Вы здесь: ГлавнаяИстория города ТокмакаАхрамеев "Рекою жизни"Ахрамеев - Рекою жизни 2 - Глава 66 - Токмак

Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 66

 LXVI


Для простых смертных, какими мы были в то время, не только не понять, но даже в страшном сне не могло присниться, что СССР на грани смерти. Такой глубокий анализ я постараюсь сделать в своей третьей книге и поделиться своим видением причин развала Союза и бедственной жизни многострадального украинского народа в длинные годы долгожданной «незалежності». Это будет большой и тяжелый труд. Дай Бог мне здоровья и сил, чтобы сделать задуманное. Время очень ограничено.

Как показано было выше, что работа с кадрами и многими новыми задумками давала возможность коллективу предприятия спокойно работать, он имел большую перспективу не только для себя, но и для всех жителей бурно развивающегося города Токмака. Подходила к концу реконструкция предприятия по разработанному проекту под выпуск двигателя УТД-20. Если говорить откровенно, то мы сумели сделать серьезное отступление от проекта реконструкции и построить много объектов, не предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, пользуясь лазейкой, которая была записана в постановлении «разрешается строительство отдельных объектов по рабочим чертежам и сметам до утверждения проекта реконструкции предприятия». Если бы стать на сторону законности и строить только те объекты, которые предусмотрены постановлением, завод не смог бы работать. Во-первых, на пределе были мощности по электроэнергии. Городская подстанция и линия электропередач не могла дать и 10% требуемой электроэнергии. Нужно было срочно решать этот вопрос. А это строительство новой линии электропередачи и подстанции. Действующие артезианские скважины не обеспечивали завод промышленной и питьевой водой. Компрессорная станция еле-еле обеспечивает сжатым воздухом кузнечный и литейный цехи. Примитивная котельная и два паровоза не могли отапливать дополнительные огромные площади новых цехов. Внутризаводские электроподстанции и кабельные сети были изношены до предела и, находясь в сырой земле, ежедневно выходили из строя, не выдерживая нагрузок действующего производства. Требовалась не просто реконструкция всего энергетического хозяйства, а строительство нового. Принимая производство нового двигателя, я практически попал в цейтнот. Нужно искать выход. Рискуя собой, я, на свой страх и риск, начал строительство новых объектов энергоснабжения до ввода в эксплуатацию новых цехов. Надо поклониться в ноги и сказать огромное спасибо директору Харьковского проектного института «Укргипротяжмаш» Виктору Золотухину и главному инженеру проекта Леониду Кадыгробу, которые увидели «страшную» перспективу, срочно начали проектировать новую компрессорную, линию электропередач от Молочанской подстанции, соединяющей две энергосистемы страны – Днепроэнерго и Донбассэнерго, новую заводскую подстанцию мощностью до 120 тыс. кВт, внутризаводские подстанции с кабельной эстакадой с кабельными сетями. Полную реконструкцию котельной с установкой трех паровых котлов ДКР-10 и одного ДКР-20, работающих на технологию, а также строительство новой котельной с установкой трех мощных котлов для отопления завода и будущего нового микрорайона № 4. Предусмотрели строительство новых водяных скважин большой производительности с забором воды из двух горизонтов.

Большую помощь оказали мне руководители Минтяжмаша: министр Владимир Федорович Жигалин, первый заместитель министра Николай Иванович Рыжков и заместитель министра Евгений Степанович Матвеев в решении включения в проект реконструкции не только указанных выше объектов энергообеспечения, но и строительства новых объектов: цветнолитейного, термогальванического цехов, мощного водовода с Днепра до Токмака, который обеспечивал бы два дизелестроительных завода и весь город, подводку газа к заводу с учетом нужд города. Для осуществления строительства этих объектов, я умышленно затормозил строительство механосборочного цеха для изготовления деталей и узлов двигателя УТД-20. Кроме указанных объектов, «Укргипротяжмаш» спроектировал два мощнейших объекта: блока вспомогательных цехов на месте старых цехов Фукса и Клейнера площадью более 30 тыс. м2 и чугунолитейного цеха мощностью 20 тыс. тонн литья. В связи с тем, что на реконструкцию завода уже затрачено больше чем в два раза средств предусмотренных постановлением, а мощности для УТД-20 не вводятся, меня вызвал к себе в кабинет уже секретарь ЦК КПСС Рыжков Николай Иванович и по-дружески начал говорить: «Василий Никифорович, ты хоть и хитрый хохол, но напрашиваешься в тюрьму. Я понимаю, что ты хочешь сделать не завод, а игрушку. Давай заканчивай авантюризм. Я дал задание включить строительство двух объектов во вторую очередь – чугунолитейного цеха и блока вспомогательных цехов, а ты срочно заканчивай строительство основного механосборочного блока, вводи мощности для двигателя УТД-20, а затем будем думать, как строить то, что ты задумал. Хватит тебе ходить по лезвию ножа. Так будешь жить спокойней. Заканчивайте намеченную реконструкцию предприятия и выходите на качественный выпуск двигателей, предусмотренный постановлением».

В 1975 – 1977 годах все средства, выделяемые на капитальное строительство, также силы строителей были брошены на окончание строительства основного механосборочного корпуса (блока №3) под выпуск основных ведущих узлов и деталей двигателя УТД-20, а также отделений сборки, испытания и упаковки продукции. В эти сроки блок был введен в эксплуатацию, и мы отчитались за создание предусмотренных постановлением, мощностей.

Теперь специалисты завода получили возможность серьезно заниматься водоводом Днепр-Токмак, подводом газа к городу для газификации в первую очередь жилья и других социальных объектов завода и города, строительством жилья, базы отдыха, пионерлагеря и филиалов объединения. Много времени начали уделять вопросам выделения земли под новый завод, а также разработке и согласованию технического проекта нового завода совместно с проектным институтом «Укргипротяжмаш», а также с Харьковским технологическим институтом по разработке технологии и технических условий на оборудование.

Кроме этих работ, у директора проводились календарные раз в неделю оперативные совещания по анализу работы за неделю и задачам на следующую, приемы работников завода по различным вопросам личного характера и редко по работе завода или какого-либо цеха. Всевозможные областные и городские конференции, совещания или собрания. Заседания партийных бюро всех уровней и исполкомов. Зачастую собирались никому не нужные большие сборища, ради «птички» или отчета перед высшими органами партийной и хозяйственной власти. Нередки вызовы в Москву на министерские активы, коллегии или отчеты по различным вопросам. Приходилось являться в ЦК КПСС и Совет Министров СССР для отчетов или на важные совещания по животрепещущим вопросам. Хочу для примера привести участие в одном из совещаний на самом высоком уровне. Вел совещание второй секретарь ЦК КПСС Кириленко Андрей Павлович. В президиуме восседали еще два секретаря ЦК КПСС и три заместителя председателя Совета Министров СССР. Поскольку совещание рассматривало сугубо специальный узкий вопрос, то на нем присутствовало мало народу. Были приглашены министры тяжелого и транспортного машиностроения, автомобильной и тракторной промышленности, сельхозмашиностроения, Миннефтехимпрома, оборонного направления, руководящие работники Госплана СССР, ГНТК, Госснаба и Госстандарта СССР. А также директора и главные конструкторы отдельных дизелестроительных и моторных заводов.

Рассматривался вопрос поднятия технического уровня дизелей и моторов до уровня передовых капиталистических стран. В нашей стране дизели и моторы уступали заграничным по весу, расходу топлива и масла, а также моторесурсу. Отставание по этим показателям происходило из-за того, что страна не выпускала оборудования для производства высококачественной топливной аппаратуры и шатунно-поршневой группы, особенно поршневых колец. Не менее важной причиной было производство низкого качества топлива и масел. За границей уже много лет моторная техника работает на высококачественном топливе и маслах со специальными присадками. Кириленко А.П. несколько раз поднимал министра Нефтехимпрома и ласково журил за невыполнение постановлений ЦК КПСС по созданию масел и присадок к ним. Он ему говорил: «Уважаемый товарищ министр, уже более десяти лет назад Вам поручалось решить эту проблему, а Вы палец о палец не ударили, чтобы ее решить. Вопрос остается на том же уровне». В таком духе воспитывался министр автопромышленности за закупленное в Германии и установленное на Мичуринском агрегатном заводе оборудование для производства поршневых колец, которое ржавеет и разукомплектовывается, а кольца каждый завод делает у себя через колено, низкого качества.

Сразу чувствовалось, что Кириленко А.П. совершенно не подготовлен к совещанию, не владеет вопросом, а оно проводится для палочки. От совещания отрасль не получит никакой пользы. Не получит страна ни качественного топлива, ни масла, ни колец. Я сидел и думал, если бы я проводил на заводе производственные или технические совещания в таком духе, то завод не смог бы работать. Я был удивлен уровню компетентности и эрудиции второго руководителя партии и страны после Брежнева Л.И. Не зря страна катилась безоговорочно в тартарары. Были фанфарные речи и практически никакой работы. Каждый министр, руководитель предприятия, института и организации вел свой коллектив в зависимости от требований времени, стремясь догнать и перегнать «гнилой» капитализм, не зная о нем практически ничего. Варились в собственном соку, постоянно подвергаясь критике со стороны партийных, профсоюзных и комсомольских организаций всех уровней, а также органами исполнительной власти. Вся эта камарилья при удовлетворительной работе предприятия била себя в грудь и говорила: «Мы достигли таких показателей благодаря учениям гениев марксизма-ленинизма и руководства партии и правительства». Но если предприятие начало хромать, то это: «Вы отошли от учения, не выполняете указаний, не учли ранее допущенных ошибок, работаете по старинке и т.д. Позорите….».

Некоторые руководители очень болезненно воспринимали такую критику, на меня она практически не действовала, так как я всегда видел, что учит и дает наставления пустой человек, заучивший десяток-другой цитат из арсенала истории партии или еще какого-либо трактата. В последнее время восседали на высоких партийных должностях люди, совершенно не знающие учения Маркса, Энгельса, Ленина и … очередного генерального, не успевшего нагреть кресло, как появлялись его многотомные труды, которых он и сам не читал. Все перечисленное выше – это работа, отнимающая много сил и времени.

Уважаемый читатель! Я хочу извиниться за то, что меня иногда заносит в темные дебри, совершенно не нужные в данной ситуации. Но все это в наше время выдвигалось на передний план и приходилось постоянно слушать на каждом собрании, совещании любого уровня. Везде давались указания, выносились решения и постановления, ставились задачи.

Зачастую в коллективах приходилось активно обсуждать решения и постановления и решать задачи, не считаясь со временем, со здоровьем и силами.

Вход / Регистрация

Сейчас на сайте