Вы здесь: ГлавнаяИстория города ТокмакаАхрамеев "Рекою жизни"Ахрамеев - Рекою жизни 2 - Глава 41 - Токмак

Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 41

XLI

После составления годового отчета за 1965 год стало ясно, что предприятию откажут в начислении фонда предприятия. Тогда я и начальник финансового отдела Злыденный Николай Маркович решили подготовить слезное письмо в Минтяжмаш и Министерство финансов с просьбой, как исключение, разрешить начислить фонд предприятия. Основной мотив – Запорожский и Приднепровский совнархозы пренебрежительно отнеслись к коллективу при передаче производства дизелей с Мелитопольского моторного завода. Если на других заводах усиленными темпами создали мощности, то предусмотренные для строительства, то у нас цехи даже не начаты. Мы показали, какие усилия прилагает коллектив к исправлению положения. Успешно выполнен план января. Большое стихийное бедствии сбило с ритма работу завода в феврале. Показали, что у завода самая низкая заработная плата против других заводов главка «Союздизель» Минтяжмаша. Три дня ходил Злыденный Н.М. от одного чиновника к другому. Наконец заместитель министра Минфина собрал у себя совещание, пригласив на него начальника финансового управления Минтяжмаша. Он внимательно выслушал присутствующих и дал указание готовить письмо Минтяжмашу с разрешением, как исключение, начислить заводу фонд предприятия за работу в 1965 году в объеме ста тысяч рублей. Это была первая победа. Нам поверили, учли наше бедственное положение и заверения, что в течение 1966 года значительно улучшится работа предприятия. И действительно, план первого квартала завод успешно выполнил и стал претендовать на премиальное вознаграждение.

В течение всего квартала я работал с «Союздизелем» в телефонном режиме, постоянно просил оказать помощь заводу в материально-техническом обеспечении. Главные вопросы – поставка комплектующих, особенно генераторов с «Армэлектромаша», металла и лесоматериалов для упаковки готовой продукции. Помощи со стороны главка завод не ощущал, постоянно напоминал о бездеятельности аппарата управления.

Я побывал у первого секретаря Запорожского обкома Титаренко Алексея Антоновича, который любезно пообещал всемерно оказывать заводу помощь, одобрил результаты работы коллектива в первом квартале и рекомендовал ехать в министерство для решения наболевших вопросов.

Закончив прием, Алексей Антонович похлопал меня по плечу и по-отечески сказал: «Я понимаю, что вам очень трудно решать многие вопросы. Как к новому человеку, коллектив относится очень настороженно, присматривается к каждому шагу и прислушивается к каждому слову. Тем более, со стороны партийной организации сейчас нет поддержки. Раньше я вам не говорил, но сейчас хочу предупредить, что это происходит оттого, что секретарь парткома Кондратьев Николай Васильевич не может смириться с тем, что его кандидатура на должность директора со стороны обкома и ЦК Украины была отвергнута. Он продолжает вести против вас подрывную работу, выискивая в каждом движении и действии компромат. Непрерывно пишет министерству и обкому о допущенной ошибке в назначении вас директором. Мы не реагируем на его кляузы и не даем им хода потому, что знаем вас и ваши деловые качества как специалиста-дизелестроителя. Кондратьев же везде выставляет вас как «кукольника». Рекомендую вам серьезно отнестись к моей информации, присмотреться к его действиям и сделать соответствующие выводы. А вообще я бы рекомендовал к новым выборам подобрать более достойную кандидатуру на секретаря парткома. Вам нужен серьезный помощник в столь тяжелый для завода период».

Возвратившись из обкома на завод, перед поездкой в министерство я принял решение прежде всего обсудить ситуацию, которая сейчас сложилась с заместителями и руководителями парткома, завкома и комитета комсомола, и посоветоваться, какие вопросы поставить перед министерством, а также рассказать о наших планах и предложениях по выводу завода из затянувшегося кризиса.

Все в один голос начали плакаться и доказывать, что надо новому директору в министерстве просить деньги для приведения завода в нормальное состояние. Как новому человеку, министерство должно пойти навстречу.

Я задал им только один вопрос: «Вы исчерпали все свои ресурсы, поскольку отчитались за ввод мощностей под программу, заложенную проектом слияния двух заводов? Мне также, да и министерству известно, что завод принял на себя обязательство обеспечить программу выпуска дизелей двух заводов без дополнительных капитальных вложений. Так это? Так! Слияние мощностей осуществлено. За ввод этих мощностей завод отчитался еще в 1961 году. Можно и нужно доказывать необходимость скорейшего окончания строительства механосборочного цеха и ЦТА, которые предусмотрены еще Запорожским совнархозом, но до сих пор не осуществлены. Под что еще можно просить деньги? Сразу будет задан вопрос: «Зачем заводу деньги? Под какую продукцию и под какую программу?» Просто так нам ломаного гроша никто не даст. У нас есть два выхода – падать в пропасть или через нее строить мост, чтобы благополучно перейти. В данной ситуации ждать манны небесной не следует. Инициатор благополучно сбежал, бросил коллектив, и завод остался сам на сам с этой бедой. Да, сейчас с него взятки гладки. Он уже стал маленьким директором крохотного заводика в Днепропетровске, и главная его цель – доработать до пенсии и благополучно уйти на «заслуженный» отдых.

У нас есть надежда на мудрость, инициативу, богатый многолетний опыт, высокую квалификацию и славные традиции коллектива, а также десятков династий, отработавших не одно «столетие» на заводе. Надо поднимать коллектив, убедить его, что спасение находится в наших руках. Прежде всего, надо навести порядок в планировании производства, проведении широкой унификации конструкций машин, максимально уменьшив номенклатуру узлов и деталей, увеличив при этом применяемость. Постараться узлы, идущие на токмакские и мелитопольские дизели синхронизировать по применяемости. Есть смысл прекратить выпуск мелитопольских 6-ти цилиндровых дизелей, заменив их аналогичными токмакскими. Здесь огромный объем работы. Просматривается еще очень большой объем конструкторских, технологических и организационных работ, выполнение которых приведет к успеху. Дирекции, руководству отделов, цехов нужно озадачить все коллективы на их решение. Общественным организациям провести разъяснительную работу в партийных, профсоюзных и комсомольских организациях среди ИТР и рабочих, чтобы каждый человек вносил посильную лепту в общую копилку сохранения традиций, чести и славы коллектива.

Надо отбросить иждивенческие настроения и настроить коллектив только на собственные силы. В этом сегодня главное направление деятельности дирекции и общественных организаций. Общими усилиями поднять коллектив на борьбу за план, за качество и доброе имя марки «ЗИК».

В министерстве можно решать локальные вопросы, мешающие нормальной работе предприятия. Надо попытаться решить вопрос поднятия уровня средней зарплаты трудящихся и другие подобные вопросы. Глобальное развитие завода возможно только за счет разработки новых проектов на продукцию очень нужную стране для решения крупных народнохозяйственных задач или освоения продукции, укрепляющей оборонную мощь страны. У завода был момент, но он упущен из-за амбиций и карьеризма одного человека. В этом направлении надо думать и работать. Сейчас в министерстве надо решить вопросы материально-технического обеспечения, улучшения социальных вопросов».

Вход / Регистрация

Сейчас на сайте

Никого