После празднования Нового 1966 года приступил к работе директора. Об этом я сообщил на оперативном совещании. Обходя завод в первый день, зашел на участок покраски и упаковки готовой продукции. При завозе и вывозе дизелей и дизельгенераторов и даже при заходе на участок человека открывались нараспашку широкие и высокие из двух половинок двери, создавались страшные сквозняки. С учетом неудовлетворительного отопления, на участке было очень холодно. Я попросил подойти на участок начальника ремонтно-механического цеха Параскева Валентина Васильевича. Подойдя к дверям, задал ему вопрос: «Можно ли сделать новые раздвижные двери с небольшой калиткой для прохода человека? Двери должны легко открываться и закрываться без больших усилий».
Валентин Васильевич подумал и сказал:
- Конечно, можно.
- Сколько времени Вам нужно, чтобы выполнить эту работу?
- Десять дней, - последовал ответ.
- Хорошо, - ответил я, - через десять дней приду принимать работу. Договорились.
Прошло время, и позже, когда я стал на заводе своим человеком, мне рассказали, что Валентина Васильевича из любопытства многие начальники цехов и отделов спрашивали: «Какое задание он получил?» Долго обсуждали: «Выполнять или не выполнять?» Задание не сложное. Директор в этой обстановке может забыть. Затем приняли решение обязательно выполнять. Чем черт не шутит. А вдруг придет проверить?
Ровно через десять дней я пришел на упаковку принимать работу. Валентин Васильевич был уже там и продемонстрировал высококачественно выполненную работу. Я ему крепко пожал руку, поблагодарил за работу, сказав: «Спасибо. Молодец! Теперь не так будет уходить тепло с участка, не будут простуживаться люди».
Не только в этот раз, но и в дальнейшей моей работе всякие поручения или задания, которые давал, обязательно проверял в назначенный срок. Я никогда не устанавливал волевых невыполнимых сроков, его давал сам человек, выполняющий работу. Считал своей святой обязанностью избавлять подчиненных от заведомо нереальных, невыполнимых задач. Такие же требования предъявлял к начальникам цехов и отделов по отношению к мастерам и другим подчиненным.
Еще одним важным кредо постоянно руководствовался. Руководитель обязан обладать решительностью. Своевременно, без отлагательства принимать решения – главная его продукция. Это не значит, что он может принимать решения не продумав. Более того, чем чаще он будет советоваться с людьми перед принятием решения, тем вернее избежать ошибок. Но совершенно недопустимо уклоняться от решения, если назревает необходимость в нем. Ведь руководитель – это последняя инстанция. Если он не примет решения, работа не будет выполнена. Никогда нельзя отрекаться от однажды произнесенных слов, данных обещаний или отданных приказов, устных или письменных, подставлять под удар своих подчиненных, какими бы неприятными последствиями для тебя самого это не было чревато. Свое слово всегда надо держать и ценить.
Еще для меня святое правило – никогда не следует забывать поздороваться с рабочими, мимо которых проходишь, а тем, с кем лично знаком, обязательно пожать руку. Работники завода должны знать, что директор никогда не откажет в помощи, если дома у работника случилось несчастье.
Очень жестко придерживался еще одного правила. На какую бы новую работу я ни приходил, никогда не ругал своего предшественника и не заявлял, что, мол, теперь все будет не так, как было, все будет по-новому. Никогда не допускал критики подчиненными предшествующего руководства. Запрещал руководителям цехов и отделов критиковать своих предшественников в любой обстановке. Я прямо заявлял: «Категорически запрещаю говорить на эту тему. Надо не критикой, а делом доказать свои способности и поставить работу так, чтобы все видели, что результат стал лучше, чем был. Люди сами оценят, каков ты есть? Лучше или хуже предшественника».
Я всегда стремился передать свой опыт работы молодым специалистам. Но очень жалею, что не всегда это удавалось: иногда времени мало, а то и слушают не всегда с большим желанием. А в том, каждое поколение вынуждено ошибаться и своими усилиями исправлять свои огрехи в своей деятельности.
Возвратимся к тому моменту, когда молодое поколение выходит после беседы из директорского кабинета, становится членом полуторатысячной семьи инженерно-технических работников объединения. Первые шаги в работе самые тяжелые. Как встретят? Что поручат делать? Всех руководителей наставляем: «К молодым относиться, как к собственным детям, атмосфера должна быть, как в хорошей семье. От того, как пройдет для новичка первый год работы, зависит, захочет он остаться на предприятии или начнет мечтать о другом месте». Молодому специалисту зачастую очень сложно акклиматизироваться на производстве. Практика показывает: уровень чисто технической подготовкив высших учебных заведениях по инженерным дисциплинам: по сопротивлению материалов, теории машин и механизмов, технологии процессов металлообработки, литья, термообработки и других - у молодых специалистов довольно высокий. Общая беда – неудовлетворительная подготовка по вопросам организации производства, теории управления, экономики, социологии, инженерной психологии, стандартизации и управления качеством.
Выпускники, прибывшие на завод, как правило, туманно представляют себе его структуру, внутренние и внешние связи, вопросы стратегии и тактики инженерного обеспечения. Попав в отдел, бюро или цех, молодой инженер чувствует себя человеком, которого бросили в воду, не спросив, умеет ли он плавать. Но мы стремились создать такой климат, чтобы молодежь как можно быстрее адаптировалась. Для этого мы создавали всевозможные курсы по обучению их работе в той или иной должности. Мы стремились продвигать по служебной лестнице как можно больше молодых инициативных людей. Ранее я писал, что в 1965 году на заводе работало около ста инженеров с высшим образованием, но уже в 90-е годы их было более 1500 человек. Почти 70% руководящих работников и специалистов объединения имеют высшее образование. На должностях руководителей цехов, отделов и бюро работали молодые энергичные кадры в возрасте 30-40 лет. Далеко не каждое родственное предприятие может похвастаться таким уровнем подготовки и выдвижения командиров производства. Они серьезно относятся к качеству выпускаемой продукции. Объединение по серийным дизелям и дизельгенераторам в последнее время практически не имело рекламаций и штрафов за поставку некачественной продукции. Серьезная работа с кадрами, омолаживание их состава давали возможность предприятию выполнять сложнейшие задачи. Я сейчас не хочу дальше продолжать рассказ о большой работе руководства объединения с воспитанием кадров не только инженерного состава, но и рабочих. Хочу сказать только, что в объединении был создан огромный кадровый резерв. Он числился не только на бумаге, мы имели возможность заменить любого работника. Специалисты обучались не только на заводских курсах, но и в Центральном институте подготовки кадров Минтяжмаша СССР и его филиалах. Мы единственный завод в отрасли, рискнувший первый раз в 1985 году доверить дублерам завод вначале на десять дней. Директор, главный инженер, их заместители, начальники отделов и цехов и их заместители, начальники бюро и старшие мастера были направлены в отпуска, командировки, на курсы повышения квалификации, а вместо них работали дублеры. В следующем году первые руководители оставили завод дублерам на целый месяц. Таким образом, завод располагал огромными кадровыми резервами, способными безболезненно заменить весь руководящий состав завода. Располагая такими кадрами, предприятие решало любые производственные, технические, экономические и социальные вопросы и считалось одним из лучших предприятий министерства, завоевывало постоянно классные места в министерском соревновании и даже неоднократно завоевывало знамена ЦК КПСС, Совета Министров, ВЦСПС и ЦК комсомола. За выпуск новых современных двигателей завод дважды награждался орденами: Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени. Орденами и медалями, а также присуждением звания заслуженных машиностроителей награждено более двухсот инженеров и рабочих предприятия.
Для подготовки кадров в Токмаке было два учебных заведения. Токмакский механический техникум, расположенный в старых дореволюционных, не приспособленных для нормальной учебы специалистов среднего звена зданиях. А также техническое училище, расположенное в аварийных зданиях и частично в старых фуксовских помещениях, кое-как отремонтированных после войны для мастерских. Мы долго добивались разрешения и средств на строительство новых зданий учебных заведений. Харьковский проектный институт «Укргипротяжмаш» разработал проекты этих учебных заведений. Первым началось строительство 4-хэтажного учебного корпуса механического техникума. До развала СССР был смонтирован каркас здания, и на этом строительство прекратилось. Со временем каркас был разобран и железобетонные конструкции кому-то проданы. В связи с аварийностью учебных зданий технического училища Токмакский горисполком принял решение запретить эксплуатацию помещений и закрыть училище. Я не мог согласиться с таким решение горисполкома. Во-первых, потому, что заводу техническое училище ежегодно готовило пополнение – несколько сот квалифицированных рабочих. Во-вторых, нужно было сохранять молодежь в городе и не допускать их выезда. Это невосполнимые потери рабочих, имеющих жилье и другие социальные условия для нормальной жизни.
Выход из этого положения мною был найден. В проекте реконструкции завода было предусмотрено строительство в центре города 4-хэтажного административного здания для двух строительных управлений, осуществляющих строительство промышленных объектов и жилья. Строители возвели здание и затянули с отделочными работами. Тогда я принял решение закончить строительство этого объекта и переселить в него учебную часть технического училища. Достроить такой большой объект у завода не было своих специалистов, привлечь строителей – нереально. Они не пойдут на такую сделку, чтобы потерять здание, предназначенное для размещения администрации двух управлений. Тогда я выехал к начальнику Запорожского областного управления профтехобразования Исаеву Ивану Федоровичу с предложением дать несколько групп строителей-отделочников, обучающихся в профтехучилищах области, чтобы закончить строительство здания под учебный корпус Токмакского профтехучилища. Мы быстро договорились, он направил к нам таких учащихся из Запорожья, Бердянска и Мелитополя. Специалисты ОКСа завода внесли небольшие корректировки в документацию, и закипела работа. Когда строители узнали о моем решении передаче здания профтехучилищу, они сразу написали докладную в горисполком и горком партии. Срочно собирается бюро с вопросом: «О самовольных незаконных действиях генерального директора ПО «Юждизельмаш» и самозахвате здания строителей». Много было сказано неприятных слов в мой адрес. Секретарь горкома Шевченко Анатолий Андреевич даже бросил такую фразу: «Василий Никифорович, здание Вы сможете забрать только через мой труп».
На эту реплику я четко ответил: «Уважаемые товарищи руководители города, у нас в городе всего два учебных заведения, в которых молодежь получает среднетехническое специальное образование и рабочие специальности, столь нужные нашим предприятиям. Одно из них Вы решили закрыть. А куда, позвольте спросить Вас, деваться молодежи? Где им учиться рабочим специальностям? Не у всех есть возможность выезжать на учебу в другие города, а у многих нет и желания. Я не могу допустить закрытия технического училища, тем более, что есть возможность его сохранить. Потом, учите, административное здание для строителей финансируется объединением и находится на его балансе. Поэтому я вправе распорядиться нашим имуществом так, как это диктует сложившаяся ситуация. Я думаю, Анатолий Андреевич, Вы будете живы и здоровы. Ваш труп никому не нужен. Я вынужден не подчиниться решению бюро во имя сохранения технического училища. А еще хочу сказать, что собственность завода можно забрать только с согласия министерства, а оно такого согласия не даст». Так было сохранено техническое училище, которое и сейчас благополучно обучает токмакскую молодежь для действующих предприятий города. Так было сохранено техническое училище и труп секретаря горкома партии не потребовался.
Страница 67 из 71