Я в описании увлекся освоением изделия 20, но надо возвратиться назад, к концу 1969 года. Ранее я говорил, что министр Жигалин Владимир Федорович несколько раз обещал, при удобном случае, посетить Запорожье и наш завод.
Поздно вечером перед уходом домой, разбирая накопившуюся почту, услышал телефонный звонок. Звонил помощник министра: «Василий Никифорович, на этих днях планируется командировка Владимира Федоровича в Днепропетровск с заездом в Токмак. В Днепропетровск он выедет специальным вагоном, а к Вам доставит один из Днепропетровских директоров. Я думаю, это директор ДЗМО. Держите связь с приемной и с Днепропетровском».
Следом последовал звонок от Матвеева: «Слушай, дорогой Василий Никифорович, ты в курсе, что в Токмак едет министр. Вероятнее всего, будет у вас ночевать. Я знаю, что Дом приезжих у тебя в хорошем состоянии. А как министр будет добираться до этого дома? В болотных сапогах? В случае дождя грязь будет выше колена! Что ты думаешь делать? До приезда Министра самое большое четыре дня. Ты не представляешь, как ты опозоришься на все министерство!»
Я, не задумываясь, брякнул: «Евгений Степанович, у нас есть еще четыре дня, сделаем асфальтированную дорогу».
Ночью собрал заместителей, руководителей отделов, транспортников, снабженцев и работников ОКСа. «Уважаемые коллеги, - начал я, – нам предстоит сложнейшее испытание на прочность. Через четыре дня к нам приедет министр. Для того, чтобы он мог добраться в Дом приезжих, нам предстоит решить задачу из нескольких неизвестных – построить участок асфальтной дороги длиной в 400 метров по центральной улице Революционной от призаводской площади до дома приезжих. Задача ясна? Приступаем к работе немедленно». Утром закипела работа. Бульдозеры прорезали ложе дороги, самосвалы вывозили землю и сразу же привозили из карьера отсев и щебень. К вечеру из Запорожья начал поступать асфальт. Дорожники вместе с нашими людьми все равняли, укатывали. Работа кипела круглые сутки. Люди работали, не считаясь со временем и усталостью. За день до приезда Министра дорога шириной шесть метров выглядела, как пасхальное яичко, сверкая на ласковом осеннем солнышке.
Прибывший за день до приезда Матвеев Е.С. не поверил своим глазам, сказав: «Как в сказке «По-щучьему велению». Ну молодцы! Не ожидал! Теперь пошли на завод. Проведите меня по маршруту министра».
Долго ходили по заводу, но старые, убогие, наспех выстроенные после войны цехи, забитые под завязку оборудованием, работавшим еще на Гитлера, не производили никакого впечатления. Что делать? Это все на министра подействует удручающе.
Тогда я предложил начать обход завода с опытно-экспериментального цеха, в котором нужно организовать выставку всей выпускаемой продукции. С выставки и начать показ завода. Главное показать огромную номенклатуру дизелей и дизельгенераторов, которую мы выпускаем, и перспективные разработки. У нас есть сутки впереди. Подберем образцы, приведем их в божеский вид. Со склада завезем подготовленные к отгрузке на экспорт и Министерству обороны образцы с испытательного участка отдела главного конструктора. К каждому образцу подготовим красочные плакаты с техническими характеристиками. К подготовке каждого образца закрепили ответственных работников конструкторского и технологического отделов.
Докладывать поручил главному конструктору Дмитриеву К.Я. и главному инженеру Суворову И.И.
За несколько часов до приезда Министра выставка была вылизана, выкрашена, имела пристойный вид. По разработанному графику поездки Министра в Токмак, его должен привезти директор завода ДЗМО (Днепропетровский завод металлургического оборудования). Но вдруг мне домой во втором часу ночи позвонил главный инженер ДЗМО и посоветовал мне самому приехать в Днепропетровск и забрать министра.
«Понимаешь, мы дороги не знаем, города тоже, привезем, да не туда, расстроим министра, а это может плохо сказаться на вашем коллективе».
Я сразу же позвонил Матвееву Е.С., рассказал ситуацию и заявил: «Я рано утром еду за министром по совету руководства ДЗМО. Считаю, что это лучший вариант, чем встречать, не зная точно времени и места».
Матвеев сразу же вскипел: «Ты понимаешь, что говоришь? Как это, привезу министра? Это же министр, а не арбуз, который ты можешь вкинуть в багажник! Ты подумай, с министром такие шутки могут плохо кончиться!»
Но я ему твердо сказал: «Евгений Степанович, несмотря на Ваши возражения, я поеду за Министром в Днепропетровск».
В 8.00 утра двумя машинами я был на ДЗМО. Там мне сказали, что Жигалин уехал на завод «Шахтной автоматики» и оттуда поедет в Токмак с нашим директором. Мигом прибыл на указанный завод, зашел в приемную, секретарь сказала, что министр сейчас в кабинете директора проводит совещание. Я осторожно приоткрыл дверь, и министр сразу же меня заметил, сказав главному инженеру ДЗМО: «Владимир Иванович, ты свободен. Я еду с Василием Никифоровичем. У тебя транспорт есть? Надо две машины – нас шесть человек». Я подтвердил, что все в порядке.
«Подожди немного, я закончу совещание, и поедем в Токмак. Молодец, что сам приехал за мной, так будет лучше».
Все оказалось намного проще, чем предсказывал Матвеев. «Арбуз» уже, можно смело считать, в багажнике моей машины. Я сразу же позвонил Всеволожскому М.Н. и доложил, что мы будем у него примерно около 13 часов. Он сказал: «Никуда не заезжайте, заходите прямо ко мне. Я буду ждать».
В 13 часов мы с министром были в кабинете первого секретаря Запорожского обкома Всеволожского Михаила Николаевича. Знакомить мне их не пришлось. Они долго обнимались, как старые закадычные друзья. Расспрашивали друг друга о житье-бытье, женах и детях. Я сидел в сторонке, не обращая внимания на их дружескую беседу. Затем Михаил Николаевич говорит: «Владимир Федорович, соловья баснями не кормят, поедем обедать, затем обсудим наши насущные вопросы. Ты один приехал?»
«Нет, со мной еще пять руководящих работников министерства, кроме того из Токмака должен подскочить Матвеев Евгений Степанович, начальник главного управления дизелестроения.».
«Василий Никифорович, мы с Владимиром Федоровичем поедем на Хортицу, а ты забирай остальных гостей и в нашей столовой пообедаешь с ними. Заведующая все знает», - сказал Всеволожский.
«Нет, Михаил Николаевич, я в командировках везде вместе со своими людьми кушаю и ночую», - заявил Жигалин.
«Тогда мы едем на Хортицу, а ты, Ахрамеев, собирай всех и догоняй нас. Я думаю, ты знаешь обкомовскую базу на острове?»
Я подтвердил, что знаю, хотя ни разу там не был. На базе сервировали стол на всю компанию. Подавали, в основном, украинские блюда: борщ с пампушками, мясо тушеное с картошкой в глиняных горшочках, вареники с творогом в сметане. Из горячительных напитков: коньяк, особая московская «Горілка з перцем». Запивали Запорожской минеральной водой, «оздобленной сріблом».
За обедом много говорили о делах насущных в Запорожской области, ее истории и достопримечательностях. О Хортице – оплоте Запорожского казачества, о Днепре и красавце Днепрогэсе. Не забыли поговорить об охотничьих угодьях, о том, что открыт еще сезон на пернатую дичь.
Всеволожский, обращаясь к Жигалину, сказал: «Я думаю, Владимир Федорович, ты отведешь душу заядлого охотника. Но сейчас после обеда мы определим вас на ночлег здесь же на базе, а утром поедете в Токмак на завод. Наверху прекрасные бильярдные столы для любителей».
«Нет, Михаил Николаевич, я всегда ночую у себя на заводах. У тебя есть где переночевать министру?» - обратился Жигалин ко мне.
«Есть небольшой дом для приезжих, всех разместим», - сказал я.
«Тогда ночуем в Токмаке, не теряя времени, поехали на завод».
«Я с вами не поеду, - сказал Михаил Николаевич, - поедет секретарь обкома по промышленности Скляров Павел Иванович. Он прекрасно знает всю промышленность нашей области. В свое время работал председателем Запорожского совнархоза, а сейчас в аппарате обкома. В отношении охоты я распоряжусь, позвоню Москалькову Петру Ивановичу, первому секретарю Приморского райкома, он это организует на высшем уровне».
Около 18 часов прибыли в Токмак. Сразу зашли ко мне в кабинет. Там нас ждали мои заместители, секретари парткома и завкома комсомола, председатель завкома профсоюза, которых я представил министру и его спутникам. По генплану подробно рассказал о заводе, о продукции, о выполнении плана и нуждах коллектива. Параллельно попросил министра рассмотреть несколько просьб, изложенных в заранее подготовленных письмах. Я попытался обострить два вопроса: выделение одного миллиона рублей на расчистку и выравнивание русла реки Токмачки, что решит раз и навсегда вопрос подтопления завода и города; пересмотр проекта главного механо-сборочного корпуса под производство УТД-20.
«Дело в том, - сказал я министру, - что в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР предусмотрено продублировать Барнаульский проект. Будучи в Барнауле, я убедился, что построить такой корпус в Токмаке невозможно. Во-первых, у нас нельзя вести строительство на ленточных фундаментах из-за плывунов грунта. Строить нужно только на свайных фундаментах. Во-вторых, суровые климатические условия Сибири побудили проектантов для сохранения тепла крышу выполнить без фонарей, запроектировать круглые прозрачные колпаки. Вентиляция осуществляется искусственно. В наших же условиях принято проектировать ленточные фундаменті и фонари с естественной вентиляцией за счет открывающихся фрамуг».
Мои доводы поддержал прибывший вместе с министром начальник управления капитального строительства Пастернак Борис Афиногенович. Кроме этих вопросов в письмах были переданы помощнику министра более простые вопросы, о которых я даже не докладывал. Жигалин внимательно меня выслушал и на письмах подписал поручения заместителям министра, а также руководителям функциональных управлений.
Осмотр завода начали с подготовленной выставки. Министр внимательно осматривал продукцию, интересовался техническими характеристиками, задавал много вопросов и был удивлен огромной и разнообразной номенклатурой дизелей и дизельгенераторов для многих отраслей народного хозяйства страны.
Затем пошли по основным производственным цехам. В цехах он больше внимания уделял беседам с рабочими на рабочих местах. Всем задавал вопрос: «Знаете ли вы, что сейчас на заводе министр? Какие у Вас вопросы к министру? Знаете ли своего директора?»
Все, как сговорились, отвечали: «Мы знаем, что вы прибыли к нам на завод. Это очень хорошо. Надеемся, что поможете в решении ряда животрепещущих вопросов. Уверены, что все вопросы Вам изложит наш директор. Он владеет ситуацией и хорошо знает все заводские нужды. Лично у нас к вам вопросов нет».
Во всех цехах шла нормальная работа, никто не подходил к делегации, не собиралась толпа людей с жалобами к министру или претензиями к руководству завода. Осмотр завода проходил во второй смене. Завод работал полных две смены. Интересный инцидент произошел в инструментальном цехе.
В цех зашли, когда начался обеденный перерыв. В укромном углу цеха, при ярком освещении за ярко освещенным столом, обильно заставленным различными продуктами и напитками, расположилась шумная веселая компания. Я хотел отвлечь министра от этой компании, но он повернулся и быстро направился к ним. Подойдя, мы увидели посреди стола большой торт, нарезанное сало, домашнюю колбасу и всевозможные дары южноукраинской природы: красные с рубиновым оттенком при вечернем освещении помидоры, свежие огурцы и, естественно в это время года, большой разрезанный арбуз, сверкающий сочным аппетитным соком. Компания сразу притихла. Все засмущались, внимательно поглядывая на неожиданно появившуюся большую представительную группу мужчин. Министр подошел, поздоровался и спрашивает: «Что это у вас за торжество?» Ему в один голос ответили: «У нашей Лиды – работницы цеха, - указали на одну из женщин, - сегодня день рождения, и мы решили всей бригадой торжественно отметить. Купили торт, принесли продукты из дома, сидим и ужинаем в обеденный перерыв».
«Так вы даже водку и вино принесли и пьете?» – показывая на батарею бутылок, сказал министр.
«Нет, - говорят, - пьем молоко, воду, компот. На работе мы таких вещей себе не позволяем, это строго запрещено. Можете попробовать напитки из любой бутылки».
Во время разговора помощник министра пытался вложить ему в руку дорогую ручку. Жигалин вначале не понял, что хочет от него помощник, затем сообразил, что это подарок имениннице. Он протянул ей ручку и сказал: «Разрешите мне в честь дня рождения подарить Вам эту прекрасную ручку». Она внимательно посмотрела на него и неожиданно для всех парировала: «Я от чужих и незнакомых мужчин подарков не принимаю». Владимир Федорович запнулся на полуслове: «А этого человека Вы знаете?» - указал он на меня.
- Знаю, конечно. Это наш директор.
- А если бы он дарил эту ручку, Вы бы взяли?
- Взяла бы с благодарностью. Сегодня директор приказом по заводу объявил мне благодарность с денежной премией. Я очень довольна, что моя работа оценена по достоинству и не осталась незамеченной.
- Так вот, дорогая, я Ваш министр и дарю ручку в память о дне рождения и посещения мною вашего завода.
- От своего министра я с удовольствием возьму подарок, дома расскажу семье и особенно детям, соседям и знакомым, что мне подарил эту симпатичную ручку лично наш министр. Это для меня будет большая честь. Не многие получают подарки лично от министра. Я тронута вниманием и счастлива. Спасибо за подарок.
Еще немного поговорили с рабочими о жизни Токмака, о пожеланиях, министр высказал свое мнение, что городу и его трудящимся завод очень много дает в решении условий работы и многих социальных вопросов, а также в развитии города. Высказал также уверенность, что коллектив оправдает доверие Министра, освоит выпуск сложной машины для обороны страны в срок и обеспечит ее поставку заказчикам. После этого посетили еще несколько ведущих цехов. Там министр также подходил к рабочим, задавал вопросы, спрашивал о просьбах к министру. Везде получал один ответ: «Все вопросы вам задаст наш директор. Он отлично владеет ситуацией и как никто знает нужды коллектива».
Проходя по линии коленчатого вала, министр обратил внимание на группу новых станков, сверкающих свежей светло-зеленой краской. Это были недавно запущенные в работу станки для пробивки и обточки коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Когда министр поинтересовался станками, я ему напомнил историю их приобретения. Станки приобретены авантюрным образом. Мы сделали заказ на разработку новых станков Московскому заводу «Красный пролетарий» взамен добитых немецкой фирмы «Кревен». Эти станки определяли выпуск дизелей на нашем заводе. Их непрерывно латали и отдельные детали висели чуть ли не на веревках. Возле них в две смены дежурили бригады слесарей-ремонтников. Согласовав техусловия на станки и их конструкцию, «Красный пролетарий» сразу же запустил в работу и потребовал от нас документ о наличии финансирования. В это время я болел и лежал в больнице Минречфлота. Ко мне приехал инженер по оборудованию Давиденко Павел Васильевич с письмом завода-изготовителя и спросил: «Что будем делать, товарищ директор? Денег на приобретение этих станков у нас нет, и справку Министерство нам не даст. Не подпишет ее даже наш главный бухгалтер. А станки в работе и скоро будут изготовлены».
Я долго думал, затем предложил такой авантюрный вариант: «Давай я подпишу эту справку, а ты подпишись за главного бухгалтера и попробуй объяснить в Главдизеле, что директор лежит в Москве в больнице, главбух был вчера тоже в Москве, подписал документ и уехал домой, а печати ни у директора, ни у главбуха здесь нет. Не ехать же мне за печатью в Токмак. Попроси секретаря начальника главка поставить печать на подписи завода. Мою подпись она знает, а бухгалтер новый и его подпись она наверняка не знает. Давиденко побоялся поставить свою подпись, а в гостинице попросил подписать справку командированного из Хабаровска, с которым он жил в комнате.
Не обращая внимания на подписи, никто и не думал об авантюре. Подписали документ: главный инженер Бржеский К.Ф. и главбух Коковихин А.С. Секретарь скрепила еще раз их подписи печатью главка. К сентябрю «Красный пролетарий» изготовил и отгрузил станки. Мы их быстро установили, наладили и работаем. На неоднократные обращения завода «Красный пролетарий» к нам и в главк об оплате счетов – полная тишина. Тогда поставщик обратился за помощью в газету «Труд». Газета раскрутила авантюризм – и к министру. Тот выслушал и ответил: «Это какое-то недоразумение. У нас таких фокусов не бывает. Я немедленно разберусь и наведу порядок». По заданию министра быстро было установлено, что «Красному пролетарию» токмачане подсунули фальшивый документ. Министр дает команду наказать директора завода, а главного бухгалтера снять с работы. Комиссия министерства установила, что на документе стоит подпись директора, а главный бухгалтер этого документа в глаза не видел. На документе стоит подпись неизвестной личности и даже не технолога Давиденко. Доложили министру. Он распорядился директору за «находчивость» объявить замечание, главному инженеру главка Бржескому К.Ф. и главбуху Коковихину А.А. объявить по выговору, финансовому управлению министерства немедленно оплатить счета, а над находчивостью Давиденко от души посмеялся.
Когда Министр спросил о станках, я ему напомнил, каким образом они приобретались. Он заулыбался и сказал: «Молодец, что рискнул на такую авантюру, решив сложную проблему для завода. А наказание за плечами не носят. Ты же не ради личного интереса так поступил, а для общего дела. Я бы на твоем месте точно так же сделал. Молодец!»
После обхода завода в новой заводской столовой для гостей был организован ужин. Во время ужина гости высказывали свои впечатления и замечания по недостаткам, а также предложения по улучшению деятельности отдельных подразделений предприятия.
Во время ужина подошел мой заместитель Середа Иван Андреевич и шепотом сообщил, что секретарь Приморского райкома Москальков Петр Иванович не дал никаких поручений по организации охоты. Я не стал поднимать среди ночи Всеволожского, а распорядился собрать ружья с патронами у городских охотников и взять с собой необходимое количество продуктов питания из заводской столовой. Одежду всем участникам охоты подобрать на складах завода.
В три часа ночи выехали на охоту все гости из Москвы, Скляров П.И., главный егерь Запорожской области, я, Середа И.А. и первый секретарь горкома Очеретин И.А. с таким расчетом, чтобы начать охоту на зорьке. На Обиточной косе, в самом ее конце, прилепился райкомовский домик для приема гостей. В домике оказался только охранник. Он показал нам лодку, на которой можно переплыть на островок, расстояние около 800-900 метров от косы. На лодке может переправляться только три человека. Решили, что на островок поплывут министр, Скляров и егерь и там будут охотиться на дикую утку. Вся остальная бригада будет охотиться возле домика. В проливе между косой и островком плавает несметное количество уток. Но они настолько умные, что плавают на таком расстоянии от косы и острова, что дробь их не достает. Они уже привыкли к выстрелам и на них не реагируют. Мы стреляли, стреляли, но бесполезно. Утки плавают, но ни к нам, ни к островному десанту не приближаются. Прошла зорька, солнце уже высоко поднялось. Около десяти утра прибыли главные охотники. Министр убил одну утку, а его компаньоны прибыли с пустыми руками. Мы тоже всей компанией убили какую-то глупую утку, пролетавшую над нами. Охота закончилась. Накрыли стол, хорошо позавтракали, но все охотой остались довольны. Встретили зорьку, подышали свежим морским воздухом. Посмеялись, наслушавшись всяких охотничьих анекдотов, приключений, былей и небылиц, немного отдохнули, отправились в Токмак с таким расчетом, чтобы к 19.00 часам проводить министра к его вагону, который перегнали из Днепропетровска к поезду Запорожье-Москва. Распрощались с гостями в Токмаке, вернее, на границе района. Сопровождать их было поручено Середе И.А. Меня министр отправил домой отдыхать.
Страница 58 из 71