Спорт в Токмаке - мемуары Манусова В.С.
Работа в СШ-6 (1975-1978 гг.)
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Работа в СШ-6 (1975-1978 гг.)
1975 год (август-декабрь)
Средняя школа № 6 была образована из нескольких Токмакских школ: ВШ-7, ВШ-8, которые закрылись. Дети других школ: СШ-4 и СШ-5, пошли в СШ-6, потому что жили в районе КШЗ.
Таким образом, была создана «сборная команда» учащихся Токмакских школ.
И естественно, пришлось дирекции и всему педагогическому коллективу приложить немало усилий, чтобы укомплектовать классы, навести надлежащую дисциплину и порядок в школе.
Немалое внимание в этом придавалось и физическому воспитанию. Впервые за 24 года работы в школах мне не пришлось думать о строительстве спортплощадок. Они были уже в школе оборудованы. Поэтому я начал создавать физкультурный совет школы. Составил план-календарь физкультурно-спортивно-массовой работы в школе. Ознакомил с этим планом, утвержденным директором СШ-6, всех учащихся, классных руководителей. На первом же педсовете обсудили основные положения календаря спортивно-физкультурных мероприятий.
Организовал спортивные секции: по гимнастике, настольному теннису, по баскетболу и волейболу.
Спортивная база и инвентарь находились в хорошем состоянии.
Отличный спортивный зал, с полным комплектом гимнастических снарядов и имущества.
В таких условиях я давно мечтал работать, но возраст брал своё.
1975 год отмечался 30-летнием Победы над фашистской Германией.
На стадионе «Авангард» состоялось большое «шоу».
1976 год
Директор школы – Корбач Лариса Васильевна, дала мне вести уроки физкультуры с 4 по 11 класс, так как кроме меня, учителей физкультуры в школе не было. Соколовская Зинаида Александровна полгода поработала и ушла в другую школу.
Начинать вести уроки в СШ-6 было очень трудно, так как большинство детей не имели понятия о том, что такое уроки физвоспитания. Многие приходи на урок без спортформы и обуви. Приходилось им доказывать, почему надо заниматься в спортформе. Первый учебный год для меня был «кошмаром», особенно, осенне-зимний период, когда уроки физкультуры проводились в спортзале.
Но постепенно учащиеся и их родители при помощи классных руководителей проявили интерес к урокам физкультуры.
Больше детей стали появляться на уроках физкультуры в спортформе.
Без уважительных причин уроки учащиеся не пропускали. Даже у «больных», «освобожденных» появился интерес к урокам физкультуры.
Частыми гостями на уроках были учителя и родители.
После уроков я проводил секции по гимнастике и по баскетболу. Волейбольную секцию вели шефы с завода КШЗ.
Спортзал работал с 8 утра до 20.30 вечера.
В субботу и воскресенье проводил первенство школы по баскетболу и волейболу. За целый день я так уставал, что приезжал домой (в 21 час) и сразу ложился спать.
Летом на две смены я и Ольга Степановна уезжали в пионерлагерь «Юбилейный». В конце I смены у меня возник приступ (болезнь кишечно-желудочного тракта).
Пришлось ехать на обследование. Врач обнаружил у меня язву двенадцатиперстной кишки. Я лёг в больницу. Лечился больше месяца. 25 августа выписался из больницы, а 1 сентября приступил к работе.
В честь 59-летия октябрьской революции организовал и провел первую внутришкольную спартакиаду по легкой атлетике (комплекс БГТО, ГТО), по гимнастике, по минибаскетболу и волейболу. В ней участвовали 4-11 классы.
После окончания спартакиады в актовом зале школы провели физкультурный вечер, на котором директор школы наградила грамотами и дипломами лучшие классы и победителей.
Затем с показательными выступлениями выступили акробаты и гимнасты.
1977 год
Этот год был насыщен городскими спортивными соревнованиями, которые проводились в спортзале и на площадках СШ-6.
В феврале-марте состоялись состязания по баскетболу и волейболу. В апреле-мае на площадках прошли соревнования по футболу, ручному мячу и легкой атлетике.
Чемпионами города среди школ по баскетболу (юноши 7-8 классов), по футболу (юноши 9-10 классов) и ручному мячу среди девочек 7-8 классов стали спортсмены СШ-6.
Первое место по легкой атлетике завоевала также СШ-6.
В общекомандном зачете СШ-6 впервые заняла первое место среди средних школ города Токмака и Молочанска.
Хочу выделить особо отличившихся спортсменов СШ-6, которые дали большое количество очков для победы в городской школьной спартакиаде.
Наташа Воронова – ученица 7 класса, занимающаяся в ДЮСШ, имела 1 разряд по спортивной гимнастике, третьи разряды по баскетболу и легкой атлетике. Капитан команды по баскетболу.
Наташа Ходак – ученица 10 класса и ДЮСШ, имела второй разряд по легкой атлетике.
Александр Михайлов – ученик 9 класса и ДЮСШ, имел 1 разряд по легкой атлетике и третьи разряды по баскетболу и футболу. Он занял первые места по бегу на 100 м, кроссу на 1000 м, по прыжкам с разбега в длину и по метанию гранаты. Саша окончил педагогический институт. Работает учителем в СШ-6 по географии и военному делу.
Директор СШ-6 Корбач Лариса Васильевна решила сделать опрос учащихся 7-10 классов: «Кого вы считаете лучшими учителями СШ-6?»
На ближайшем педсовете она обнародовала результаты опроса.
Вот итог этого опроса.
Большинством голосов I место отдали мне, II – учителю математики Щетининой Римме Валентиновне.
В июне с группой учащихся 9 классов и тремя учителями мы поехали работать в трудовой лагерь в Крым. Лагерь находился в 20 км от Симферополя, в селе Николаевка.
Жили в туристических палатках, питались в колхозной столовой.
Ежедневно с 8 утра до 14 часов работали в поле, затем ходили на речку.
Обедали, отдыхали. Вечером организовывали массовые танцы под магнитофон. Играли с колхозными ребятами в футбол, волейбол.
1978 год
С 1 сентября начался новый учебный 1977-78 год, который для меня был последним годом работы в школе.
В СШ-6 для уроков в 1-4 классах открылся еще один малый спортзал. В этом же классе занимались борцы ДЮСШ.
Сборные команды школы активное участие принимали в городских соревнованиях по линии горкомитета ФК и спорта. Занимали призовые места.
По баскетболу - юноши III место, а девушки II место.
По волейболу – юноши и девушки занимали третьи места.
После окончания учебного года я с учащимися ездил работать в колхоз, собирать помидоры, огурцы.
Однажды председатель завкома КШЗ тов. Костюков позвонил мне в школу и попросил поехать на три смены работать в пионерлагерь «Юбилейный».
Я согласился, но для этого требовалось разрешение директора СШ-6, чтобы она меня отпустила раньше, т.е. с 30 мая, в отпуск. Отпуск мне взять разрешили, но сказали, чтобы с 15 августа я занялся ремонтом спортзала. Я согласился.
15 августа я вернулся из пионерлагеря. Взял у совхоза краски, щетки и другой хозяйственный инвентарь. Для оказания помощи пригласил четырех десятиклассников и приступил к ремонту спортзала и раздевалок.
Побелили стены в раздевалках. Затем покрасили полы. В спортзале, кроме покраски пола, навели линии, т.е. сделали разметки волейбольной и баскетбольной площадок.
Одну из стен спортзала красочно оформили, нарисовали эмблемы Олимпийских игр, в которых принимали участие советские спортсмены.
Отремонтировали спортивный инвентарь, зашили гимнастические маты.
Когда закончили ремонт спортзала, я пригласил директора школы. Директор осталась довольна нашей работой. Даже поблагодарила нас.
А потом произошёл конфликт. Не выдержав несправедливого обвинения со стороны директора школы, я ушел на пенсию по выслуге лет. Так закончилась моя физкультурная работа в системе народного образования.
Пенсию мне определили 52 рубля (до выхода на основную пенсию).
Первые дни, месяцы после ухода на пенсию, я не находил себе места, беспрерывно тянуло в школу, и спасался я только благодаря внучке.
. . .
Чем бы я ни занимался в жизни, всегда следовал простому правилу.
Все, что ты делаешь в данный момент, делай с полной отдачей и никогда ни при каких обстоятельствах не удовлетворяйся меньшим.
В любой конкретной момент не должно быть ничего важнее, нежели задача, которую ты выполняешь.
Но выше всего – моя любовь к детям. Я всегда старался делать так, чтобы здоровый дух был в здоровом теле. Именно, в здоровом.