В списках захороненных не числится
Удивительная история случилась весной 2016-го. У каждого может быть своя версия для объяснения этого случая. Проявилась определенная связь времен, событий и судеб людских.
В начале августа 1941 года в районе села Подвысокое в окружение врага попали две советские армии – 6-я и 12-я. Они вели кровопролитные оборонительные бои, заняв круговую оборону в радиусе трех километров, сковав превосходящие силы врага. В районе урочища Зеленая Брама обе армии фактически были уничтожены. В эти роковые дни погибли тысячи воинов, большинство из которых и поныне числятся «пропавшими без вести».
Здесь поисковиками было найдено неизвестное захоронение советских солдат. В могиле было их двенадцать. У восьмерых были медальоны – черные капсулы, хранящие тайну имени солдата. Одни бумажные вкладыши читались, другие истлели.
Из пожелтевшего от времени листочка, свернутого спиралью, удалось установить имя одного из найденных воинов – Семенов Василий Васильевич из Мариуполя. Замполит, то есть комиссар. Для нас в данный момент уже и неважно, каким он был комиссаром… Святое дело – донести родным горькую правду о судьбе близкого человека.
Обратились за помощью в поиске родных Василия Семенова в Мариупольский краеведческий музей. Связались с заместителем директора музея по научной работе Раисой Петровной Божко, которая в свою очередь поделилась с поисковиками личной историей.
Уже много лет ее семье не удается выяснить, где похоронен её дедушка, Харченко Григорий Феофанович, до войны проживавший в хуторе Петровском Республиканского с/с Володарского р-на Сталинской обл. По воспоминаниям родственников и односельчан известно, что он был ранен 25 октября 1943 г., поступил в госпиталь, где умер через два дня. Из госпиталя, который находился в каком-то из Токмаков, домой прислали семейные фотографии, обнаруженные при погибшем. Похоронку родные скрыли от вдовы Харченко Марии. Документ вскоре был утрачен. На запрос о гибели мужа позже отвечали, что Харченко Г.Ф. «…в списках погибших не значится…», «…в списках похороненных не числится…», а со временем безутешное «…полагать пропавшим безвести»…Так вдова и четверо детей остались без поддержки государства.
За время работы токмакского поискового товарищества «Вотан» у поисковиков накопился некоторый материал, связанный с событиями осени 1943-го года и на запрос своих коллег из Киева по определению места захоронения Григория Феофановича было установлено: похоронен он на Ладиевском кладбище, что на южной окраине Токмака. Там, напротив нынешнего МРЭО, был госпиталь 228-го ОМСБ 151 стрелковой дивизии. Сохранилась госпитальная схема братского захоронения, из которой следует, что в могиле № 10 и покоится Харченко Г.Ф.
Стало также известно, почему так долго не удавалось найти место погребения. Дело оказалось в том, что в списке безвозвратных потерь 151 стрелковой дивизии была допущена ошибка. Можно только представить, как при свете фронтового каганца уставший санитар, фиксируя данные умершего солдата, вместо «Феофанович» написал «Федорович»…
28-го мая родных Григория Феофановича встречали и приветствовали от имени токмакской общественности депутат городского совета Олег Площадный, лично занимавшийся благоустройством братской могилы, и поисковики товарищества «Вотан» Максим Бочаров и Лариса Калюжная.
Спустя 73 года после горького известия из Мариуполя приехали поклониться могиле родного человека дочь и сын солдата – Евгения Григорьевна Николаенко и Дмитрий Григорьевич Харченко, две внучки – Антонина Николаевна Ластенко и Раиса Петровна Божко, от правнуков – Алексей Дьяченко.
Родня у Григория Феофановича большая – одних потомков больше тридцати человек. Живет он в их памяти как прекрасный, добрый человек. Евгения Григорьевна до сих пор помнит любимую отцовскую песню, как он пел ее своим детям… Рассказала, как осенью 43-го собрались четыре женщины искать своих мужей на Молочной. Оставив детишек дома, запрягли лошадку-клячу и подались в далекую степь, где гремела война… Тогда последний раз и видела своего Гришу его жена Мария. Рассказала Евгения Григорьевна, как тяжело было маме без отца после войны ставить на ноги четверых детей…
От имени всех токмачан депутат и поисковики выразили благодарность родным Григория Феофановича за его подвиг и поклонились памяти всех воинов покоящихся рядом с ним.
Так во временном пространстве переплелись трагические судьбы двух воинов Великой Отечественной – замполита Василия Семенова и солдата Григория Харченко. Может быть, прочитав эту статью, отзовется и кто-нибудь из родственников В.В. Семенова, проживавшего до войны в Мариуполе в поселке Апатова на улице Менжинского в доме № 49.
Рифат Гейченко,
руководитель музея Солдата без вести пропавшего
и токмакского районного военно-исторического
поискового общества «Вотан»
Ассоциации поисковых отрядов Запорожской области