В восьмой пятилетке 1966-1970 годы завод не узнать. Из месяца в месяц выполняются планы по всем показателям. В 1969 году, начиная со второго квартала, ежеквартально завод завоевывает во всесоюзном социалистическом соревновании промышленных предприятий Министерства тяжелого энергетического и транспортного машиностроения вторые места и вторую денежную премию. В 1970 году все четыре квартала завоевывает вторые классные места. Досрочно выполнена восьмая пятилетка по всем технико-экономическим показателям.
За пятилетку получен рост:
по объему реализуемой продукции – 139,6%
балансовая прибыль возросла на 148,3%
товарная продукция на 137,2%
выпуск дизелей в тысячах лошадиных сил – 112,7%
выпуск дизельгенераторов – 133,5%
производство дизельных запчастей – 119,9%
выпуск товаров народного потребления увеличился в 8 раз.
Поставлено на экспорт 4343 дизелей и дизельгенераторов и на 3,9 млн запасных частей. Спроектировано и изготовлено 33 новых промышленных образца изделий, из них 29 приняты приемными комиссиями и рекомендованы для промышленного производства. Снято с производства 5 устаревших изделий. Первому среди машиностроительных предприятий в Запорожской области изделию – судовому дизелю К-161 присвоен государственный «Знак качества».
В восьмой пятилетке началось серьезное капитальное строительство. Центральные капитальные вложения составили за пятилетку больше 6 млн. рублей, введено 8,16 тыс. м2 производственных площадей, в том числе освоено на новом сборочном цехе – 0,66 млн. рублей, ЦТА (цех топливной аппаратуры) – 3,05 млн. рублей и малярно-сдаточном цехе – 0,435 млн. рублей. Кроме того, предприятие вложило 2,2 млн. рублей нецентрализованных капиталовложений из заработанных фондов развития, соцкультбыта и своими силами ввело в эксплуатацию Дворец спорта, столовую на 300 посадочных мест и поликлинику на 240 посещений в смену. Проведение вышеуказанных работ удалось осуществить за счет создания мощных подразделений: конструкторского отдела СКБ – 257 человек и отдела главного технолога и металлурга – 269 человек. Эти технические службы стали выполнять очень сложные конструкторские и технологические решения, которые не всегда удавались даже научно-исследовательским организациям и институтам.
Работа этих отделов обеспечивала предприятие заказами на далекую перспективу.
Конструкторский отдел проводил работы в трех направлениях. Получив документацию на УТД-20, творчески прорабатывал ее для производства этого двигателя в наших условиях с тем, чтобы резко улучшить его качество. Параллельно шли работы над созданием нового современного двигателя увеличенной мощности до 600 л.с. и выше, а также над созданием нового современного ряда двигателей в 3-4-6 цилиндровом исполнении, которые бы в перспективе могли заменить выпускаемые шести- и четырехцилиндровые, ранее созданные на Токмакском и Мелитопольском заводах. Отдел главного технолога и металлурга занимались подготовкой производства на эти разработки. Возглавляли коллективы конструкторов, технологов и металлургов опытнейшие специалисты: Дмитриев К.Я., Дубинин Ф.Ф., Гнедов Н.С., Власов Я.Я., Дзыбал Л.Т., Иванько В.Н., Целик А.И., главный инженер Суворов И.И. и заместитель директора по производству Гейжа М.Г. А также начальники цехов: Химченко Н.А., Ярошенко И.И., Цыкста В.Я., Винниченко В.Н., Козачек Н.П., Матвиец П.П., Герман Н.Р. и др.
Неоценимый вклад в эти работы внесли передовики производства, заслуженные мастера и рабочие Тимощенко И.Т., Мизин Ф.И., Рыбьянов Г.М., Лысачук В.С., Сопин Г.Н., Гуторов И.Н., Красуля В.Г., Тавенко В.П., Овчаренко Н.И. и многие сотни других прекрасных тружеников, умом, опытом, руками которых умножались богатства завода и города, благосостояние страны. Я благодарен судьбе, что мне пришлось работать в коллективе с такими благородными, умными, бескорыстными людьми.
Семидесятые годы стали для коллектива знаковыми тем, что в ознаменование столетнего юбилея со дня рождения Ленина большая группа работников в 1971 году была награждена орденами и медалями за успехи в работе по итогам восьмой пятилетки. Среди награжденных орденом Ленина – моторист испытательного цеха Г.Н. Сопин. Ордена «Октябрьской революции» удостоены резьбошлифовальщик инструментального цеха И.В. Вентов, слесарь литейного цеха И.И. Зюзь, обрубщик А.П. Максимов, орденами Трудового Красного Знамени награждены 19 человек, «Знак Почета» и «За трудовое отличие» - 28 человек. Я был награжден орденом Трудового Красного Знамени. С каждым днем завод преображался. Производство оснащалось новым современным оборудованием. В 1971-1978 годах получено 915 металлорежущих станков, из них автоматических и полуавтоматических – более 25%. Только на первую очередь нового цеха топливной аппаратуры – 158. Заменяя устаревшее оборудование новым, удалось высвободить около 80 станков.
Это дало возможность серьезно заняться расшивкой узких мест, совершенствованием межцеховой кооперации и резкого улучшения качества выпускаемой продукции.
Высокую оценку достижениям коллектива предприятия дал министр тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения В.Ф. Жигалин в своей приветственной телеграмме: «Искренне поздравляю славный коллектив завода им.Кирова с замечательными трудовыми успехами. Благодаря ударной работе всего коллектива, завод уверенно вышел в ряды первых предприятий дизелестроения и Министерства. Выдающимся событием в деле усовершенствования выпускаемой продукции является наивысшая оценка главного судового дизеля – присвоение ему государственного «Знака качества».
Страница 60 из 71