Вы здесь: ГлавнаяИстория города ТокмакаАхрамеев "Рекою жизни"Ахрамеев - Рекою жизни 2 - Глава 7 - Токмак

Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 6

 VII




Первых два месяца, с разрешения руководства отдела, я посвятил знакомству с машиностроительными и электротехническими предприятиями в городах: Запорожье, Мелитополе, Бердянске, Токмаке, Орехове и Гуляйполе. В процессе ознакомления с заводами меня интересовали вопросы специализации, возможность перепрофилирования, а также предложения по освоению новых видов продукции. С каждым заводом приходилось подробнейшим образом знакомиться: возможностью увеличить выпуск традиционной продукции, наличием рабочей силы, свободных незадействованных мощностей и производственных площадей. После ознакомления с предприятием у директора собирался весь инженерно-технический состав, на совещании давалась каждому возможность высказаться и внести предложения по улучшению работы коллектива. Кроме этого, желательно было услышать предложения по увеличению выпуска собственной продукции, улучшению её качества или прекращения производства несвойственных для данного предприятия изделий. Зачастую эти мероприятия перерастали в жаркие споры и бурную полемику. Рождались очень полезные предложения, которые рекомендовались решать на самом предприятии или выносить на уровень соответствующих управлений совнархоза. По возвращении из командировки я подробнейшим образом докладывал Ягудину Михаилу Львовичу. Зачастую, дельные мои предложения с предприятий или совместно выработанные при обсуждении в производственно-техническом отделе, выносились на заключение управления машиностроения. Как правило, в отдел вызывались начальник управления машиностроения Мартиросов, главный инженер Макаревич, ведущие специалисты и заместитель планово-экономического отдела Антекман. Предложения, находящие одобрение на этих совещаниях, согласовывались с заместителем председателя совнархоза и предлагались для внесения в повестку дня Совета народного хозяйства. Готовился соответствующий проект постановления. Очень часто приходилось мне ездить в г. Мелитополь, поскольку там наметилось бурное развитие машиностроения как ведущей отрасли, объединявшей более десятка предприятий. Машиностроительные заводы города: им. Микояна, им. Воровского, им. 23-го Октября, насосно-компрессорный, им. 30-я ВЛКСМ, «Гидромаш», «Бытмаш» и другие - наращивали производственные мощности, намного увеличивали выпуск дизелей, нефтяных двигателей, металлорежущих станков, насосов, компрессоров, технологического оборудования для пищевой промышленности, запчастей для сельскохозяйственных машин и тракторов, мельнично– элеваторного оборудования и других.

Результатом моей работы по анализу работы машиностроительных заводов г. Мелитополя в качестве главного технолога по машиностроению, явилось перепрофилирование отдельных заводов, а также догрузка имеющихся резервных мощностей за счет их специализации. Дело в том, что бывшие союзные министерства развивали отдельные заводы, не обращая внимания на то, что рядом существует завод другого министерства, выпускающий аналогичную продукцию или родственную ей. Так, мелитопольский завод им. 300-летия воссоединения Украины с Россией выпускал противопожарную насосную технику, ничем не отличающуюся от производящейся на запорожском заводе им. Войкова. Мною было предложено директору мелитопольского завода изучить вопрос догрузки завода и взять на себя выпуск противопожарной насосной техники всего региона. Анатолию Емельяновичу Гнедаго понравилось мое предложение. Он загорелся этой идеей, собрал руководящий состав завода, которому было предложено разработать конкретные мероприятия по её осуществлению. Такие мероприятия в двухнедельный срок были подготовлены, обсуждены в коллективе и переданы мне для доклада руководству производственно-технического отдела совнархоза.

Передача продукции с завода им. Войкова разрешала проблему закрытия допотопного литейного цеха, расположенного в центре г. Запорожья. Завод им. Войкова было предложено перепрофилировать на выпуск качественного нормального инструмента для всех предприятий Запорожского региона: резцов, сверл, фрез, разверток, зенкеров и других, из-за недостатка которых не могли нормально работать предприятия. Идея была принята «на ура» в отделе, а также у руководства Совета народного хозяйства. Тем более она была одобрена из-за небольших финансовых затрат на её осуществление.

Заместитель председателя совнархоза П. И. Скляров передо мной поставил новую задачу: «Изучить возможность передачи с Запорожского моторостроительного завода на другой завод производство силовых гидроагрегатов для тракторной промышленности и амортизаторов для автомобилей «Запорожец». Моторостроительному заводу для увеличения выпуска авиационных моторов не хватало производственных площадей. Для организации производства гидроагрегатов и амортизаторов нужно найти другие свободные площади. На действующих заводах области таких площадей не найти. Постоянно думая об этом задании, я однажды вспомнил рассказ директора дизелестроительного завода Гончара Николая Васильевича о том, что на окраине Мелитополя в свое время кто-то из великих кормчих страны выдвинул идею выращивать свой украинский хлопок. Почему бы не использовать воду Каховского водохранилища и благодатный теплый климат юга Украины? Сказано – сделано. От Мелитополя до Каховки раскинулись ровные, как ладошки, бескрайние степи. Ни единой балочки или бугорка. На этом черноземе не только хлопок, но и телега с лошадьми вырастет, если воткнуть в нее оглоблю. С выращиванием хлопка шло бурное строительство хлопкоочистительного завода, который должен был очищать хлопок, выращенный в южных районах Украины. Два года подряд сеяли хлопок, но он упорно отказывался произрастать в условиях юга Украины. Завод построили, а очищать нечего, хлопку не хватало тепла при наличии излишков воды в Каховском водохранилище. Кто-то использует подъездные пути и здания под какие-то склады. Я решил съездить и посмотреть на заброшенную территорию и сооружения хлопкозавода. Лучшего места для создания завода гидроагрегатов и амортизаторов придумать невозможно.

На территорию подведена линия электропередач, железная и асфальтная дороги. Построены три здания для складирования хлопка, небольшое двухэтажное помещение, которое можно временно использовать под размещение заводоуправления и других служб. Главное: на первых порах есть, за что зацепиться. Имеющиеся здания можно сразу же использовать под производство гидроагрегатов. Под расширение завода можно использовать десятки гектаров свободной земли, которая была отведена под хлопкоочистительный завод и заросла бурьяном. Когда я доложил об этом Склярову П. И., на второй день было принято решение вместе со мной выехать Склярову П. И., главному инженеру управления машиностроения Макаревичу и директору моторостроительного завода Омельченко Василию Ивановичу, главному инженеру Тищенко Дмитрию Дмитриевичу, чтобы на месте оценить обстановку и принять решение. Так родился в Мелитополе новый агрегатный завод, который с помощью моторостроителей уже в 1959 году освоил серийное производство гидроагрегатов для тракторов, амортизаторов для «Запорожца». В дальнейшем с помощью проектного института был разработан проект реконструкции предприятия и усиленными темпами началось строительство завода и ввод новых мощностей, которые позволили не только освободить Запорожский моторостроительный завод, но и обеспечить тракторные заводы страны гидроагрегатами, а «Запорожец» амортизаторами. Завод им. 30-летия ВЛКСМ ютился в небольшом частном доме болгарки, а также в деревянном дореволюционном чугунолитейном цехе, который выпускал нефтяные двигатели. Сюда же было решено передать производство нефтяных двигателей с Токмакского дизелестроительного завода им. Кирова. Но по инициативе нового руководства завода: директора Грищенко Дмитрия Ильича и главного инженера Мельникова Анатолия Яковлевича - с моим участием, - был вынесен вопрос переквалификации завода на выпуск промышленных холодильных установок на обсуждение Совета народного хозяйства. С 1958 года начался выпуск этого оборудования в первую очередь для Брянского завода тяжелого машиностроения, который осваивал пятивагонные рефрижераторные секции. Силовые агрегаты для них были освоены и поставлялись Токмакским дизелестроительным заводом.

Завод «Орсельмаш», как говорится, через колено, в примитивных условиях выпускал небольшое количество бульдозеров на базе гусеничного трактора Челябинского тракторного завода. Такой же бульдозер выпускал и Бердянский завод «Дормаш», но по более современной технологии и в несколько раз больших количествах. Его мощности позволяли увеличить выпуск. Поскольку на ореховском заводе намечался массовый выпуск кормораздатчиков с серьезной реконструкцией и строительством новых цехов, оснащенных новейшим оборудованием, целесообразность выпуска бульдозеров на нем сразу же отпала.

Помимо таких серьезных дел, которыми мне приходилось заниматься, многие вопросы надо было согласовывать с председателями других совнархозов, заручаясь их поддержкой, а также с Государственным комитетом по науке и технике. Работа в аппарате совнархоза совершенно отличалась от работы непосредственно на заводе, да еще в замкнутом пространстве цеха. Здесь ежедневно приходилось встречаться со специалистами различных направлений производства, с руководителями разнопрофильных заводов и их техническими службами. На каждом заводе десятилетиями вырабатывались традиции и опыт, свойственные только этому заводу или даже отдельным династиям, которые передаются из поколения в поколение. Постоянное общение со специалистами и рабочими на различных заводах было ценнее учебы в институте, не просто ценнее, это было как бы прохождение нескольких курсов практических университетов. Таких знаний и опыта не дает никакой вуз и теория, подробно описанная в учебниках. Только в этом водовороте постигаешь истину, что «теория без практики мертва». Мне чертовски повезло, что с самого начала трудовой деятельности столкнулся с практикой: трудной, неожиданной, требующей новых знаний, не встречающихся в теории. Производственный опыт, а также управленческая работа, требующая решения вопросов общегосударственной важности, очень сильно помогла в дальнейшей практической деятельности. Работа в совнархозе приоткрывала занавес на управленческую систему государства и даже большую политику.

 

Вход / Регистрация

Сейчас на сайте