Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 46
XLVI
Вернувшись домой, собрал актив и сообщил о предстоящем визите министра на завод. Это был гром среди ясного неба. Такого еще не было, чтобы союзный министр, в составе Министерства которого находятся заводы-гиганты «Уралмаш», «Сибтяжмаш», «Новокраматорский тяжмаш», «Ждановтяжмаш», «Брянский машзавод», крупнейшие турбинные, тепловозные, вагоностроительные и сотни других крупнейших заводов, приехал в Токмак. Сразу встал вопрос: «Надо усиленно готовиться, чтобы не опозориться на всю страну. Что мы можем оригинального министру показать? Где разместить?
Мне поступил обеспокоенный звонок Матвеева Е.С.: «Где будешь принимать министра? Где ночевать? В Токмаке ведь нормальному человеку и отдохнуть негде? Я в панике, зачем ты напросил беду на свою и на мою головы?»
Я ему спокойно ответил, что договорился с первым секретарем обкома, который пообещал все заботы по приему министра взять на себя. В крайнем случае, покормим в новой столовой и разместим в новом доме приезжих.
Приезд министра еще в неизвестной перспективе, а нам надо серьезно работать над подготовкой к переходу на новую комплексную систему. Год пролетит очень быстро, а работы под завязку всему коллективу. Надо завод поставить с головы на ноги. День и ночь, наряду с выполнением плановых заданий, велась перестройка всего предприятия. Она практически коснулась всех цехов и отделов. Невозможно допустить сбоев ни в одном звене многотысячного коллектива. Не реже одного раза в неделю слушался отчет всех звеньев у меня на оперативках. В промежутках между ними, ежедневно я посещал все цехи и отделы, на месте разбирался с выполнением графиков подготовки.
Больше двух лет работы на износ по 14-18 часов в сутки без выходных и отдыха подорвали мое, казалось бы, железное, здоровье. В одну из поездок в конце апреля 1967 года в оборонный отдел Госплана СССР по вопросу поставок дизельгенераторов на стратегические ракетные комплексы, меня вначале в Госплане, а затем и в ЦК КПСС пытались обвинить в поставке некачественной продукции. Дизельгенераторы поставили страну в тяжелейшие условия, которые при взрыве атомной бомбы над командным пунктом должны обеспечить бесперебойную работу ракетных установок данной системы, направленных на определенные территории врага. При этом на глубине 600 метров дизельные установки должны, работая без доступа воздуха и других источников питания, обеспечить запуск всех ракетных систем. Короче, они должны работать на собственных выхлопных газах, обогащенных кислородом. Оказалось, без ведома предприятия, исследовательские институты Министерства обороны решили применить работающие на военных кораблях резервные дизельгенераторы. Естественно, они не смогли обеспечить всех сложнейших требований работы в новых условиях. В течение двухдневных крупных нелицеприятных разговоров в столь высоких государственных институтах я сказал: «Предприятие не может нести никакой ответственности за работу продукции, которая предназначена для совершенно других условий, без согласования. Пусть отвечает тот, кто применил». Но мне все время делали укор, что других подобных агрегатов в стране никто не выпускает.
- Тогда, во-первых, несмотря на строжайшую секретность, нас нужно ознакомить с требованиями, которые предъявляются к нашим агрегатам, во-вторых, мы только тогда сможем сказать, способны ли мы создать такие агрегаты и в какой срок.
Мне тут же парировали: «Они нужны были еще вчера».
- Ну тогда избавьте нас от этой ответственности или немедленно дайте нам все технические требования. Мы бросим все наши силы на создание агрегатов, стендового оборудования для испытания их в приближенных к реальным условиям работы.
Срочно были вызваны специалисты конструкторского бюро завода, которые вместе с институтами Минобороны занялись этой ответственной работой.