теплого туалета, его даже нет в заводоуправлении. В литейном и сварочном цехе нет ни одного рожка душевой с теплой водой, не говоря уже о механических цехах. Есть одна жалкая баня на несколько душевых рожков.
Рабочие в пропитанной маслом и эмульсией, замусоленной до блеска одежде идут на работу и с работы через весь город. В цехах в зимний период холод такой же, как и на улице. Восстановление кузницы и строительство нового механосборочного цеха будет длиться не один год. Нам мягко стелют, да будет жестко спать.
Приемку завода надо начинать уже сегодня. Компанец выслушал руководителей отделов и цехов и резюмировал: «Ребята! Решение принято и утверждено постановлением Совета совнархоза. В ближайшие дни мы его получим. Сейчас надо думать, как справиться с таким почетным заданием».
К 1961 году был завершен прием дизельного производства. Все оборудование было размещено на существующих площадях. Прекращено производство кроватей, и на этих площадях, в так называемой шахте, начали производить в основном чугунные детали: блоки, головки, коллекторы корпуса муфт, диски сцепления и многое другое. Оборудование было настолько уплотнено, что пройти между станками могли только тонкие стройные женщины и девушки, похожие на моделей на подиуме. На заводе даже ходила быль, что начальник цеха топливной аппаратуры Гейжа Михаил Григорьевич с первого взгляда при приеме на работу говорил: «Тебя принять на работу не могу, твой зад не протиснется между станками».
Первых два года оба завода делали узлы и детали, а Токмакский завод собирал и испытывал двигатели. Если в 1959 году на заводе им. Кирова было выпущено 3730 дизелей размерности Ч 12/14, то в 1960 году вдвоем отоварили 12085 дизелей.
В 1961 году на Токмакском заводе производство резко упало и было сдано уже 10949 дизелей, особенно упал выпуск одноцилиндровых и четырехцилиндровых мелитопольских дизелей. Завод им. Кирова в 1961 году из месяца в месяц проваливал государственный план по объемам и в номенклатуре. Производство многих деталей осуществлялось даже в вытесненных кладовых, складских помещениях и в конторах, которые располагались на первых этажах. Для токмакских дизелестроителей наступили черные дни.