Вы здесь: ГлавнаяЖЗЛ ТокмакаИвченко А. Г.

Александр Георгиевич Ивченко

(23 ноября 1903—1 июля 1968).

 

 

Известный советский ученый, создатель авиационных турбовинтовых двигателей большого ресурса, основатель единственного украинского конструкторского бюро авиационного двигателестроения - Запорожского машиностроительного КБ «Прогресс», доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического труда, академик АН УССР, Генеральный конструктор Александр Георгиевич Ивченко родился в городе Большой Токмак Таврической губернии 23 ноября 1903 году в семье рабочего. Там он пошел в школу, и там прошли его детство и юность.

Семья у родителей Александра Георгиевича была большая – одиннадцать (по другим сведениям - семь) детей. Отец – Георгий Ефимович работал литейщиком на заводе «Фукс и Кляйнер» (после переименованный в «Красный прогресс»). Мать – Елизавета Яковлевна всю свою жизнь посвятила семье и домашнему хозяйству.

Трудовую деятельность Александр Георгиевич начал в 17 лет учеником литейного дела, а затем литейщиком на заводе «Красный прогресс» в городе Большой Токмак. Высшее техническое образование Александр Георгиевич Ивченко получил в Харьковском механико-машиностроительном институте, окончив факультет «двигателей внутреннего сгорания» в 1935 году.

После окончания института Ивченко работал инженером по сборке и испытанию авиационных двигателей на Запорожском заводе имени Баранова №29 (теперь ОАО «Мотор Сич»). Затем был переведен в отдел главного конструктора, где занимался конструированием и совершенствованием авиационных поршневых двигателей вначале в качестве рядового конструктора, а затем начальника конструкторской бригады.

В 1938 году Александр Георгиевич был назначен ведущим конструктором по двигателю М-89 мощностью 1500 л.с. Двигатель устанавливался на самолеты главных конструкторов Сухого (Су-2) и Петлякова (Пе-2А). После запуска двигателя М-89 в серийное производство Александр Георгиевич был назначен заместителем начальника серийно-конструкторского бюро и в серийном производстве продолжал работы по усовершенствованию этого двигателя.

После эвакуации завода в Сибирь (Омск) Александр Георгиевич назначается начальником серийного конструкторского бюро завода №29, а затем заместителем главного конструктора.

Большие работы были проведены Александром Георгиевичем по внедрению в серийное производство двигателя АШ-82ФН, устанавливаемого на самолеты Генерального конструктора Лавочкина - Ла-5 и бомбардировщики Туполева - Ту-2.

5 мая 1945 г. приказом Народного комиссариата авиационной промышленности СССР было образовано ОКБ № 478 (первоначальное наименование ОКБ "Прогресс"). Начальником ОКБ был назначен Александр Георгиевич Ивченко, а ядро коллектива составили специалисты Омского завода, работавшие до эвакуации в Запорожье. В 1946 году Александр Георгиевич Ивченко стал главным конструктором завода №478, а в 1963 году - Генеральным конструктором Государственного союзного ОКБ №478.

Опытно-конструкторское бюро при непосредственном участии и под руководством Ивченко за период с 1945 года по 1968 год спроектировало и внедрило в народное хозяйство страны авиационную технику самого высокого технического уровня:

  1.  Семейство поршневых самолетных двигателей АИ-26, АИ-10, АИ-12, АИ-14Р для учебно-тренировочных, боевых самолетов и самолетов связи По-2, Як-12, Як-18, Як-20, Ан-14.

  2.  Семейство поршневых и газотурбинных вертолетных и винтокрылых авиационных двигателей: АИ-4Г, АИ-26ГР, АИ-26В, АИ-14В, АИ-7, АИ-24В, ТВ-2ВК, которые устанавливались на вертолеты Б-5, Б-9, Б-10, Б-11, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-1, Ми-3, Ми-7, Ми-8, Як-100 и Ка-22.

  3.  Семейство пусковых авиационных двигателей: ТС-12Ф, АИ-2МК, АИ-8, АИ-9, которые применяются на самолетах Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40 и вертолетах Ми-1, Ми-6, Ми-10 и др.

  4.  Семейство мощных турбовинтовых газотурбинных авиационных двигателей большого ресурса: АИ-20К, АИ-20Д, АИ-20М, АИ-24 для пассажирских, транспортных и десантных самолетов Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ил-18 и гидросамолета Бе-12.

  5.  Первый в СССР двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25 для пассажирского Як-40.

  6.  Семейство двигателей наземного назначения:

  • двигатель АИ-2 для бензопилы «Дружба»,
  • гоночные двигатели семейства “Січ” для водномоторного спорта,
  • двигатель АИ-14РС для аэросаней “Север-2”, Ка-30 и судна на воздушной подушке “Радуга”,
  • газотурбинные приводы АИ-23С-1 и АИ-20С для судов на подводных крыльях «Тайфун» и «Буревестник», судна на воздушной подушке «Сормович»,
  • пусковой двигатель АИ-8 для аэродромного пускового агрегата АПА-8, для запуска маршевых двигателей СПК «Сормович»,
  • ГТП АИ-8П для генератора инертных газов ГИГ-4,
  • ГТП АИ-23, АИ-23У, АИ-23СГ для буровых установок,
  • ГТП АИ-21 для газотурбинных установок ГТУ-1000 передвижных электростанций 5Э41

Отечественные турбовинтовые самолеты с двигателями АИ-20, АИ-24 и турбореактивные с двигателем АИ-25 эксплуатируются во многих странах мира.

В народной памяти самым известным и популярным изделием, созданным на возглавляемом А.Г.Ивченко КБ осталась, пожалуй, небольшая разработка - легендарная бензопила "Дружба", название которой перешло на двуручную пилу, которая при работе ею требует согласованных действий двух человек и за это в шутку иногда называется «Дружба-2». В Румынии, например, название «Дружба» стало нарицательным: в разговорном языке слово «drujba» используется для обозначения бензопилы вообще, независимо от модели (хотя в академических словарях это значение слова не зафиксировано). "Дружба" выпускается в массовом производстве с 1955 года. В 1958 году на выставке в Брюсселе была награждена «Золотой медалью». Простая конструкция пилы и ее хорошая изученность в сочетании с невысокой ценой и большой производительностью пиления обуславливает популярность этой пилы до сих пор.

За научно-исследовательские работы по созданию авиационных двигателей большого ресурса Ученым Советом ЦИАМа Александру Георгиевичу Ивченко в ноябре 1962 года была присуждена ученая степень доктора технических наук. В июне 1964 года он стал академиком Академии наук УССР.

За успешную деятельность в области создания новых образцов авиационной техники Ивченко был награжден высокими правительственными наградами:

 

  • • орденом Трудового Красного Знамени (1944 г.);
  • • орденом Красной Звезды (1945 г.);
  • • орденом Трудового Красного Знамени (1948 г.);
  • • Государственной премией СССР (1948 г.);
  • • орденом Трудового Красного Знамени (1957 г.);
  • • Ленинской премией (1960 г.);
  • • званием Героя Социалистического Труда (1963 г.);
  • • орденом Ленина (1966 г.).

 

Александр Георгиевич был крупным ученым-конструктором в области авиационного двигателестроения, создателем целой гаммы оригинальных конструкций отечественных вертолетных и самолётных двигателей; состоял членом Научно-Технического Совета при Государственном Комитете по авиационной технике при Совете Министров СССР, членом Научно-Технического Совета Главного Управления Гражданского Воздушного флота, членом Координационного комитета по авиационной технике; участвовал в рассмотрении Госпроектов, будучи членом постоянной комиссии ГНТК АН УССР по турбинным силовым установкам.

Умер Александр Георгиевич Ивченко 1 июля 1968 года.

В 1994 г. постановлением Кабинета министров Украины конструкторскому бюро "Прогресс" присвоено имя академика А.Г. Ивченко, а с 1997 г. новые двигатели, создаваемые конструкторским бюро, обозначаются "АИ".

По инициативе руководства "Ивченко-Прогресс" ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" (Москва) объявила 2003-й г. годом академика Ивченко.

В 2009 г. Александру Георгиевичу был поставлен памятник рядом с КБ "Прогресс", посмертно решением президиума запорожского облсовета Александр Ивченко был награждён орденом «За заслуги перед Запорожским краем» I степени.

 

Подробнее с жизнью и творчеством нашего знаменитого земляка вы можете ознакомиться в публикациях:

Анисенко В.Г., ведущий конструктор АНТК имени О. Антонова, лауреат Ленинской премии

Гаев Юрий Александрович, журналист

Ивченко Наталья Александровна, учредитель выставочного предприятия «МЭДВИН»

Муравченко Федор Михайлович Генеральный конструктор ЗМКБ «Прогресс» имени академика А.Г. Ивченко, Герой Украины, член-корреспондент НАН Украины

Интервью Натальи Александровны Ивченко. // Газета "Правда Украины". 25 мая 2010

align=

Вход / Регистрация

Сейчас на сайте

Никого