Вы здесь: ГлавнаяКлуб "Спорт"Спортсмены, тренерыМанусов. Работа в СШ №1 (1951-1953)

Спорт в Токмаке - мемуары Манусова В.С.
Работа в СШ-1 (1951-1953)

мемуары МАНУСОВА ВЛАДИМИРА СИДОРОВИЧА

 Оглавление

 Глава №2 СШ-1 Инспектор Институт (1954-1956)

 Глава №3  Каховское море, СШ-3 (1957-1959)

 Глава №4  Работа СШ-3 (1959-1964)

 Глава №5  Работа СШ-2 (1964-1968)

 Глава №6  Работа в ДЮСШ (1969-1975)

 Глава №7  Работа в СШ-6 (1975-1978)

ГЛАВА ПЕРВАЯ
Работа в средней школе № 1 – Токмак (1951-1953 гг.)

1951 год

Город после войны был частично разрушен. Железнодорожный вокзал полностью уничтожен. Рейсовые автобусы в городе не ходили. Жилые пятиэтажные дома по ул. Ленина, Революционной были развалены.

От клуба им. Кирова и кинотеатров остались лишь стены.

С 1944 года в Токмаке началось восстановление разрушенного хозяйства. Частично стал работать завод им. Кирова, а в 1951 году завод заработал на полную мощность.

Отремонтировали жилые дома, школы. Стали работать все промышленные и продуктовые магазины.

Трудно было с хлебом, мучными изделиями, особенно в 1946-1947 годах. Большие очереди были за сахаром, маслом, маргарином. Зато базар был полон.

На нескольких длинных столах под открытым небом продавали молочные продукты, фрукты, овощи. А также рыбу, мясо, живую птицу, живых овец, свиней, поросят.

Всё продавалось дёшево. Так, например, яблоки - 25-30 коп. за 1 кг. Ведро абрикос - 1 руб. Вишня, черешня - от 20 до 40 коп. Мясо - 3 рубля. Живые гуси - 8-10 руб., куры - 6-7 руб. Молоко - 15-20 коп.

 

Культура и спорт

После войны в 1947 году восстановили кинотеатр им. Дзержинского, заводской парк.

Вместо кинотеатра «Прожектор» соорудили клуб завода им. Кирова.

Каждую субботу и воскресенье в парке и на новой танцевальной площадке (возле СШ-1) под духовой оркестр проводились танцы.

Я и Ольга Степановна активно принимали участие. Танцевали фокстрот, танго, вальс, польку.

В летний период в летний театр в парке приезжали артисты из Запорожья, Киева, Москвы.

Были встречи с киноартистами: Крючковым, Меркурьевым, Чирковым, Ладыниной, Ужвий и др.

Кинотеатр Дзержинский был заполнен зрителями до отказа с 9 утра до 21 вечера. В выходные дни трудно было достать билет.

В городе работали спортивные ДСО: «Спартак», «Авангард», «Зенит» и «Колхозник». Больше всего токмачане любили футбол. Стадион «Авангард» во время матча был полностью болельщиками заполнен (в нем вмещалось 3 тыс. человек, особенно с командами Запорожья, Москвы, Киева и др.). Во время матча охрану возле стадиона осуществляла конная милиция.

Когда мы приехали в Б.Токмак, вышли из вагона, то увидели вместо железнодорожного вокзала небольшой домик, в котором продавались билеты. Автобусы не ходили.

Ольга Степановна сказала мне: «Куда ты меня привез?» Конечно, после Тбилиси – это действительно была «большая деревня».

Но постепенно она входила в жизнь Токмака, особенно когда поступила работать в среднюю школу № 3.

Ольга Степановна имела диплом Тбилисского института физкультуры и являлась мастером спорта по спортивной гимнастике. Ей дали уроки физкультуры в 7-10 классах на ставку 18 часов в неделю. Она получала 850 рублей. Я поступил в среднюю школу № 1. Мне предоставили вести уроки физкультуры в 5-10 классах на 1,5 ставки, платили 1085 рублей.

Нам этих денег на жизнь хватало, так как в Токмаке в магазинах и на базаре продукты были намного дешевле, чем в Тбилиси.

Дети – маленькие: старший сын Юра ходил в детсад. Ему было 3 года, а младшему - 4 месяца.

 

Учитель физического воспитания СШ-1

Итак, 15 августа 1951 года меня приняли на работу учителем физкультуры в Токмакскую СШ-1.

Для меня эта профессия не новая, так как я приобрел опыт в Советской Армии. Работал инструктором физкультуры полка. Но там я работал с солдатами, а здесь пришлось иметь дело с детьми.

Надо было ознакомиться и прочитать много методической литературы, вникнуть в учебный процесс школы.

Тем более профессия учителя физкультуры – одна из самых трудных, сложных и вместе с тем она одна из самых нужных и благородных.

Успех обучения юного гражданина во многом зависит от того, насколько мы, учителя, заинтересуем его, насколько увлечем идеалом физического совершенства, как построить систему своей работы, какой путь избрать к заветной цели, какие средства и методы используем при этом.

Кроме основного дела – учебной работы - мы организовывали всевозможные соревнования, спортивные вечера и праздники, туристские походы.

Без физруков не обходилась и дети в пионерских лагерях.

А учебно-материальная база? Львиную долю свободного от уроков времени отнимала у нас организация хозяйственной работы, приобретение и изготовление спортивного инвентаря и наглядных пособий, строительство спортивных площадок.

Да, заботы в нашей профессии много. Но главное, надо любить детей и свое родное учительское дело.

СШ-1 находилась на территории Городского скверика возле кинотеатра Дзержинского.

Приступая к работе, я обратил внимание на то, что в школе отсутствуют необходимые условия для занятий физкультурой: нет спортивных площадок и спортзала; отсутствует необходимый инвентарь. Дети не имеют спортивной формы.

С чего я начал? Со строительства спортплощадок. Школьный двор не был приспособлен для занятий. Он был изрыт, в ямах, в буграх. Это последствия войны.

Я обратился к директору школы (Павелко Силивестр Иванович). Он связался с нашими шефами с завода им. Кирова.

Они завезли в школу песок, щебенку, отходы печей.

Мы вместе с комсомольской организацией школы организовали учащихся старших классов для строительства спортплощадок. Работали после уроков. Засыпали ямы, равняли, трамбовали землю.

За два месяца (сентябрь-октябрь) построили две волейбольные и одну баскетбольную площадки. Отрыли яму для прыжков, засыпали ее песком и опилками. Оборудовали гимнастический городок. Директор школы выделил из госбюджета 1000 рублей. На них мы купили: мячи, скакалки, гранаты, ядра, диски, два гимнастических мата и спортформу.

В конце октября, наконец, начались школьные урокам по физическому воспитанию учащихся, а также внеклассно-массовая работа.

В связи с отсутствием спортзала уроки проводили на спортплощадках.

При ненастной погоде занимались в классе, отодвигали парты, клали гимнастические маты на пол. Делали гимнастические и акробатические упражнения.

Зимой водили детей на речку. Я и завуч Тицкий надевали ботинки с коньками. Обучали учащихся ездить на коньках. Дети, у которых были коньки, брали их с собой. В школе я организовал секцию баскетбола для девушек и юношей.

Так закончились две четверти 1951 года.

 

1952 год

Продолжали восстанавливать школьный спортзал.

Я провел родительское собрание на тему о значении физкультуры и спорта в жизни советского человека.

Затем на педагогическом совете выступил с вопросом о роли физического воспитания в школе.

Провел собрания учащихся 7-10 классов. Рассказал им о роли физкультуры, а затем избрали совет физкультуры школы. Наметили план работы на 1952 год.

На комсомольском собрании рассказал о роли комсомольцев в физкультурном движении.

Этим самым завоевал авторитет среди учащихся, родителей и педагогического коллектива.

В феврале на уроки физкультуры дети приходили уже в спортивной форме. В апреле-мае я организовал первые соревнования по сдаче комплекса БГТО и ГТО.

Провел соревнования по футболу среди учащихся 7-10 классов. Проводил игры на тренировочном поле стадиона «Авангард». Для того чтобы поднять физкультуру на высокий уровень, приходилось почти целыми днями находиться в школе: с 8 до 21 часа. Со временем я не считался.

Меня стали называть «фанатиком».

Начинал я с утренней зарядки и заканчивал секционной работой.

Иногда приходилось проводить соревнования в воскресные и в праздничные дни.

По субботам в школе для старших классов устраивали вечера. И мне надо было на них присутствовать, так как я среди учащихся проводил «массовки». Учил юношей и девушек танцевать фокстрот, танго, вальс.

В конце сентября 1952 года я решил провести первую товарищескую встречу по баскетболу с молочанскими школами, так как в Токмаке ни одна школа не «культивировала» баскетбол. Поэтому пришлось ехать в Молочанск.

Когда я сообщил баскетболистам о моем решении, они с радостью согласились. Но вопрос был еще в том, как добираться в Молочанск? Автобусы тогда ещё не ходили.

Я сказал ребятам, берите свои велосипеды, а у кого нет, попросите у товарищей. Так они и сделали.

В 7 утра собрались все баскетболисты, взяли продукты и выехали. Ехали в Молочанск на велосипедах минут 40-50.

После небольшого отдыха первую встречу провели с молочанской СШ-2 – учитель и тренер Сердюк Николай Михайлович.

Наши баскетболисты не имели ещё опыта игры, а также отсутствовала техника бросков по кольцу. Поэтому мы проиграли с крупным счетом 105:25.

Вторую встречу с Молочанской СШ-1 (учитель Головин И.Ф.) не стали играть. Испортилась погода, пошел дождь.

Ехать домой под дождем по мокрой, размокшей булыжной дороге (дорога тогда еще не была асфальтирована) было невозможно.

Грязь прилипала к велосипедным колесам. Пришлось выйти на железную дорогу, идти по шпалам и нести велосипеды на себе. А путь неблизкий, около 12 км.

Домой вернулись уставшие и морально подавленные. Но духом не упали.

Мы подробно проанализировали нашу игру с молочанцами и стали усиленно готовиться к весенней спартакиаде, которая должна была быть в 1953 году в Токмаке.

В декабре 1952 года сдан был в эксплуатацию школьный спортзал.

В честь этого события я решил организовать физкультурный вечер.

С учащимися 5-7 классов подготовил гимнастические пирамиды и акробатические номера. Установили на сцене перекладину и брусья.

На вечер пригласили родителей учащихся, представителей гороно, районного комитета ФК и спорта, а также представителей районного комитета ВЛКСМ.

Сначала выступали дети с гимнастическими упражнениями и пирамидами, затем свои номера показали акробаты. В заключение с показательными элементами на брусьях и перекладине выступил я сам, как бывший мастер спорта по гимнастике.

По окончании физкультурного вечера были организовали танцы.

Как оказалось, этот день запомнился многим на всю жизнь. Иногда, встречая своих бывших учеников, а им уже под пятьдесят, они с радостью вспоминают тот спортивный период школьной жизни. Дирекция школы, представители гороно, комсомола, физкультурные работники благодарили за физкультурный вечер. Комсомол и комитет ФК и спорта предложил мне провести такой же вечер физкультуры и спорта в клубе им. Кирова для молодежи города.

Местная газета «Коммунистичным шляхом»» поместила репортаж о «физкультурном вечере в СШ-1».

Так закончился 1952 год.

 

1953 год

Новый 1953 год я и Ольга Степановна встречали в кругу семьи.

4 января я уехал в Киев, чтобы заочно продолжить учёбу в физкультурном институте, прерванною войной.

После зимних каникул я потребовал от дирекции школы, чтобы учителям физкультуры была предоставлена возможность, проводить в школе внеклассно-массовую физкультурную работу в осенне-зимний период в спортзале.

Уроки физкультуры мы проводили в спортзале с 8 до 14 часов, а секционные занятия проводить не могли, так как он был занят под другие мероприятия. Но нам предоставили лишь класс размером 9х6.

В нем мы закрепили к стенке два баскетбольных щита с кольцами и крепление для волейбольной сетки.

В этом классе в зимнее время я проводил секции по баскетболу и волейболу. Отрабатывали броски по кольцу и технические приемы игры, а также элементы по волейболу.

Кроме того, я договорился с военной частью, которая находилась недалеко от школы (у них был небольшой спортзал), чтобы дети могли хотя бы раз в неделю проводить тренировку по волейболу. Воинская часть пошла нам навстречу.

Я назначил старшими инструкторами по волейболу учеников 10 классов Сташенко Анатолия и Грищенко Георгия.

Они ходили в спортзал воинской части и проводили там тренировки.

Я провел собрание физоргов 5-10 классов. На нем избрали совет физкультуры СШ-1. Составил положение о школьных соревнованиях. Между 8-10 классами организовал соревнования по мини-баскетболу и мини-волейболу. Такие соревнования по «мини» на Украине никто не проводил, а тем более у нас, в Токмаке.

Команды состояли из трех игроков, так как в класс был мал.

Таким образом, в школе начались появляться классные мини-команды по баскетболу и волейболу.

Из этих команд отбирались лучшие игроки для сборной команды школы.

В апреле мы продолжали тренировки уже на спортплощадках.

23 февраля в клубе им. Кирова по инициативе городского комитета ВЛКСМ и комитета ФК и спорта состоялся вечер, посвященный дню Советской Армии и ВМФ.

С небольшим докладом выступил секретарь городского комитета ВЛКСМ.

Затем с показательными выступлениями на перекладине и брусьях выступили я и Ольга Степановна.

Зрительный зал был переполнен – аншлаг! Зрители нас встретили бурными аплодисментами. Мы несколько раз повторяли упражнения.

Для того чтобы проверить подготовленность баскетбольной команды, я решил провести контрольные товарищеские встречи со студентами Токмакского мехтехникума, пригласив их сыграть на нашей школьной площадке.

Школьный двор превратился в большую спортивную «арену». Он находился в центре города, вблизи кинотеатра Дзержинского. Целый день на переменах и после уроков на площадках «стучали» мячи.

Заводские команды по волейболу также приходили играть на нашей площадке, так как лучшей в городе ещё не было.

И вот, наконец, состоялась товарищеская встреча между СШ-1 и мехтехникумом. Школьный двор был забит болельщиками. Судил игру Леня Курилов. В упорной борьбе наши баскетболисты выиграли со счетом 31:29.

Руководители техникума выразили недоверие к судье. Считали, что он нашим игрокам «подсуживал». Поэтому они пригасили наших баскетболистов сыграть на их поле и назначить других судей.

Комитет ФК и спорта назначил нейтральных судей. Через неделю состоялось вторая товарищеская встреча с командой мехтехникума.

Наши игроки начали игру «нервозно». У них не «клеились» броски по кольцу. Первый тайм наши игроки проиграли на одно очко. Пришлось в перерыве убеждать игроков, что они умеют играть не хуже. Просто должны быть внимательнее в пасе, не терять мячи и смело идти на бросок.

Разговор подействовал. Наши баскетболисты выиграли у команды мехтехникума со счетом 38:31.

Это была «сенсация». О нашей команде в городе «заговорили» спортивные руководители и учителя школ.

После товарищеских встреч наши баскетболисты почувствовали уверенность в себе. Поняли, что они могут играть на равных с другими командами.

Но, чтобы добиться победы над командами молочанских школ, требовалось усилить тренировки, что мы и сделали.

Кроме юношей, я тренировал девушек. Начинать было тяжело. Девушки приходили на тренировку в повседневной одежде. Много времени ушло на то, чтобы убедить их заниматься в спортивной форме. Физически девочки были слабые, застенчивые. Тушевались, когда на занятиях присутствовали юноши. Но после первых серьёзных тренировок стеснение прошло.

Наступил долгожданный день районных соревнований по баскетболу и волейболу. В них приняли участие восемь средних школ района.

Три школы от Токмака (СШ-1, СШ-3 и СШ-4); две школы от Молочанска (СШ-1 и СШ-2) и три от района: сельские школы Н.Прокофьевка, Козановская и Остриковская.

Команды были разбиты на две подгруппы. Две команды победителей выходили в финал.

Игры в подгруппах проводились по круговой системе, а в финале - по олимпийской.

В финал вышли: СШ-1 и СШ-3 (Токмак), СШ-1 и СШ-2 (Молочанск). В упорной борьбе места распределились следующим образом:

 

По баскетболу (девушки)

1 место – СШ-2 Молочанск (препод. Сердюк Н.М.)

2 место - СШ-1 Токмак (препод. Манусов В.С.)

3 место – СШ-1 Молочанск (препод. Головин И.Н.)

По баскетболу (юноши)

1 место – СШ-1 Токмак (препод. Манусов В.С.)

2 место - СШ-2 Молочанск (препод. Сердюк Н.М.)

3 место – СШ-1 Молочанск (препод. Головин И.Н.)

По волейболу (девушки)

1 место – СШ-2 Молочанск (препод. Романенко Н.И.)

2 место - СШ-1 Токмак (препод. Манусов В.С.)

3 место – СШ-3 Токмак (препод. Белый Н.И.)

По волейболу (юноши)

1 место – СШ-3 Токмак (препод. Манусова О.С.)

2 место - СШ-1 Токмак (препод. Манусов В.С.)

3 место – СШ-2 Молочанск (препод. Сердюк Н.М.)

Хочу описать финальную игру по баскетболу между юношами Токмакской СШ-1 и Молочанской СШ-2.

Как мы помним, в сентябре 1952 года наши игроки проиграли баскетболистам Молочанска с крупным счетом 105:25.

Наши игроки, во что бы то ни стало, решили взять реванш, и были настроены только на победу.

Баскетболисты СШ-1 вышли на игру в новой спортивной форме.

Итак, игра началась.

Дебют был ошеломляющим. Три броска Зевенко «крюком» на первых минутах игры вывели нашу команду вперёд: 6:0. Затем сделали ответные броски молочанцы. Счет стал 6:4. Шла яркая, бескомпромиссная борьба. К середине первого тайма наши баскетболисты вели: 21:10. К перерыву разрыв заметно сократился 26:21.

Второй тайм начался сильными атаками баскетболистов Молочанска. Они сравняли счет 30:30. Я взял тайм-аут.

Успокоил своих ребят. Игра продолжилась. Капитан нашей команды Павел Иванько почти с центра площадки забрасывает подряд два мяча. Это казалось чудом.

Что творится с болельщиками! Не просто кричат, не просто хлопают. Неистовствуют!

Игра идёт мяч в мяч. Остаётся несколько секунд до окончания матча. Счёт равный. И тут дальним броском тот же Павел Иванько ставит победную точку. 42:40! Ребята не сдерживают слёз. Никто, кроме них самих, не верил в нашу победу.

Районо наградил грамотами и дипломами всех спортсменов и учителей-тренеров, занявших 1-3 места.

В конце мая я уехал на сессию в институт физкультуры.

Вход / Регистрация

Сейчас на сайте