Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 43
XLIII
Поскольку в городе не было ни одного квадратного метра асфальтных дорог, я принял решение ко Дню Победы 9 мая реконструировать центральную улицу Революционную. Для этой работы привлекли запорожских дорожников, которые в корне преобразили улицу, установив по ней одностороннее движение. По центру дороги был спроектирован прекрасный цветник, засаженный многими сортами роз. Через определенные промежутки на цветнике были высажены голубые ели. С двух сторон дороги посажены пирамидальные тополи и проложены широкие тротуары. Это преобразило центр города. Горисполком принял решение закрыть автомобильное движение по улице Революционной, превратив ее в прогулочный проспект для жителей города. Это был первый серьезный подарок городу от завода.
В начале августа мне позвонили из Главдизеля и сообщили, что начальник управления Матвеев запланировал недельную поездку на украинские дизельные заводы. В Токмаке рассчитывает побыть один день, в Бериславле и Первомайске – по два дня. На совещании в главке из его уст прозвучала угроза на месте проучить строптивого директора завода им. Кирова. Все бы ничего, но возникла проблема размещения и питания столь грозного начальника, от которого зависит судьба предприятия. В затрапезных городской гостинице и грязном ресторане этого делать нельзя. На наше счастье, по улице Революционной освободилась 2-х комнатная квартира, которую горсовет выделил начальнику городского грузового автопредприятия. Договорился с ним, что он заселяться не будет, завод быстро сделает косметический ремонт, чтобы поселить на несколько дней московского гостя. Квартиру подмарафетили, из детских садиков завезли мебель, ковры, короче, оборудовали, как двухкомнатный гостиничный номер. Встретил Матвеева в Запорожском аэропорту, на минуту заехали в номер, оставили портфель и сразу же пошли на завод. Матвеев был убежден, что в Токмаке функционирует небольшой завод. Очевидно, величина завода в его сознании соизмерялась с размерами города. Как правило, директора заводов, встречая своих прямых начальников, избегают демонстрировать всякие закоулки, а водят по более или менее благополучно обустроенным цехам и участкам. Я же решил показать завод таким, каков он есть, ибо ничем не рисковал, так как недавно принял завод и показывал принятое наследство, забитое под завязку оборудованием, без складов, бытовок и элементарных условий не только быта, но и работы.
Показ длился весь день до позднего вечера. Матвеев не представлял масштабов производства и нищеты предприятия, а когда бегло ознакомился, сразу же изменил план своей командировки, выразившись: «Да, здесь недели будет мало, чтобы серьезно понять это предприятие и разобраться с его бедами». Позвонил в Москву и сообщил, что остается на всю неделю в Токмаке.
Вечером в непринужденной обстановке расспросил меня об образовании, жизни и трудовой деятельности. Он был удивлен, что я начинал трудовую деятельность и прошел школу у Исаева Ивана Сергеевича, с которым они вместе на «Уралмаше» создавали производство и массовый выпуск самоходных орудий (САУ). Дизели для них получали с Уральского моторного завода. Вспомнили множество общих знакомых, работающих на производстве танковых моторов. Весь вечер прошел в беседе об Урале, о тяжелом военном периоде, трудностях обеспечения армии грозным оружием, громившем фашистов. В конце беседы он сказал: «Представляете, в какое заблуждение ввели меня токмачане о вашей деятельности, представив как какого-то «кукольника», профана, не имеющего понятия о дизельном производстве. Еще при ознакомлении с заводом я удивлялся вашей эрудиции, знанию завода, конструкций и технологии производства дизелей».
За неделю Матвеев подробно ознакомился с состоянием дел на заводе. Он понял, в какую яму ввергли завод в процессе создания автомобильного производства в Запорожском регионе. Он полностью стал на мою сторону в бесстрашной идее взять еще на производство новую продукцию, имеющую важнейшее народнохозяйственное или оборонное значение для страны, не смотря на страшную перегрузку завода.
Внимательно выслушал меня о прорабатываемой в коллективе с программой полной перестройки производственной структуры во всех подразделениях завода. Перед отъездом Матвеев твердо пообещал серьезно заняться заводом, оказывать ему всевозможную помощь, а также подобрать продукцию, которая бы вывела завод на более высокий уровень производства и его значимости для страны. Расстались хорошими друзьями.
Матвеев встречался с секретарем парткома Кондратьевым Николаем Васильевичем. Это была встреча одного из крупнейших специалистов по дизелестроению в СССР, бывшего главного инженера Ленинградского завода «Звезда», лауреата Ленинской премии, получившего это звание за создание сложнейших дизельных агрегатов для военно-морского флота. После встречи он сделал вывод, что Н. В. Кондратьев не владеет ни производством, ни технологией, ни конструкцией дизелей. При встрече с первым секретарем горкома Очеретиным Иваном Васильевичем заявил: «Кондратьева надо немедленно убирать с завода, ибо он наносит колоссальный вред предприятию, подсиживая нового директора, к тому же он профан в дизельном производстве. Заводу нужен более эрудированный партийный руководитель».
По итогам своей командировки Матвеев на аппаратном совещании главка так охарактеризовал свое видение города и завода: «Токмак – город, где негде ни пожрать, ни посрать. Завод волей некомпетентных людей положен на обе лопатки. А в целом это прекрасный завод с высококвалифицированными кадрами. Эти люди своими силами настроены поставить его на ноги. Директор на месте, он проводит правильную техническую политику. Мы должны этому заводу серьезно помочь стать на ноги. В этом наша святая обязанность».