Александр Георгиевич Ивченко
(23 ноября 1903—1 июля 1968).
Известный советский ученый, создатель авиационных турбовинтовых двигателей большого ресурса, основатель единственного украинского конструкторского бюро авиационного двигателестроения - Запорожского машиностроительного КБ «Прогресс», доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического труда, академик АН УССР, Генеральный конструктор Александр Георгиевич Ивченко родился в городе Большой Токмак Таврической губернии 23 ноября 1903 году в семье рабочего. Там он пошел в школу, и там прошли его детство и юность. |
|
Семья у родителей Александра Георгиевича была большая – одиннадцать (по другим сведениям - семь) детей. Отец – Георгий Ефимович работал литейщиком на заводе «Фукс и Кляйнер» (после переименованный в «Красный прогресс»). Мать – Елизавета Яковлевна всю свою жизнь посвятила семье и домашнему хозяйству.
Трудовую деятельность Александр Георгиевич начал в 17 лет учеником литейного дела, а затем литейщиком на заводе «Красный прогресс» в городе Большой Токмак. Высшее техническое образование Александр Георгиевич Ивченко получил в Харьковском механико-машиностроительном институте, окончив факультет «двигателей внутреннего сгорания» в 1935 году.
После окончания института Ивченко работал инженером по сборке и испытанию авиационных двигателей на Запорожском заводе имени Баранова №29 (теперь ОАО «Мотор Сич»). Затем был переведен в отдел главного конструктора, где занимался конструированием и совершенствованием авиационных поршневых двигателей вначале в качестве рядового конструктора, а затем начальника конструкторской бригады.
В 1938 году Александр Георгиевич был назначен ведущим конструктором по двигателю М-89 мощностью 1500 л.с. Двигатель устанавливался на самолеты главных конструкторов Сухого (Су-2) и Петлякова (Пе-2А). После запуска двигателя М-89 в серийное производство Александр Георгиевич был назначен заместителем начальника серийно-конструкторского бюро и в серийном производстве продолжал работы по усовершенствованию этого двигателя.
После эвакуации завода в Сибирь (Омск) Александр Георгиевич назначается начальником серийного конструкторского бюро завода №29, а затем заместителем главного конструктора.
Большие работы были проведены Александром Георгиевичем по внедрению в серийное производство двигателя АШ-82ФН, устанавливаемого на самолеты Генерального конструктора Лавочкина - Ла-5 и бомбардировщики Туполева - Ту-2.
5 мая 1945 г. приказом Народного комиссариата авиационной промышленности СССР было образовано ОКБ № 478 (первоначальное наименование ОКБ "Прогресс"). Начальником ОКБ был назначен Александр Георгиевич Ивченко, а ядро коллектива составили специалисты Омского завода, работавшие до эвакуации в Запорожье. В 1946 году Александр Георгиевич Ивченко стал главным конструктором завода №478, а в 1963 году - Генеральным конструктором Государственного союзного ОКБ №478.
Опытно-конструкторское бюро при непосредственном участии и под руководством Ивченко за период с 1945 года по 1968 год спроектировало и внедрило в народное хозяйство страны авиационную технику самого высокого технического уровня:
-
Семейство поршневых самолетных двигателей АИ-26, АИ-10, АИ-12, АИ-14Р для учебно-тренировочных, боевых самолетов и самолетов связи По-2, Як-12, Як-18, Як-20, Ан-14.
-
Семейство поршневых и газотурбинных вертолетных и винтокрылых авиационных двигателей: АИ-4Г, АИ-26ГР, АИ-26В, АИ-14В, АИ-7, АИ-24В, ТВ-2ВК, которые устанавливались на вертолеты Б-5, Б-9, Б-10, Б-11, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-1, Ми-3, Ми-7, Ми-8, Як-100 и Ка-22.
-
Семейство пусковых авиационных двигателей: ТС-12Ф, АИ-2МК, АИ-8, АИ-9, которые применяются на самолетах Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40 и вертолетах Ми-1, Ми-6, Ми-10 и др.
-
Семейство мощных турбовинтовых газотурбинных авиационных двигателей большого ресурса: АИ-20К, АИ-20Д, АИ-20М, АИ-24 для пассажирских, транспортных и десантных самолетов Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ил-18 и гидросамолета Бе-12.
-
Первый в СССР двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25 для пассажирского Як-40.
-
Семейство двигателей наземного назначения:
- двигатель АИ-2 для бензопилы «Дружба»,
- гоночные двигатели семейства “Січ” для водномоторного спорта,
- двигатель АИ-14РС для аэросаней “Север-2”, Ка-30 и судна на воздушной подушке “Радуга”,
- газотурбинные приводы АИ-23С-1 и АИ-20С для судов на подводных крыльях «Тайфун» и «Буревестник», судна на воздушной подушке «Сормович»,
- пусковой двигатель АИ-8 для аэродромного пускового агрегата АПА-8, для запуска маршевых двигателей СПК «Сормович»,
- ГТП АИ-8П для генератора инертных газов ГИГ-4,
- ГТП АИ-23, АИ-23У, АИ-23СГ для буровых установок,
- ГТП АИ-21 для газотурбинных установок ГТУ-1000 передвижных электростанций 5Э41
Отечественные турбовинтовые самолеты с двигателями АИ-20, АИ-24 и турбореактивные с двигателем АИ-25 эксплуатируются во многих странах мира.
В народной памяти самым известным и популярным изделием, созданным на возглавляемом А.Г.Ивченко КБ осталась, пожалуй, небольшая разработка - легендарная бензопила "Дружба", название которой перешло на двуручную пилу, которая при работе ею требует согласованных действий двух человек и за это в шутку иногда называется «Дружба-2». В Румынии, например, название «Дружба» стало нарицательным: в разговорном языке слово «drujba» используется для обозначения бензопилы вообще, независимо от модели (хотя в академических словарях это значение слова не зафиксировано). "Дружба" выпускается в массовом производстве с 1955 года. В 1958 году на выставке в Брюсселе была награждена «Золотой медалью». Простая конструкция пилы и ее хорошая изученность в сочетании с невысокой ценой и большой производительностью пиления обуславливает популярность этой пилы до сих пор.
За научно-исследовательские работы по созданию авиационных двигателей большого ресурса Ученым Советом ЦИАМа Александру Георгиевичу Ивченко в ноябре 1962 года была присуждена ученая степень доктора технических наук. В июне 1964 года он стал академиком Академии наук УССР.
За успешную деятельность в области создания новых образцов авиационной техники Ивченко был награжден высокими правительственными наградами:
- • орденом Трудового Красного Знамени (1944 г.);
- • орденом Красной Звезды (1945 г.);
- • орденом Трудового Красного Знамени (1948 г.);
- • Государственной премией СССР (1948 г.);
- • орденом Трудового Красного Знамени (1957 г.);
- • Ленинской премией (1960 г.);
- • званием Героя Социалистического Труда (1963 г.);
- • орденом Ленина (1966 г.).
Александр Георгиевич был крупным ученым-конструктором в области авиационного двигателестроения, создателем целой гаммы оригинальных конструкций отечественных вертолетных и самолётных двигателей; состоял членом Научно-Технического Совета при Государственном Комитете по авиационной технике при Совете Министров СССР, членом Научно-Технического Совета Главного Управления Гражданского Воздушного флота, членом Координационного комитета по авиационной технике; участвовал в рассмотрении Госпроектов, будучи членом постоянной комиссии ГНТК АН УССР по турбинным силовым установкам.
Умер Александр Георгиевич Ивченко 1 июля 1968 года.
В 1994 г. постановлением Кабинета министров Украины конструкторскому бюро "Прогресс" присвоено имя академика А.Г. Ивченко, а с 1997 г. новые двигатели, создаваемые конструкторским бюро, обозначаются "АИ".
По инициативе руководства "Ивченко-Прогресс" ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" (Москва) объявила 2003-й г. годом академика Ивченко.
В 2009 г. Александру Георгиевичу был поставлен памятник рядом с КБ "Прогресс", посмертно решением президиума запорожского облсовета Александр Ивченко был награждён орденом «За заслуги перед Запорожским краем» I степени.
Подробнее с жизнью и творчеством нашего знаменитого земляка вы можете ознакомиться в публикациях:
Анисенко В.Г., ведущий конструктор АНТК имени О. Антонова, лауреат Ленинской премии
Гаев Юрий Александрович, журналист
Ивченко Наталья Александровна, учредитель выставочного предприятия «МЭДВИН»
Интервью Натальи Александровны Ивченко. // Газета "Правда Украины". 25 мая 2010
align=