Вы здесь: ГлавнаяКлуб "Киноман"Юрий МанусовДеньги желающим

Клуб "Киноман"  Токмак
Ю. МАНУСОВ "ДЕНЬГИ - ЖЕЛАЮЩИМ"

 

Прогремевший по всей стране в 1991 году с фильмом «Выкидыш» челнинский кинорежиссер Юрий Манусов ныне живет затворником, бережно ограждая себя от внешнего мира. Две недели в месяц он посвящает работе ради хлеба насущного, вторую половину проводит в своей рабочей мастерской, где занимается написанием монументального труда в прозе «Дон Пижон». Телевизор не смотрит, периодики не читает с 1991 года, телефона в мастерской не держит. Связь Манусова с современностью ограничивается интернет-общением со старыми друзьями, разбросанными по всему миру, и посещением городских мероприятий культурного толка. Он знает обо всех творческих акциях, проходящих в Набережных Челнах - включая те немногие, в которых Манусов не является членом жюри. По компетентной оценке Юрия Владимировича, уровень такого рода мероприятий в Челнах очень высок, как качественно, так и количественно, причем на любой вкус и возраст. Режиссер готов бесконечно перечислять крупные и не очень выставки, конкурсы, концерты, и даже грандиозные в своей масштабности события прошлого года – но только не по части кинорежиссуры. И кому, как не режиссеру международного уровня знать о причинах полного отсутствия оных начинаний в родном городе?

 

- Разве сейчас сложнее снять фильм, чем в бурные девяностые, когда вы поставили своего «Выкидыша»? Почему вам удалось, а сегодня никто и браться не желает?

- Да, это вопрос желания. В Челнах многие хотели бы снять кино - гипотетически, а вот страшной тяги ни у кого нет. Если кто и решает кинематографом заняться – тот видит перед собой один путь: ВГИК, откуда возврата в Челны уже нет. Опять же, если бы была студия – возвращались бы. Недавно я разговаривал с директором «Татаркино» – о том, как нужен в Казани профессиональный съемочный павильон. Думаю, он сейчас начнет двигать вопрос, но это – годы. А сегодня без режиссеров нет и продюсеров, способных заняться организацией процесса. Я, например, деньги нашел бы, но без продюсера сейчас снимать не возьмусь – это невообразимая организаторская работа, через которую я уже прошел в 1991 году. А в те годы я жаждал самореализоваться, с детства мечтал фильм снять – один-единственный и обо всем сразу, чтобы отобразить в нем свое видение мироздания. Сценарий писал лет 15-20. Поэтому, когда в 1986 году моя короткометражка

«Энвольтование по Босху», снятая в театре «Ника», неожиданно получила множество международных наград, и Роллан Быков заявил в Челнах, что меня стоит поддерживать – я понял, что могу осуществить свою мечту. Приятельские отношения с гендиректором «КАМАЗа» Николаем Бехом позволили нам организовать частную киностудию, взять большой кредит под поручительство «КАМАЗа». Бех открыл перед нами заводские склады для создания декораций, отдал под павильон ДК «Автозаводец», который с тех пор так и называется киноцентром. Вобщем, у нас было все для съемок на уровне. А Быков устроил премьеру в Москве, в Доме кино, где из советских лент показывались единицы. В итоге картину увидели самые известные и прогрессивные критики, их слово было законом. Они поставили фильм в один ряд с работами Довженко, Эйзенштейна и Тарковского, после чего мне уже все дороги были открыты. И сейчас все это делается не сложнее, наоборот – можно снимать все, что хочешь, только деньги достань. Источник денег, разумеется, не государство. Только частный капитал.

 

- Допустим, нашелся такой горячий парень, решившийся снимать в Челнах фильм по гениальному сценарию. Посоветуйте, как ему прилепиться к частному капиталу?

- Пусть идет, например, в «Татнефть», показывает, что у него есть, заинтересовывает. И в Татарстане, и в самих Челнах очень много бизнесменов, у которых есть деньги, ждущие рационального вложения. Даже если фильм не окупится, но станет заметным – это же престиж продюсера, мощная реклама его предприятию. А деньги не такие уж большие нужны, если обойтись несложным в исполнении сюжетом и без компьютерной графики – порядка миллиона долларов.

 

- Все-таки у вас Бех был в приятелях, а тут вы говорите о непонятных криминальных авторитетах…

- Был у меня и другой случай, тоже в начале девяностых: подвал «Ники» снимал крутой мафиози, из тех, которые ходили по городу только в окружении нескольких боевиков с автоматами. И ему попался на глаза мой сценарий – детективчик, я такие иногда кропал для тренировки, большим пальцем левой ноги. А ему понравился, и он захотел сняться в этом фильме - оказывается, всегда мечтал быть актером. Я, разумеется, вежливо отказал, поставив невыполнимые условия: сумма на съемки должна быть на следующий день, наличными, плюс мой гонорар. На следующий день мне приволокли огромный чемодан с деньгами, пришлось начать снимать фильм «Любить так любить». Съемки были очень тяжелые, потом этого авторитета застрелили в Москве, всю его команду уничтожили, фильм доделывался уже без них. Но в итоге осталось кино - не хуже современных сериалов.

 

- Кстати, об актерах. У нас есть потенциальные кинозвезды, или вопрос тоже придется решать звездными гонорарами?

- Можно и у нас поискать, но вообще-то в Москве биржа актеров необъятная. Среди них очень много талантливых, которые за еду и кров сниматься готовы. Костя Хабенский, когда еще работал диджеем и был приятелем моей дочери, согласен был бесплатно приехать в Челны и сняться в любом кино – лишь бы играть. Его так и заметили потом, по роли Калигулы в молодежном театре.

 

- Наверное, вашими советами возможно воспользоваться только года через два, когда кризис отступит? Или, наоборот, для бизнесменов продюсирование было бы сейчас более надежным вложением, чем, скажем, производство или пресловутые банки?

- Поскольку я не впускаю этот, нынешний, кризис в свой мир, то о его сюжетных подробностях не в курсе. Мои друзья тоже о кризисе не говорят – это неинтересно людям, занятым созиданием. Все происходящее – это всего лишь малая производная от общего мирового уравнения. Вот им и возмущайся, а не сегодняшним днем. Я этим возмущением перестрадал еще в детстве и понял, что от закономерностей никуда не деться, все идет по спирали, все повторяется – и молодежь та же, и мировые проблемы, и способы снимать кино. Но как режиссер представительских фильмов и продюсер своих художественных проектов, я часто имел дело с деньгами и деловыми людьми, поэтому мне не обязательно быть в курсе событий, чтобы понимать, что происходит. В России кризиса не может быть в принципе – просто потому, что мы не имеем отношения к ВТО. Как связан с американскими проблемами челнинский банк, у которого все вкладчики – местные? Они просто грехи свои на кризис списывают. У нас же все товарно-денежные отношения внутри страны. Радоваться надо – пришло время продавать весь свой крестьянский товар. Зачем продавать импортное, когда свое и дешевле, и деньги при себе остаются? «Пролететь по полной» сегодня могли только те, кто вложился в американскую экономику. Так что наши бизнесмены вообще ни при чем, никакого кризиса для них нет. Но это так, примитивное объяснение «на пальцах».

 

- А ваши творческие планы – наверное, не только от наличия продюсера зависят?

- Я над романом «Донпижон» сейчас работаю, больше меня пока ничто не волнует. После издания первой части романа в 1999 году я решил не публиковать продолжений - пока не закончу все целиком, чтобы представить всё под одной обложкой. Сейчас пишу пятую книгу, в планах как минимум еще две. Это история человеческой души, биографический роман о герое нашего времени, с пяти лет и до седин. Дон Пижон – это нечто среднее между такими крайностями, как Дон Жуан и Дон Кихот. Ну а когда закончу, планирую еще снять фильм «Теорема Ферма», сценарий у меня готов. Кино не массовое, фестивального порядка. И еще хочу поставить театральную мистерию «Скала смерти».

 

 

Помимо «Выкидыша» и детектива «Любить - так любить» в багаже Юрия Манусова к настоящему времени осело еще три полнометражных картины. Комедия «Чертов пьяница» (1991 год), снятая случайно, мимоходом и в суете, до сих пор регулярно транслируется по центральным каналам и имеет успех. Режиссер хотел убрать свою фамилию из титров этого фильма, но не вышло. В 1990 году в Набережных Челнах при поддержке Манусова и по его сценарию была поставлена картина «День любви». Самый поздний из снятых фильм, «Репетиция Боккаччо», был окончен в 1997 году.

За короткометражку «Энвольтирование по Босху» Манусов был удостоен золотой медали международного фестиваля в Швеции в 1988 году. С 1987 по 1989 годы снимал документальные сюжеты для программы «Взгляд», работая в команде с Владом Листьевым. С 1991 года – член Союза кинематографистов СССР.

Написал десятки киносценариев, а также рассказы, пьесы, теоретические работы по драматургии. Первая часть романа «Донпижон» была издана отдельной книгой, после чего Манусов стал одним из ста лучших писателей России за 1999 год. В том же году был приглашен в Союз российских писателей.

С 1991 года Юрий Манусов снимает представительские фильмы, в одном лице представляя сценариста, монтажера, режиссера и оператора. В Набережных Челнах нет практически ни одного заметного предприятия без рекламного фильма, снятого Юрием Манусовым.

 

Влас Мысько

Вход / Регистрация

Сейчас на сайте