Вы здесь: ГлавнаяИстория города ТокмакаАхрамеев "Рекою жизни"Ахрамеев - Рекою жизни 2 - Глава 20 - Токмак

Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 20 

XX


Дорогой читатель. Я вынужден отвлечься от изложений повествования о начале работы на дизелестроительном заводе им. Кирова в качестве директора. Мне кажется, более правильно будет, если я обращусь к истории и остановлюсь на вопросе заселения людьми безжизненных просторов, которые расположены на плодороднейших черноземах. Второй вопрос, который меня побуждает это сделать, - в 2007 году заводу исполнилось 125 лет со времени его основания. Но сегодняшнее руководство совершенно не интересует эта важнейшая историческая дата. Два года назад мною было внесено руководству предложение достойно и торжественно отметить это событие. Но этих людей больше интересовал вопрос окончательного уничтожения стратегически важного для Украины предприятия. Главная задача этих людей – вырезать все, что можно, и сдать в металлолом. Нажиться самим и позолотить ручку киевским и запорожским чиновникам, у которых огромный опыт превращения богатейшей страны в нищенку без собственной промышленности и аграрного сектора. То что же тогда можно говорить об одном каком-то предприятии, умирающем городе на базе которого он вырос, развивался и обеспечивал нормальную жизнь проживающих в нем людей? Активно способствует уничтожению предприятия Запорожская областная администрация, областной совет, местный мэр и горсовет. Естественно, закрывают глаза на разорение города, завода и обнищание населения силовые структуры, которые переплелись в коррупционных сделках с вышеназванной властью. Поэтому в дальнейшем повествовании я решил показать уважаемому читателю, в каких условиях зарождалась жизнь в наших краях, какие усилия прилагали предки современных «варваров» по созиданию и стремлению к прекрасной жизни своих детей, внуков, правнуков.

Итак, дорогой читатель, почитай эту поучительную историю, сделай вывод и оцени титанический труд своих предков, боровшихся за ваше счастье и процветание.

На бескрайних ковыльных степях, порезанных небольшими речками, и на берегах могучего Днепра, в долинах и на лугах собирались огромные стада мамонтов, бизонов, ящеров, оленей, диких лошадей и других животных и зверей. Древнейшие поселенцы селились и охотились, а также занимались собирательством различных съедобных растений. Менялись эпохи, уничтожались и исчезали отдельные виды животных, укрупнялись скотоводческие племена, которые приручали и разводили животных. Одомашнивался крупный рогатый скот, лошадей приручали и приспосабливали для верховой езды. Постепенно в мире создавались цивилизации и государственные объединения. В этом краю скифы создали первое в восточной Европе могучее государственное объединение, которое просуществовало несколько веков. Скифов изгнали сарматы, а последних оттеснили тюрко-болгарские племена, которые также продолжали кочевать по тучным пастбищам, орошаемым свежими водами Днепра и речек, впадающих в него и Азовское море. В наше тысячелетие по степям гуляли половцы, которые не давали покоя народам Древней Руси. За эти земли и пастбища шли непрерывные битвы. Во многих из них принимали участие князья Древней Руси, борясь с половцами, монголо-татарами, турками.

О тех временах нет свидетельств, письменных источников, которые бы освещали борьбу разных народов за выживание и независимость. Только сотни курганов, раскиданных и возвышающихся на необозримых степных просторах, в какой-то мере рассказывают о государствах, их правителях, культуре, обычаях, нравах, развитии религиозных вероисповеданий древнейших людей, которые в битвах отстаивали эти территории, богатые пастбищами, скотом, рыбой и растительностью.

В V веке до нашей эры Северное Причерноморье посетил древнегреческий историк Геродот, который подробно описал историю и быт скифов в книге «История» т. IV. Он сообщил, что гробницы старейших царей находятся в Герах». Герой скифы называли реку Молочную, то есть здесь жили царские скифы, которым были подвластны скифы-кочевники, скифы-земледельцы и скифы-пахари.

В 514 году до нашей эры персидский царь Дарий с огромной армией напал на скифов. Скифский царь Иденфирс избрал тактику партизанской борьбы. Заманив персов вглубь своей территории, он постоянными нападениями уничтожил армию персов. Дарий вынужден был убегать с небольшими остатками своего войска. В окрестностях города Токмака археологи нашли скифские захоронения возле сел Садовое и Виноградное. В 1983 году возле села Виноградное обнаружено скифское женское захоронение, которое было разграблено еще в древности. В нем были найдены бронзовое зеркало, два небольших горшочка для парфюмерии, железный нож, ожерелье из раковин каури. Даже по этим предметам можно сделать заключение о первоначальном богатстве этого захоронения.

В 1981 году киевские археологи раскопали уникальный Чунгульский Курган возле села Заможное, в котором было захоронение знатного половца. Там, где река Чунгул впадает в р. Молочную, находился курган шестиметровой высоты. Около похоронной ямы лежали скелеты пяти лошадей со сбруей и седлами, украшенными позолоченными серебряными бляшками. На уступах ямы нашли останки десяти баранов. Такие ямы обычно сооружали для царей. Ученых смутил грабительский ход, который шел вглубь кургана, но археологов сопровождала огромная удача.

9 сентября 1981 г. ученые исследовали большую прямоугольную яму, в которой нашли деревянный саркофаг размером 2,5 на 1,1 метра, две амфоры, горшок и вазу из белой глины. Когда саркофаг был открыт, их ослепил блеск золототканого кафтана с изображением святых, шелковые пояса с серебряными с позолотой пряжками. Рядом лежали железный с позолотой шлем и сабля, серебряные с позолотой чаша и курильница, щит, колчан со стрелами, нож и кинжал, кольчуга, лук. На голове погребенного была шапочка с серебряными бляшками. Облачен он был в шелковый кафтан, украшенный золотым бисером, золотыми нитками, тысячами малюсеньких золотых бляшек, которые были нашиты между золототкаными медальонами. На груди хана лежала толстая гривна, изготовленная из золота и серебра, а на руках по одному золотому кольцу с самоцветами. В левой руке хан держал гривну из чистого золота - символ власти. Ступни ног были связаны золотой цепью. В ногах лежали еще два золототканых кафтана работы византийских мастеров. Похоронный инвентарь половецкого хана состоял из 250 ценных находок.

Чунгульский курган по своей ценности – единственное захоронение половецкого хана на Украине и третье в мире.

Ученые датируют его концом ХІІ – серединой ХІІІ столетий. Наиболее вероятным претендентом на Чунгульский курган ученые считают половецкого хана Тигана, который в 40-50 годах ХІІІ столетия со своей ордой был на службе у князя Данилы Галицкого.

Находки у Чунгульского кургана свидетельствуют о большом размахе торговых связей половцев с Персией, Византией, Крымом, Китаем и Францией. Об этом говорят изделия, найденные в этом кургане.

Из летописи нам известно, что в 1103 году в долинах речек Куркулак и Чунгул, притоках реки Молочной, размещался центр поморских половцев. Здесь, в районе долины, недалеко от сегодняшнего села Жовтневое, состоялась страшная битва русских войск с половцами.

В летописи говорится: «На этих степных просторах объединенные дружины Киевской Руси во главе с Владимиром Мономахом победили половцев 4 апреля 1103 года. Вернулись русские с полоном великим и со славою и победой великой».

У села Жовтневое нашими современниками установлен памятный камень, на котором об этой битве сообщается: «В лето 6611 (1103) года Владимир Святополк и Давид Святославович, Давид Всеволодович и Мстислав Давидович Игорев внук и Вячеслав Ярополчичь, и Изъяславль внук, и Ярополк, и сын Владимира Мономаха и пойдеше на половцы в ладіах и прийдоша ниже порочь, и сташа въ Протолуех и въ Хортицем острове и вседоме на кони и пъшци из лодей выйдоша и дома полеш 4 дни и придоша на сутънь Дни 4 мъсаце апреля великое спасение сотвори Бог, а на время наша дає победу велику и убиша ту в полку князей двадцать».

Десятки тысяч убитых и раненых половцев и русских остались в долине на растерзание хищных зверей и птиц.

В этих долинах татаро-монгольские поработители многих народов мира откармливали свои табуны лошадей, чтобы на них вести дальнейшие завоевания земель Древней Руси до самых северных границ.

По этим степям гуляли полчища турецких войск и крымских татар. После каждого нашествия угоняли в рабство пленных древнерусских воинов и казаков, женщин, девушек, стариков и детей, а позже украинцев, порабощенных поляками и литовцами. Только со времен Богдана Хмельницкого, после воссоединения двух братских народов – русского и украинского, которые происходят от единого корня – древнерусской народности. Решение Переяславской Рады 1654 года было поворотным этапом в исторической жизни украинского народа. Воссоединение Украины с Россией спасло украинский народ от порабощения шляхетской Польшей и султанской Турцией, открыло широкие перспективы для развития производительных сил, для экономического и культурного прогресса двух братских народов.

Вход / Регистрация

Сейчас на сайте

Никого