Спорт в Токмаке - Мемуары Манусова В. С.
Каховское море, СШ№3

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Поход вдоль Каховского моря. Переход на работу в СШ-3 (1957-1959 гг.)

1957 год

Приход новых учителей в школу дал возможность снизить учебную нагрузку по физкультуре. И больше уделить внимания военному делу в 8-10 классах.

Я организовал кружок обучения мальчиков 7-8 классов по стрельбе из пневматического оружия: материальная часть МК винтовки и стрельба из нее.

Уроки физкультуры вел только у юношей в 8-10 классах, а также продолжал тренировать девушек и юношей по баскетболу.

Туристические походы занимают ведущее место в жизни человека и, особенно, в физическом воспитании школьников.

Во время походов туристы знакомятся с родным краем, с замечательными памятниками старины. В походе ребята учатся преодолевать трудности, готовить пищу, рубить и собирать дрова для костра, ориентироваться на местности.

Туристический поход входил в нормы ГТО.

Предстоящий туристский поход вызывает обычно много переживаний. Ребята к нему относятся с восторженным интересом.

Совместно с учителем географии школы Галиной Архиповной Портной мы организовали туристский поход 9 классов (25 человек).

Маршрут: Васильевка, Днепрорудный, Энергодар, Каменка-Днепровка. Движение вдоль Каховского моря протяженностью 80 км.

Перед тем как идти в поход, мы собрали детей, их родителей, провели беседу. Когда все было подготовлено, мы назначили день старта.

20 июня 1957 года во дворе школы собрались учащиеся 9 классов в составе 25 человек.

Девушки и юноши взяли с собой рюкзаки (вещевые мешки), спальные принадлежности, миски, ложки, кружки, фляги с водой, продукты питания.

В 7 утра прибыл автобус. Выехали в Васильевку. Прибыли туда в 7.45. Все вышли из автобуса. Позавтракали. Проверили имущество и снаряжение. Взяли старт в сторону Днепрорудного.

Через 15 минут устроили малый привал для исправления всех недостатков снаряжения (переобувание, снятие лишней одежды и т.д.) Через каждые 45 мин делали привал. В 12 часов мы остановились на большой привал возле села Скельки.

Сложили рюкзаки. Юноши пошли собирать хворост, дрова, а девушки готовили обед. 2 часа отдохнули. Галина Архиповна рассказывала историю этого края. В 16.30 снова двинулись в путь.

В 20 часов остановились на ночлег. Недалеко от нас, в поле, находилась скирда соломы. На соломе расстелили одеяла, простыни. Под головы положили вещевые мешки. Девушки приготовили ужин. После ужина поиграли в волейбол.

В 22 часа легли отдыхать. В ночное время устанавливали поочередное дежурство. Эту миссию ребята с удовольствием выполняли.

Ранее утро. Подъем. Все участники похода быстро встали. Умылись в море. Завтрак.

Поверили снаряжение и двинулись в путь. За день (первый) мы прошли 16 км. На второй день прошли 22 км и пришли в г. Днепрорудный. Пополнили запасы еды.

Остановились на отдых в одной из школ города недалеко от моря. Покупались.

Снова разожгли костер. Приготовили ужин. После ужина пели песни.

Три дня шли до г. Энергодара. На седьмой день прошли в Каменка-Днепровку.

Затем купили билеты на пароход и доплыли до г. Никополя, а оттуда электричкой доехали до Запорожья. В Запорожье сели в автобус и приехали в Токмак.

Так закончился удивительный, интересный туристический поход для учащихся 9 классов. На это мероприятие директор школы выделил 500 рублей.

Когда я с ребятами был в походе, Ольга Степановна с детьми уехала к матери в Тбилиси. Она была в «положении» третьим ребенком.

В Тбилиси Ольга Степановна родила мальчика, которого назвали Лёней. В начале августа она и ее мать с детьми вернулись в Токмак. Леня родился больным, с врожденным пороком сердца.

По приезду в Токмак он сразу попал в больницу и 15 августа умер.

Смерь сына сильно отразилась на здоровье Ольги Степановны. Она опять попала в больницу. После больницы врачи ей дали II группу инвалидности.

В школе она полностью перешла на уроки домоводства, физкультуру ей врачи вести запрети.

Наступил сентябрь, начало нового 1957/58 учебного года. Я продолжал вести уроки в 8-10 классах по военному делу и физкультуре.

К 40-летию Октябрьской революции городской ДОСААФ провел соревнования по стрельбе из МК винтовки.

В этих соревнованиях принимали участие все средние школы и мехтехникум. Наши стрелки тоже приняли участие. Первое место заняла команда мехтехникума; второе – Молочанская СШ-2 и третье место заняла СШ-1 Токмака.

1958 год

С 3 по 6 января районо послал меня в Запорожье на семинар руководителей методобъединений области. Каждому руководителю было дано задание привести с собой «реферат» - краткое письменное изложение проведения урока или внеклассно-массовой работы по физкультуре.

В пятидесятых годах в школах СССР проводилась спортивная игра по немецкому образцу «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!»

Я взял тему реферата по этому образцу и назвал ее «Веселые старты».

Когда я на семинаре руководителей методобъединений показал свой «реферат», он им очень понравился.

А методист области тов. Кравченко посмотрел его и сказал: «Дайте мне, я этот реферат отпечатаю, распространю для всех районов». Кроме того, Кравченко обещал послать его в методический журнал «Физкультура в школе».

В школе и в пионерских лагерях я внедрил свой метод проведения игры «Веселые старты».

Но вскоре, получив журнал «Физкультура в школе», я нашел статьи, в которых рассказывают, как проводить игру «Веселые старты», но только не по моему методу, а по методу Кравченко. Я, конечно, не стал никуда жаловаться. Бог ему судья.

В феврале наша команда стрелков принимала участие в городских соревнованиях по стрельбе из МК винтовок, посвященных дню Советской Армии и ВМФ.

На этот раз команда стрелков Токмакской СШ-1 заняла II место. I место за мехтехникумом, III место заняла СШ-3.

В середине апреля состоялись соревнования по спортивным играм.

Команды по баскетболу (юноши и девушки) Токмакской СШ-1 стали трехкратными чемпионами города среди средних школ.

По волейболу наши юноши заняли II место, а девушки III место.

По футболу мы заняли II место. Первое место за командой Молочанска СШ-2.

Вот кто из девушек и юношей (баскетболистов) Токмакской СШ-1 были чемпионами города и призерами области среди школьников.

Девушки: Грабовская Рая, Иголкина Н., Избаш Тамара, Стеценко Маня, Стеценко Нина, Рябко Женя, Сухомлинская Лида, Калюжная Света, Очеретько Алла, Химченко Люда и другие.

Юноши: Иванько Павел, Зевенко Алексей, Рекуненко Виктор, Кавун Николай, Шкорупила Николай, Пинчук Иван, Ломовцев Слава, Очеретько Алек., Стеценко Алексей, Моряхин Анатолий, Матюх А. и другие.

В июне зав.гороно предложил мне поехать работать в заводской пионерлагерь в г. Бердянск. В тот период Токмакский пионерлагерь был один. Я согласился.

Это была моя первая поездка в пионерлагерь. Затем они продолжались 25 лет до 1983 года. На открытых грузовых машинах, оборудованных для учащихся, мы выехали в Бердянск. Ехали два часа. По дороге пели пионерские песни.

Приехали в общеобразовательную школу, где расположился лагерь. Её арендовал на летний период завод им. Кирова.

В этой школе разместились три отряда по 30 человек. Начальником пионерлагеря была Вера Фотиевна Галушко.

Она работала старшей вожатой в СШ-4. Вера Фотиевна – женщина средних лет, трудолюбивая, хороший организатор, в совершенстве знала пионерскую структуру, была влюблена в свою работу.

Она сразу оценила мои способности как организатора физкультурно-массовой работы и всячески оказывала помощь.

В пионерлагере я исполнял сразу две должности: работал физруком и плавруком. Кроме этого, я проводил с ребятами массовки, игры, аттракционы.

В сентябре городской комитет ФК и спорта организовал городские соревнования по кроссу, посвященные 15-летию освобождения Токмака от фашистских захватчиков. Каждая школа выставляла две команды (юноши и девушки). В результате соревнований юноши и девушки Токмакской СШ-1 заняли первые места и были награждены двумя кубками.

Вот состав легкоатлетов СШ-1, занявших первые места по кроссу:

Девушки – 500 м: Дейнега Рая, Рябко Женя, Стеценко Маня, Калюжная Света, Вишнивецкая Галя.

Юноши – 1000 м: Кавун Николай, Шмалько Валентин, Выдыш Николай, Товкач Анатлий, Уманский Сергей.

В октябре Токмакский ДОСААФ организовал соревнование по стрельбе, посвященное 41 годовщине Октябрьской революции. Наконец, наши стрелки добились хороших результатов, заняв I место среди средних школ. Это: Яковенко Виктор, Мирошниченко Анатолий, Мороз Александр, Олейник Виктор, Витер Алексей.

1958 год является лучшим годом в истории Токмакской СШ-1 по спорту.

Но начало нового 1958/59 учебного года омрачило спортивные успехи школы.

Дело в том, что у нас забрали спортивный класс ввиду того, что в школе не хватало помещений для уроков.

Какой бы он ни был, но в зимне-осенний период спортивный класс нас спасал. Пришлось в ненастную погоду уроки физкультуры проводить в коридоре или в обычном классе, убирая парты. Спортивный (актовый) зал школы переоборудовали в класс, где проводились учебные уроки.

В этих условиях падала дисциплина учащихся. Многие дети пропускали уроки. Секционная работа в школе в зимний период не проводилась, за исключением шахмат.

1959 год

Зато Новый год учительский коллектив СШ-3 отмечал в новом спортивно-актовом зале. Построенный «народной» стройкой, он был сдан в эксплуатацию в декабре 1958 года.

В нем проводили: детские утренники для 1-7 классов, балы маскарады для старшеклассников. В один из вечером состоялся бал для учителей. Меня тоже пригласили. На вечере присутствовал зав.гороно тов. Прошута П.А. (бывший директор СШ-3). Он и предложил мне перейти работать в СШ-3. Я сказал, что подумаю.

Полгода я продолжал работать в СШ-1. Из-за плохих условий работы в школе наши команды стали снижать спортивные достижения. В марте-апреле состоялась школьная спартакиада, в которой мы принимали участие по шести видам.

Благодаря закалке прошлых лет, мы по некоторым видам ещё удержали первенство. По баскетболу девушки – I место, по шахматам и настольному теннису - I место, по остальным же видам спорта заняли II-IV места. В общей спартакиаде заняли III место. Первое место заняла Молочанская СШ-2. Второе место заняла Молочанская СШ-1.

В августе меня вызвал, уже к себе, зав.гороно тов. Прошута. Он сказал: «Новый спортзал в СШ-3 есть, а специалистов по физкультуре нет».

Мне жаль было расставаться с хорошими спортсменами: Моряхиным, Товкачом, Кавуном, Ломовцевым и другими, но всё же я дал согласие перейти работать в СШ-3, хотя дирекция СШ-1 меня не отпускала. Обещала построить хороший спортзал, но это обещание до сих пор не выполнено. Мало того, сама школа была ликвидирована. Новая Токмакская СШ-1 была построена возле Дворца спорта только в 1985 году.