Вы здесь: ГлавнаяИстория города ТокмакаАхрамеев "Рекою жизни"Ахрамеев - Рекою жизни 2 - Глава 6 - Токмак

Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 6

 VI




Увлечение наших вождей всемирной победой над капитализмом находилось в умах «самых гениальных, самых мудрых, самых великих» руководителей, которые вели наших людей к победе коммунизма. В то же время следует сказать, что эти самые-самые были к тому же людьми без достойного образования, знаний диалектики, необходимой культуры и понятия не имели об этом светлом будущем. Один из них – Хрущев объявил: «Наше поколение будет жить при коммунизме». Его предсказания не только не сбылись, но даже очень скоро социализм в СССР умер.

Если проанализировать причины бессмысленной кончины социализма и развала огромного многонационального государства, то надо сказать, что один Ленин смутно видел пути движения страны к прогрессу.

Во-первых, команда Ленина состояла из высокообразованных, глубоко знающих диалектику, теорию развития человеческого общества, это были истинные революционеры, закаленные в многолетней борьбе с царизмом, готовившие себя к созданию новой системы.

Старая «ленинская гвардия» состояла в основном из интеллигентов и полуинтеллигентов, но они были малочисленны. Это побудило их организовать массовый призыв в партию сотен тысяч темных, необразованных молодых людей, которые в конечном итоге развалили наработки «ленинской гвардии», уничтожили не только партию, но и государство, которое было создано.

Октябрьская революция свергла буржуазно-помещичий режим, трудящиеся взяли в свои руки управление государством. Руководящие кадры промышленности («красные директора-кухарки») совершенно не владели искусством управления предприятиями. В стране не было нормирования труда и существовала «уравниловка», не было хозрасчета и системы поощрения за лучшие результаты труда, отсутствовали элементарные основы планирования. В этот период очень важно было усвоить основы хозяйственного управления и организации труда. Поэтому Ленин призвал обратиться к опыту промышленности США, Англии, Франции, Германии – передовым в промышленном отношении странам мира, где существовала более высокая культура производства.

Высокоразвитая техника и механизация производства в зарубежной промышленности не случайно привлекли наше внимание: объем выпускаемой продукции в то время у нас – в 14, производительность труда – в 9, а производство на душу населения – в 38 раз было ниже, чем в США. В.И. Ленин призывал тогда учиться у буржуазии торговать и еще настойчивее призывал учиться хозяйствовать. На этой основе возник интерес к системе Тейлора, Файоля, Черче, Эмереона, работам других буржуазных специалистов по организации производства, а также к опыту «автомобильного короля» Г.Форда.

По призыву вождя надо было учиться, учиться работать. «Учиться работать, - писал В.И. Ленин, - эту задачу Советская власть должна поставить перед народом во всем объеме. Советская республика, во что бы то ни стало должна перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области».

Небывалый интерес возник к труду и техническому прогрессу в промышленности. Началось массовое всенародное движение за овладение знаниями, за научную организацию труда в промышленности, на транспорте, в Красной Армии, в госаппарате, в учебных заведениях и т.д. Появились различного рода организационные формы НОТ – комиссии, ячейки, кабинеты и лаборатории и даже в некоторых городах научно-исследовательские институты, которые развернули широкую научную деятельность, вели борьбу за четкую работу на предприятиях, учреждениях, связанных с обслуживанием большого количества людей.

«Гвоздь» всей советской политики, - отмечал В.И. Ленин, - сводится к организации, учету и контролю, к медленному, осторожному, деловому подходу к практической задаче, к проверке фактической работы, к изучению нашего практического опыта».

Был создан Центральный институт труда (ЦИТ), который возглавил страстный пропагандист ленинских идей о труде, замечательный деятель в области научной организации труда в СССР А.К. Гастев. На русский язык переводились и издавались большими тиражами американская, английская и немецкая литература по вопросам НОТ. Среди иностранной литературы значительное место занимали произведения отечественных авторов: Корженцева, Гастева, Ерманского и других, а также издавался ряд журналов по НОТ. Вопросы НОТ были специальным предметом изучения в ВУЗах и техникумах. Выпускники вузов сдавали специальный экзамен по этому предмету.

Возникшее при жизни В.И. Ленина массовое движение за НОТ – институты, отделы, бюро, кружки, издания литературы – с 30-х годов предано забвению, и как специальное понятие НОТ совершенно исчезло из употребления в стране. Ученые, пытавшиеся пропагандировать опыт капстран, подвергались преследованию и даже тюремному заключению.

Я уже говорил выше, что, заканчивая институт, мы понятия не имели о научной организации труда. В процессе работы все постигалось своим трудом и опытом старших товарищей, десятилетиями внедрявших эту науку. Короче говоря, кухарки с огромным трудом постигали науку управления. Только после смерти Сталина новое движение за НОТ начало пробиваться с низов на отдельных предприятиях. Там создавались ячейки НОТ, общественные советы. На Украине первые ростки появились на Днепропетровском заводе «Светофор». Киевский совнархоз принял специальное постановление об организации на отдельных заводах и фабриках экономического района специальных лабораторий НОТ.

Укрсовнархоз создал специальную лабораторию «Научные основы управления в промышленности» и бюро НОТ. Совет Министров Украины принял решение об организации курсов повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников промышленности по вопросам новой техники. Задачей этих курсов являлось вооружение руководящих работников знаниями научных основ управления.

Нам пришлось заново переучиваться. Я правдами и неправдами начал искать книги наших и иностранных авторов, изданные в тридцатые годы. У меня были очень хорошие отношения с заведующей библиотекой совнархоза Самойленко Антониной Ивановной, фанатом книги. С первых дней моей работы в отделе я нашел с ней общий язык, мы дружили семьями. До сих пор мы часто общаемся и обмениваемся литературой. Благодаря ей я мог найти редкие книги в потаенных библиотеках любителей книг, читать и обогащать свои знания в вопросах управления. Антонина Ивановна для меня была «клондайком» в вопросах добывания редких, запрятанных за семью замками экземпляров книг.

 

Вход / Регистрация

Сейчас на сайте