Ивченко Наталья Александровна о Ивченко
Ивченко Наталья Александровна, учредитель
выставочного предприятия «МЭДВИН»
Недавно в рамках Международного авиационного салона «МАКС 2003» в Жуковском под Москвой один из дней пышной встречи грандов авиаиндустрии мира был целиком посвящён творческому наследию и перспективам авиадвигателестроения, связанного с делом жизни Лауреата Государственной и Ленинской премий, Героя социалистического труда академика АН УССР Александра Георгиевича Ивченко, моего незабвенного отца. Конечно же, создатель моторов «АИ», поднявших в воздух всемирно известные самолёты Ан-10 и Ил-18, Ан-24 и Як-40, вертолёты Ми-1 и К-10, известен в мире техники. 23 ноября исполнилось 100 лет со дня его рождения. Но прожил он мало — всего 65 лет; страсти и стрессы трудной профессии сказались на его поначалу богатырском здоровье. А его интеллектуальный взлёт, его путь от выпускника Харьковского машиностроительного института по специальности «двигатели внутреннего сгорания», а затем инженера моторного завода им. П.И.Баранова в Запорожье до генерального конструктора Запорожского машиностроительного конструктора бюро «Прогресс» — это лишь тридцатилетье.
Родных Александра Георгиевича трогает и волнует, что вклад его в развитие родной Украины высоко оценен. АССАД, Международная ассоциация «Союз авиадвигателистов», в рамках СНГ объявила нынешний год Годом А.Ивченко, а Кабинет Министров Украины принял, за подписью премьер-министра В.Януковича, распоряжение о проведении юбилейных мероприятий, посвящённых столетию А.Ивченко. И самое главное и знаменное — Александра Георгиевича помнят и продолжают любить в родном коллективе. Генеральный конструктор ЗМКБ «Прогресс» имени академика А.Г.Ивченко, Герой Украины, член-корреспондент НАН Украины Фёдор Михайлович Муравченко, один из учеников отца, пишет: «Александр Георгиевич — живая частица наших исканий и свершений, радостей и печалей. Есть нечто символичное в том, что столетие А.Г.Ивченко совпадает и со столетием мировой авиации. Ведь именно Александр Георгиевич, как и Олег Константинович Антонов, во многом способствовал тому, что Украина обладает ныне собственным потенциалом авиадвигателестроения и создания самолётов».
Конечно же, как авиаконструктор, много лет трудившийся в АНТК им. О.К.Антонова, я могла бы достаточно подробно обрисовать инженерный и конструкторский марафон Александра Георгиевича. Это и участия в создании мотора «М-88», позволившего в первые месяцы войны сопротивляться авиационному натиску врага, и героический труд во имя Победы, когда двигатели запорожцев, ставших омичами, без промедления устанавливались на краснозвездных боевых самолетах, чтобы сломить хребет фашизму, и послевоенный подвиг, когда в родном моем Запорожье энтузиасты во главе с отцом выпустили первенец новых мирных усилий — двигатель «АИ-26». А.Ивченко — один из фундаторов советского вертолетостроения, а еще именно он стоял у истоков новейшего газотурбинного двигателестроения в Украине. В дни проведения «МАКС — 2003» эту траекторию обозначили так: от «АИ-4» — к «АИ-450». А легендарный двигатель «АИ-20», поставивший на крыло лучшие авиалайнеры послевоенного времени, как и бензопила «Дружба», поныне в строю.
Однако мне хочется поведать о штрихах становления отца, о нас, пяти его дочерях, о нашей маме, инженере-литейщике Прасковье Михайловне Ивченко — втором «я» нашего отца.
Шурик Ивченко родился в Большом Токмаке, в семье рабочего-литейщика Георгия Ефимовича Ивченко и Елизаветы Яковлены Голки, происходившей из старинного казацкого рода. Река Молочная положила начало папиной страсти к рыболовству. И будучи уже Генеральным конструктором, он писал заметки о рыболовстве, публикуя их в альманахе «Рыболов-спортсмен» под псевдонимом Олесь Вудкарь. Любил украинское слово, украинскую песню; как и отец его, был умелым садоводом. Идеалы Октября, как и Георгий Ефимович, поддержал. В семнадцать лет стал подручным литейщика, затем мастером, а вскоре самым молодым начальником цеха на «Красном прогрессе» — так стал именоваться завод «Фукс и Кляйнер» в родном Токмаке. Прошел плодотворный путь партийной и профсоюзной работы.
Прасковья Михайловна и Александр Георгиевич… Однажды, в далеком трудном 1921 году, восемнадцатилетний Шура увидел в цехе незнакомую юную сероглазую станочницу. Прасковья Михайловна, покинув из-за голода родную Смоленщину, добралась до днепровских краев и нашла, наконец, работу на «Красном прогрессе». Знакомых и родных у нее в новых местах не было, да и дома никто не ждал, родителей скосил тиф…
Искра внезапной любви, говоря языком романов, вспыхнула в их сердцах. Паше было семнадцать. Вскоре они стали мужем и женой. Была эпоха стакана воды, отказа от нежности, отрицания отношения к браку как к священному союзу. Однако у Прасковьи и Александра все выглядело иначе, в духе заповеди — совет да любовь. Она была ему верной помощницей, а он ей —надеждой и опорой.
Как никто другой, мама знала особенности ума и сердца отца, его задатки. Обоих влекла к себе учеба в институте. И вот Прасковья Ивченко стала студенткой «инженерной Сорбонны» в Харькове, а затем студентом, в двадцатисемилетнем возрасте, стал и Александр Ивченко.
К этому времени у них уже подрастала Леночка, наша старшая сестра. Затем в мир пришла Валя, много лет работавшая в Харькове, потом Люсьена, затем Любочка, а в 1947-м — я, младшая веточка в семье. Между прочим, именно мама фактически добилась, чтобы отец получил знаменательный диплом. Этот эпизод с ее слов записала Зинаида Бебешко, написавшая повесть об отце, так и оставшуюся в рукописи. Но страницы эти сохранились. Вот несколько строк.
«Дело в том, что в 1934 году А.Ивченко как член партии был откомандирован в Одесскую область для укрепления колхозного движения. Никто и не догадывался, что почти оборвался его путь будущего инженера. И вот Прасковье Михайлове удалось попасть на прием к Павлу Петровичу Постышеву, тогда секретарю ЦК КП(б)У.
«Я Вас слушаю, расскажите о себе», — сказал Постышев. Собравшись с мыслями, Паша с жаром начала говорить, что через месяц завершает учебу в институте, что государство израсходовало на это немалые деньги, направляет ее на завод «Серп и молот», где она будет вносить немалый вклад как инженер- литейщик.
— Да, действительно, литейщики нам нужны.
— А разве моторостроители не нужны?»
…Через две недели Паша вместе с дочкой пришла на вокзал встречать мужа.
— Паша! Леночка!
Радости не было конца.
Когда отца не стало, мама вела себя мужественно. Юрий Трофимович Муравьев, кандидат технических наук, муж Валюши (которой, как и Елены, к сожалению, уже нет с нами), описывает ее телефонный звонок в Харьков после того, как Александр Георгиевич тяжело заболел. «Она поговорила с Валей, которая была беременна, а затем попросила к телефону меня, мол, поболтаю и с Юрой. Она не хотела тревожить Валю на шестом месяце будущего материнства. А меня со свойственной ей лаконичностью поставила в известность: «Юра! Слушай меня внимательно и не задавай вопросов. Отец серьезно болен. Позвони мне с переговорного пункта».
Папа стал поправляться, лечил его известный в Запорожье невропатолог профессор Павел Генрихович Гафт. Но недуг, несмотря ни на что, оказался неумолим.
Помню наш дом, наш сад на улице А.Ивченко в Запорожье. Он был построен в 1948-м, на полученную Сталинскую премию. Одновременно такой же дом, по единому проекту, построил и Владимир Алексеевич Лотарев, талантливый конструктор, преемник отца. Мемориальная доска в начале этой небольшой улочки напоминает, что здесь жили два Героя, два Генеральных конструктора — Александр Ивченко и Владимир Лотарев.
А мама? Она пережила отца на девять лет. Держалась печально и мужественно. И как тихий памятник обоим цветет Осокорова балка, заводской уголок отдыха и рыболовной одиссеи, так полонившей обоих. Мама всегда поддерживала эти поездки на Днепр. Но и тут папа, наверное, безотрывно думал о моторах.
23 ноября семья Ивченко собралась в Запорожье. Поклонились мы все памяти отца и мамы. Но жизнь продолжается. И всем нам приятно и радостно, что дело Александра Георгиевича продолжается его школой, мастерством своим создавшей современную генерацию авиационных и наземных двигателей самого высокого класса. Образно говоря, это одна из силовых установок эпохи, перенесших нас в ХХI век. Как радуга, в нее вписана и Запорожская формула неба, формула творца двигателей «АИ», и поныне несущих страну ввысь.