Токмак В.Н. Ахрамеев "Рекою жизни" Книга 2
Глава 58
LVIII
В начале 80-х годов в стране началась эпопея выращивания сельскохозяйственных культур на поливных землях. В Первомайске Николаевской области строится завод по выпуску мощных дождевальных установок «Фрегат». Министерство сельского хозяйства обратилось к нам c просьбой проработать вопрос создания дизель-насосных установок, снабжающих поливальные установки водой из открытых водоемов: рек и прудов.
Для создания такой установки понадобилось увеличить мощность дизеля со 140 л.с. до 165 л.с. Опыт завода убеждал конструкторов, что возможности дизелей по форсировке еще не исчерпаны. Конструкторы добились при дополнительных испытаниях и усовершенствовании головок, конструкции всасывающих коллекторов, наддува и топливоподачи получить форсированный двигатель мощностью 180 л.с.
Заводом была изготовлена, испытана и сдана государственной комиссии дизель-насосная установка ДНУ 120/70. Она могла за час работы при напоре 70 метров водяного столба подать в поливной агрегат 452 кубометра воды. Этот агрегат способен обслужить дождевальную установку «Фрегат» или две установки «Волжанка». Освоение нового двигателя УТД-20 не давало возможности готовить к серийному производству дизельнасосную установку. К тому же не был решен вопрос получения насосов. На опытную установку мы применили насос с Ливненского насосного завода Орловской области, но поставлять его на серию он категорически отказался.
В связи со срочной и сильной перегрузкой завода по подготовке производства важнейшего и очень большого заказа для Министерства обороны мы приняли решение не заниматься выпуском сложной и громоздкой дизель-насосной установки ДНУ-120/170.
Главный конструктор Леховицер Михаил Александрович нашел покупателя и продал опытный образец установки в глухую деревню татарской АССР. Мы о ней перестали и думать. И вдруг… Страну в 1972 году постигла большая засуха. В Казани была организована выставка техники для полива. Тогда по инициативе правительства Татарской АССР каким-то образом выставили нашу дизель-насосную установку. В просмотре принимали участие кто-то из секретарей ЦК КПСС и Министр сельского хозяйства. Их заинтересовала такая мощная насосная установка. Расспросили о производителе и по возвращении в Москву обвинили нашего министра в том, что в ответственный период засухи он скрыл наличие в производстве нужного стране агрегата. В Министерстве также никто не знал, что Токмак создал такую установку. Срочно вытаскивают меня в Москву, обвиняют во всех грехах земных и строго спрашивают, почему мы скрыли от министерства такую важную тему. Я пытался доказать, что мы самостоятельно занимались этим вопросом, не зная о том, что получим важный оборонный заказ. Из-за перегрузки завода сняли эту неплановую тему и прекратили ею заниматься.
В ЦК КПСС срочно собирается крупное совещание с участием Минтяжмаша и Минсельхоза. На нем принимается решение в 1973 году на Токмакском дизелестроительном заводе выпустить одну тысячу дизель-насосных установок. На мои доводы, что мы сорвем начало производства танкового двигателя УТД-20, четко заявили, что завтра выйдет постановление ЦК и Совмина и за невыполнение будете серьезно наказаны. Стране не менее важно иметь зерно, которого недополучили в этом году. Надеемся, вы поняли важность вопроса? Невыполнение этого задания чревато серьезными выводами. Я пытался выкинуть еще один козырь – отсутствие в серийном производстве насоса. Ливненский завод не обеспечит поставку такого количества насосов. Тогда записали еще один пункт Минтяжмашу – организовать выпуск водяных насосов указанной производительности на Ясногорском насосном заводе Тульской области. Делать нечего – надо выполнять постановление ЦК. За срыв начала выпуска УТД-20, каким-то образом, будет прощение, а необеспечение задания по дизель-насосной установке никто не простит. Уехал домой почти в полуобморочном состоянии. Времени в обрез. Остановить с таким трудом раскрученную подготовку производства танкового двигателя – смерти подобно. Нужно искать резервы в коллективе и делать два задания параллельно. Времени на раскачку нет. Наступила еще одна проверка коллектива на прочность. И эта задача была с честью выполнена. С первого января началось серийное производство дизельнасосной установки, а в мае завод выпустил первых два дизеля УТД-20 из деталей собственного производства. Коллектив не допустил сбоев в выполнении государственных заданий 1973 года. Такое напряжение мог выдержать только сплоченный в единое целое организм, не ощущающий усталости при работе по 12-14 часов без выходных и даже праздников. В 1973 году заводом получен небывалый рост по реализации – 113,9%, балансовой прибыли – 124,5%, выпуску товарной продукции – 116,3%, товаров народного потребления – 137,4%. Трудящиеся завода получили за труд заслуженные награды правительства. На коллектив, как из рога изобилия, посыпались государственные награды. За трудовые успехи, достигнутые в третьем решающем году пятилетки, Президиум Верховного Совета СССР своим указом от 26 февраля1974 года наградил многих тружеников Минтяжмаша, в том числе и кировцев. Орденами Ленина награждены И.Н. Гуторов и Н.Т. Тимощенко, орденами Октябрьской Революции – токарь цеха топливной аппаратуры В.Г. Красуля и цеха № 20 Н.И. Овчаренко. Орденом Трудового Красного Знамени награждены 14 человек, «Знак Почета» - 16 человек, медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие» - 21 человек. О таких наградах труженики города Токмака даже и мечтать не могли. Это было признание как важности продукции, выпускаемой в Токмаке, так и высочайшего авторитета коллектива.
Несмотря на прекрасную работу предприятия, пусть читатель не думает, что руководство купалось в славе, неге и благополучии. Дело в том, что, кроме вопросов по производству, необходимо решать социальные вопросы работающих. Встали серьезные вопросы обеспечения кадрами резко возрастающего производства новых изделий. Рост кадров, естественно, требует обеспечения жильем, детскими садиками, оздоровлением и нормальными условиями отдыха. Под освоение танкового двигателя в проекте предусмотрено строительство жилья, детских садиков, культурных учреждений и учебных заведений. Но несмотря на это, дирекции завода приходилось обивать пороги Министерства, Госплана, Совета Министров и даже ЦК КПСС. Зачастую выделялись средства, но их не принимало министерство строительства Украины из-за перегруженности и слабых мощностей строительных организаций в г.Токмаке. Огромные усилия пришлось приложить руководству предприятия, чтобы в Токмаке создать еще одно строительное управление. Мы добивались создания треста, но трест был создан в городе Днепрорудный для строительства железнорудного комбината и нового города для обеспечения нормальной работы горняков. В Токмаке же создали два управления: одно по строительству промышленных объектов завода им.Кирова и кузнечно-штамповочного завода, второе занималось строительством жилья, объектами социальной сферы.
Большие средства, зарабатываемые заводом им.Кирова в фонды развития и соцкультмероприятий, строители категорически отказывались принимать в свои планы. Поэтому мы вынуждены были создать при ОКСе ремонтно-строительный цех, в задачу которого входило строительство базы отдыха, пионерского лагеря, городского парка, стадиона, бытовых помещений к старым цехам, а также создание собственной строительной базы, оснащенной необходимой техникой. Большие объемы собственных средств пришлось вкладывать в приведение старых фуксовских цехов к современным условиям производства и уровня культуры. Часть средств и сил заводского ремонтно-строительного цеха приходилось направлять на строительство различных объектов города.