Вы здесь: ГлавнаяИстория города ТокмакаАхрамеев "Рекою жизни"Ахрамеев - Рекою жизни 2 - Глава 1 - Токмак

Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 1 

І



Первые шаги самостоятельной трудовой деятельности сделаны в интереснейшем крае великой державы – Урале. Горы Урала разделяют Европу и Азию. Они вытянуты с севера на юг по меридиану на расстояние более двух тысяч километров от Карского моря до обширнейших степей Казахстана.

Урал славится богатством природы, животного мира, является хранилищем неисчислимого количества полезных ископаемых: черных, цветных и редких металлов, разнообразных драгоценных камней, угля и нефти, химического сырья, солей, асбеста и множества других богатств, полезных для человека. А какие леса произрастают в долинах Урала – пихтовые, сосново-лиственные и широколиственные!

Но самое дорогое и бесценное богатство края – люди со светлой и чистой душой, благородным сердцем, веселые, жизнерадостные, никогда не унывающие перед любыми трудностями и невзгодами.

Все это осталось позади. Впереди новая жизнь, новая работа, новые люди, новая знаменитая история народов, с древних времен кочевавших по бескрайним ковыльным степям, селившихся на этих землях, боровшихся с набегами многих орд полудиких народов. Славен запорожский край казачеством, форпостом которого служил знаменитый остров Хортица и являлся заслоном с юга от набегов крымских татар и турок на украинские и русские города и селения. Славен Днепр, принимающий от своих многочисленных братьев и сестер, сыновей и дочерей на всем протяжении в свое могучее русло новые порции живительной воды. Его воспевали многие народы в различных произведениях, устных преданиях, легендах, сказках и просто рассказах. Детально описывали днепровские скалы и пороги древнегреческие историки, славнейшие летописцы. Много добрых слов о Днепре сказали византийский император Константин Багрянородный, купцы и путешественники разных народов, а также наш академик Дмитрий Яворницкий. О нем сложено бесчисленное множество песен. Днепровская водная магистраль породнила христианский запад с мусульманским востоком. Но этот торговый путь преграждался порогами и скалами, о которые часто разбивались караваны торговых судов. Над рекою возвышались грозные стражи, главные хранители всевозможных легенд и сказов. Днепровские отважные лоцманы рассказывали о каждом пороге, его непримиримом характере. Каждый из них имел свой голос и нрав. Былины повествуют, что в порогах селилась нечистая сила и черные, волосатые, с длинными хвостами и острыми рогами черти. Их злоба не имела предела, они без разбора разбивали суда и плоты, топили людей, уволакивая их в темные глубины без разбора пола и возраста. Особенно грозным считался ненасытнейший порог, который имел много прозвищ: «Разбойник Дидо», «Дед порог» и «Пекло». А при выходе из его прохода на самой узкой быстрине подстерегал острый обломок скалы «Волчий зуб». Скалы и пороги были непроходимым препятствием для нормального судоходства. Все без исключения караваны, идущие с юга на север, обходили пороги, перетягивая суда волоком по суше.

Отважные торговцы тратили порой долгие месяцы на доставку товаров с севера на юг или в обратном направлении. Часто купцы делали многокилометровые обходы порогов по небольшим речкам: Берде, Молочной, Конке, Волчьей и другим. Отдельные сорвиголовы рисковали товарами и даже жизнью, проплывая с севера на юг через пороги между скалами. Не меньший риск для торговых караванов сулил обходной путь по малым речкам или многокилометровым волоком по суше. Обходя пороги, они вновь подходили к водам Днепра в том месте, где кончались пороги, скалы и перекаты.

Кроме неимоверных затрат физических сил и трудностей, их подстерегали многочисленные банды, стремящиеся поживиться заморскими товарами. Многие хозяева малочисленных караванов в этих местах находили себе могилу. Но соревнуясь в терпении и самоотверженности, они научились одолевать любые трудности и не было, казалось, таких уголков, куда бы ни вторгались люди, рискуя жизнью во имя дружественных торговых отношений с далекими, высокоразвитыми по тому времени странами.

Купцы, рискнувшие проводить караваны через пороги между скалами, нанимали лоцманов. На малой воде суда проводили на длинных канатах, регулируя их натяжение по специальным командам. Люди при малой воде, как правило, с барж и судов выходили. Лоцманы на Днепре очень ценились и делились на три категории. Самые опытные проводили через пороги суда и плоты. Менее опытным разрешалось проводить только плоты. Остальные на судах и плотах работали только подсобными рабочими.

При посещении Екатериной ІІ юга России Потемкин решил продемонстрировать ей искусство днепровских лоцманов, организовав прохождение через пороги флотилии речных судов. На царицу эта операция произвела очень сильное впечатление. Лоцман Полторацкий, который руководил лоцманскими работами, был награжден офицерским чином и званием.

Я себе мысленно представил работу этих отважных людей. Высокая, могучая фигура лоцмана уверенно ведет судно между скалами. Каждое неверное движение грозит переворотом или резким ударом о монолит скалы, возможно падение судна в одну из заполненных пенящейся водой расщелин, куда со всех сторон с громким ревом низвергается вода. Тревожные ожидания длятся мгновение. Волей лоцмана судно проносится над водоворотом, устремляясь в противоположную сторону, прямо на скалу. Дух захватывает у хозяев каравана, сердце уходит в пятки от ожидания бессмысленного конца. Волею лоцмана судно проносится мимо, а впереди вода вздымается к небесам и сразу же низвергается вниз в новую расщелину, наполняя воздух между скалами глухим громовым гулом. Десятки мгновений казалось, что судно затянет в водоворот или выбросит на скалу, но умелая рука лоцмана всякий раз чудом выравнивает ход. Всякий раз глазам представлялось, что беспорядочные массы разбушевавшейся воды с огромной скоростью несут по ним судно. Река в порогах вытворяет, что ей вздумается. Набушуется она, словно строптивый конь, сколько ей влезет и несколькими метрами ниже порогов и скал опять успокаивается и преспокойно течет себе к морю, как и было предопределено от сотворения мира. Вздох облегчения, как из вулкана, у всех вырывается из груди. Пронесло! Какой прекрасной становится после этого жизнь. Только так можно со всей полнотой постичь ее цену.

Где-то в районе острова Хортицы судно или плот причаливает к берегу. Все поздравляют лоцмана с победой, а хозяин подносит ему чарку, которая так и называлась «лоцманской».

Веками бушевал Днепр и не служил человеку нормальным водным путем. Только в наше время людям удалось победить крутой нрав могучей реки, перегородив ее русло ниже порогов невиданной доселе красавицей плотиной.

Архитектор Виктор Веснин при участии Николая Колли, Георгия Орлова и Сергея Андриевского выиграли в закрытом конкурсе и представили конструкторский проект, который стал настоящим памятником эпохи.

Виктор Александрович, когда впервые увидел скалистые берега Днепра, был поражен дикой красотой этих мест и могучей силой стихии.

Дуга плотины, расчлененная бетонными устоями, связывает в единое целое электростанцию на правом берегу и шлюзы на левом. Бетон, сталь и стекло делают это уникальное сооружение максимально совершенным и красивым. Сам Веснин об этом сооружении сказал: «Нам удалось достичь максимального сочетания целесообразности и красоты. Да, мы гордимся своим проектом! Мы ищем формы для социальных идей нашей эпохи исключительно в будущем».

Днепрогэс разделил историю города на два периода. Первый период – это захолустный провинциальный городок Александровск. Второй – Запорожье, крупный промышленный, культурный и административный центр Украины. Днепрогэс – это не только мощная электростанция, но и настоящее украшение города. Коллектив архитекторов под руководством Виктора Веснина превратил его в шедевр мировой промышленной архитектуры 20-го века.

Строительство этого грандиозного проекта велось под руководством талантливейшего инженера Александра Васильевича Винтера. Он умело руководил десятками тысяч необученных крестьян, стекающихся со всех концов страны. Их обучали на месте различным строительным специальностям. Труд этого человека высоко оценен правительством. Без опубликования научных работ, которых у него не было, и минуя все промежуточные ученые степени, он избирается действительным членом Академии Наук. В отзыве о работах Винтера академики Кржижановский и Крылов писали: «Достаточно привести изображение Днепростроя и сделать надпись: «Вот его труд».

Сам же Винтер считал Днепрогэс своей творческой вершиной. После окончания строительства электростанции он сказал: «Я прожил жизнь более счастливую, чем, может быть, полагается человеку. Были ли это только удачи или в этом есть доля и моей вины – я не знаю. Во всяком случае, я знаю цену труда».

История жизненного пути таких людей, как Виктор Александрович Веснин и Александр Васильевич Винтер, достойна того, чтобы жители Запорожья хранили о них благодарную память, как об отцах великого города.

Вход / Регистрация

Сейчас на сайте