Приезд Министра в Токмак стал для нас ценен тем, что токмачане не устроили митинга, не предъявили никаких требований. Вся встреча с заводчанами проходила корректно, культурно, по-деловому. Мне кажется, не столько сам завод покорил министра и его спутников, столько деловая и творческая обстановка. Обычно на других заводах проходят спонтанно митинги с выступлением всяких горлохватов с требованиями чуть ли не манны небесной, не считаясь с тем, что у министра возможности очень ограничены и не всегда он может решить заоблачные вопросы. Мы, практически, не поставили таких вопросов, которые не являются компетенцией министерства.
В течение двух месяцев перед каждым заседанием коллегии, министр рассказывал о поездке в г.Токмак на дизелестроительный завод, о деловой и творческой обстановке в коллективе: «Без особых претензий коллектив напряженно работает, внедрил очень интересную «Комплексную систему» работы по договорным обязательствам, которая дала возможность коллективу выйти из кризиса и прекрасно работать. В напряженной обстановке начали осваивать очень сложный двигатель авиационного класса для боевых машин пехоты. Освоение новой машины не повлияло на выполнение плановых заданий». После этой поездки наших людей, приезжающих в командировки в министерство, доброжелательно встречали во всех структурных подразделениях: «А, Токмак! заходите. Чем вам помочь?» И, надо отдать должное, помогали. Вскоре мне позвонил Матвеев Е.С. о том, что к нам едет Центральное телевидение СССР для того, чтобы сделать фильм о работе завода.
«Просим серьезно подумать, что показать на телевидении. Ведь это будет передача на всю страну. Эту поездку к вам порекомендовал телевидению Жигалин Владимир Федорович после одной из коллегий, где он вновь рассказывал о токмакском заводе. Смотри, не подведи министра!» - резюмировал Матвеев Е.С.
Две недели Центральное телевидение работало на заводе. Перед концом они зашли ко мне в кабинет взять у меня интервью, чтобы подытожить результаты съемок. Они рассказали о съемках и в целом остались довольны результатом своей работы. Особенно поразил меня рассказ о съемке истории завода в музее.
А музей-то у нас был размещен в одной комнатушке размером в 25 квадратных метров. Его открыли с моим приездом, чтобы собирать исторические факты для подготовки к 100-летнему юбилею. Я, помню, вызвал редактора газеты «Кировец» Сосну Николая Петровича и попросил дать объявление в газете, чтобы токмачане приносили материалы для музея. Рабочие откликнулись на призыв, и несли у кого что было. Кто старинные фотографии, кто изделия завода. Музей с каждым днем пополнялся и в одной комнате стало очень тесно.
Я и говорю телевизионщикам: «А что вы можете показать в таком крохотном помещении? Там нормальному человеку и повернуться негде, не то, что делать съемки кино».
В ответ они сказали: «Вы не представляете возможностей современного телевидения. Да мы можем показать многие вещи так, как будто у вас не комната, а Эрмитаж. Мы там много засняли исторических материалов о заводе. Выйдет фильм, Вы даже не узнаете, что съемки сделаны у вас.
И действительно, через несколько месяцев по центральному телевидению показывали фильм о заводе два дня по одному часу, то есть был сделан 2-х часовой фильм о Токмакском дизелестроительном заводе им. С.М. Кирова Запорожской области.
После отъезда телевизионщиков, мы приняли решение расширить музей за счет вестибюля заводоуправления. Музей закрыли на ремонт, и я попросил Сосну Н.П. снять экспозицию и временно разместить ее где-либо в складе на хранение.
Кроме этого, я долго говорил с Николаем Петровичем о том, что надо начинать искать архивную справку о дате организации завода.
Он мне начал рассказывать, что это сложная работа: «Надо ездить по музеям и архивам страны и, возможно, где-либо откопать этот материал. Сложность еще в том, что многие архивы и музеи уничтожены во время войны, особенно на Украине. А в Москве и Ленинграде вряд ли они будут».
Тогда я Николаю Петровичу разрешил ездить в командировки в любой город и сидеть там столько, сколько понадобится, чтобы найти архивную справку.
Николай Петрович начал ездить, иногда месяцами сидел в каком-либо городе, но безрезультатно. Он побывал по несколько раз в Симферополе, Чернигове, Киеве, Харькове, Москве, Ленинграде и многих других городах и весях. По целому месяцу проживал там, привозил какие-то материалы, не относящиеся к истории завода. Писал статьи в городскую газету «Комуністичним шляхом», областные газеты, зарабатывал деньги на гонорарах. Так прошло несколько лет. Я уже потерял всякую надежду, что архивная справка будет найдена. Я заподозрил, что Сосна использует командировки как дополнительный хороший заработок к окладу редактора заводской многотиражки «Кіровець». Мне показалось, что если он даже найдет такой документ, то будет тянуть до самого столетия. Жизнь в «беспривязном содержании», лучше не придумаешь.
Кроме того, после окончания ремонта исчезло более 70% экспонатов, собранных у рабочих. Оказалось, что Сосна потихоньку перетащил ценные экспонаты к себе домой и после ремонта не возвратил. Люди, которые приносили экспонаты, не увидели их в новой экспозиции обратились к Сосне, чтобы он объяснил, где они. Он начал им говорить: «Вы ничего не приносили и мне ничего не давали». Это вызвало бурю возмущений и недовольств.
Они приходили ко мне с жалобами на Сосну. Я вызвал Сосну на серьезный разговор. «Николай Петрович, все сводится к Вам. Вы забрали многие ценные экспонаты и назад не вернули. Зачем Вы это сделали?»
Он мне парировал: «А чем Вы докажете, что я экспонаты забрал? У Вас описи нет и доказать не сможете».
Я ему начал доказывать, что лично я, да и все люди, надеялись на Вашу честность и даже подумать никто не мог, что вы сделаете такой поступок, обворуете заводской музей.
Он опять стоял на своем: «Вы подайте в суд, но доказать никто не сможет. Описи нет. Расписок моих тоже ни у кого нет».
Тогда я его просил серьезно подумать, ибо этот поступок может привести к серьезным последствиям.
Последствия не заставили долго ждать. В Ленинград, в Центральный государственный архив, я попросил поехать Клепикова Евгения Филипповича и попытаться найти архивную справку о времени создания завода. Об этом я подробно писал выше, когда рассказывал, как прошляпили руководители Бердянского завода «Дормаш» свой столетний юбилей. Клепиков буквально через несколько дней привез такой документ. Его даже искать не надо было. По первой же просьбе Клепикову выдали архивную справку. Тогда я вызвал еще раз Николая Петровича. Я ему высказал о его непристойном поведении как человека и коммуниста, который решил мошенническим образом зарабатывать деньги на командировках, на статьях в газетах и, самое главное, беззастенчиво обворовать музей. Об архивной справке он даже не думал. И в заключение я сказал: «Николай Петрович, за совокупность действий, которые привели к обману коллектива, воровству экспонатов музея я вынужден освободить Вас от должности редактора заводской многотиражной газеты «Кировец» и уволить с завода. Такого человека в должности редактора газеты держать нельзя, как нельзя на пушечный выстрел подпускать к музею».
Долго добивался Сосна восстановления на работе, но это были напрасные усилия. Он доказывал мне: «Без меня вы не сможете открыть новый музей». Я ему ответил: «Мы его откроем без Вас и без украденных Вами экспонатов».
Перед своей кончиной Сосна Николай Петрович в брошюре «Первенец», изданной издательством «Поділля 2000», рассказал и опубликовал много фотографий из ворованных экспонатов, исчезнувших из заводского музея. У него даже хватило совести на странице 11 в первом же абзаце наврать о документальном установлении года основания завода. Он пишет: «Работая в архивах, документально установил год основания предприятия. Стало возможным в торжественной обстановке отметить столетие дизелестроительного завода им. С.М. Кирова в 1982 году». Наглая ложь! Господь ему судья.
Страница 59 из 71