Саенко В.М.
Токмаччина в истории евразийских степей
Предисловие |
3 |
"Золотой век" в темноте тысячелетий |
10 |
Арийский простор |
20 |
Скифский мир |
40 |
Тюркские и венгерские кочевники |
76 |
Половецкая степь |
86 |
Евразийская империя монголов |
103 |
Ногайские и крымские татары |
118 |
Запорожское казачество |
128 |
Завоевание Причерноморья Россiйською iмперiею |
130 |
Колонизации края |
139 |
Археологические исследования на территории Токмакского района |
149 |
Токмак на Муравском пути |
163 |
Литература |
170 |
Список сокращений |
180 |
Предисловие.
История Причерноморья очень долгое время определялась тем фактором, что оно было своеобразным котлом, в который попадали все народы Евразийского степей, которые тысячелетиями двигались с востока на запад. Эти территории становились "конечной остановкой" на безграничном пространстве, который казался им до этого бесконечным. Но за Дунаем привычная степь неожиданно исчезала, начинались места с другим ландшафтом, другой жизнью, где утвержденные веками стереотипы поведения кочевников не всегда срабатывали и требовали поиска новых решений.
Вторым направлением миграции было движение с севера на юг. Он обеспечивался судоходным путем по Днепру и в средневековье связывал Скандинавию со Средиземноморьем. По суше проходили грунтовые дороги, одна из крупнейших среди них - Муравский шлях, который из степного клина направлялся в северные леса - источник драгоценных мехов.
На юге двигались в Причерноморье миграционные волны из Малой Азии и европейского Средиземноморья: с VII-VI вв. до н.э. вдоль берегов моря продвигалась Большая греческая колонизация, потом туда достигали границы Римской империи, в VI в. - Византии, позднее основывали свои колонии Венеция, Генуя, a с последней четверти ХV в. крымское побережье захватила Турция.
Также через Кавказ двумя путями - горными перевалами или вдоль береговой полосы Каспийского моря - можно было попасть в Закавказье и дальше в Переднюю Азию.
Оглядываясь на прошлое, мы видим, что в геополитическом отношении территория юга Украины в древности представляла собой степной коридор, через который за последние 5000 лет прошло немало разных народов. Немногие из них смогли сохранить до сегодняшнего свой язык, этническое сознание, создать государственность или получить политическую автономию. В Восточной Европе это, например, мадьяры и болгары, которые покинули Северное Причерноморье в раннем средневековье, на Кавказе - осетины, которые осознают себя потомками ираноязычных кочевников скифского мира - ясов и алан, в Крыму - татары и караимы, последние ищут истоков своей родословной от хазар.
Как народы исчезли мощные когда-то этнические объединения киммерийцев, скифов, сарматов, гуннов, аваров, печенегов, торков, половцев. Но это не значит, что их «кровь» бесследно исчезла - в трагедиях исторических переломов она растворилась в генофонде следующих народов и пульсирует сейчас в жилах потомков.
В степях, где одни народы исчезали с арены истории под давлением других, побежденные вливались в состав новообразованных кочевых объединений, обеспечивая сначала их полиэтничность, а потом возникновение нового этноса. Можно увидеть, что теории ученых о происхождении многих народов распределяются на две группы: одни доказывают их местное происхождение, а другие - пришлое. Правильность их выводов противоречива лишь на первый взгляд, на самом деле и те и другие обычно не ошибаются в своих наблюдениях, но рассматривают вопрос с разных сторон, ибо в состав новых народов, как генетически, так и с точки зрения на культуру почти всегда входят группы людей и предшествующего этноса, и грядущего. Но часто бывает трудно воспроизвести в деталях как проходил этот процесс - в каких долях, мирно или воинственно, и насколько быстро. История знает случаи, когда завоеватели растворялись в массе покоренного населения, оставив лишь свое имя новообразованному сообществу и потеряв обычаи и язык. Другие смогли распространить влияние своей культуры на огромные территории и долгое время его поддерживать. Немало было и народов, которые исчезли с арены истории после завоевания их земель, истребленные оружием или под постепенным экономическим и социальным давлением, остатки их слились с грядущим доминирующим этносом, а те, которые не желали подчиняться, вынуждены были переселяться в другие края и искать себе новой родины.
В современной этнической ситуации украинской нации, которая продолжает формироваться довольно непростыми путями, можно проследить корни многих народов, и не только восточнославьянских. В истории Причерноморья другие народы были не какими-то "временными"пользователями земель, этнографическими меньшинствами, абстрагированными предметом музейного изучения, а этническими факторами в сложении украинской нации - т.е. прямыми предками современного населения Украины.
В относительно позднее историческое время, обеспеченное многочисленными письменными источниками, известны, например, широкие связи славянского населения и тюркоязычных кочевников. Политическая союзы, военные объединения, торговые контакты и браки между населением Руси и половцами были весьма распространены. В свою очередь, нельзя забывать, что среди самих половцев в передмонгольское время было до двадцати процентов ираноязычных аланов - потомков сарматских племен, которые по происхождению связаны со своими историческими предшественниками - скифским миром. Другая линия этногенеза относится к непосредственным славяно-сарматским контактам I тысячелетия н.э. Скифы же продолжали непрерывность развития индо-иранских ариев, что прослеживается в преемственности археологических культур степного пояса от энеолита до поздней бронзы. Таким образом, несмотря на постоянные очень сильные миграционные волны, надвигавшиеся степным коридором и периодическое частичное обезлюднивание степей, вызванное климатическими колебаниями, наличие какой-то сильно размытой, но несомненной линии непрерывной преемственности населения в днепро-азовском регионе, которое постоянно смешивалось с пришельцами, нельзя отрицать по меньшей мере в течение последних пяти тысяч лет - со времен существования ямной культуры до современности.
Можно услышать, что "сейчас у населения Приазовья столько крови намешано" и о этнической идентичности трудно говорить. Но одно из ложных представлений современности заключается в уверенности, что такая ситуация характерна лишь для последних веков. В древности, в разные времена в большей или меньшей степени, полиэтничность всегда имела место, в обществе присутствовали представители различных народов, составлявших либо отдельные роды, профессиональные и конфессиональные объединения, присутствовали пленные, целые принудительно переселенные народы, какие-то группы мигрантов, союзники и отряды наемников. Но это не мешало объединительным этнических процессам, которые завершались возникновением новых народов, в составе которых в правах родовой и племенной автономии продолжали проживать и группировки предыдущего населения. Впрочем, при этом этнос существовал как духовная, историческая, культурная и био-социальная реальность, и ни определенная смешанность истоков, ни внутренний процесс этновоспроизводства не могли помешать этому до очередного перелома в истории.
На примерах древних эпох можно убедиться в том, что развитие народов - это всегда процесс и сейчас, с образованием украинской государственности, появились предпосылки для возникновения новой единой молодой нации, которая начала бы свою собственную историю. Вспомним, например, что скифы, отбросив в генеалогических построениях костыли прадавности своего происхождения, считали себя одним из самых молодых народов [Гедодот, IV.5] что не мешало им проложить собственный путь в мире и человечество будет помнить их всегда. История состоит из событий, ибо течение времени, о котором ничего нельзя сказать, отнюдь не стоит внимания.
В этом очерке нас интересуют прежде этнические процессы в днепро-азовском регионе и поиск биогенетической и культурной наследственности. Вообще историю можно рассматривать в двух смыслах: как этническую и как историю прогресса человечества. И сейчас, как и всегда. за завесой политической борьбы или каких-то культурологических процессов проступают этнические факторы - в конечном итоге вопросы выживания определенных био-социальных популяций.
Но история как общий процесс является не постепенным развитием устойчивой беспрерывности, а рядом переломов и конфликтов. Семейная память большинства современного населения Приазовья не достигает ста лет - дальше воспоминаний прадедов, то есть родословная ведется в среднем в течение четырех поколений: сын-отец-дед-прадед. Очень многое из жизни людей древних культур потеряно, размыто волнами последующих эпох. Сейчас трудно по крупицам воссоздавать исторические события, этнические изменения, верования и мировосприятие, психологию и быт, технологии производства на пути развития человечества. Однако все же за два века существования науки археологии знания из древнейших прошлого стали несравнимо большими и постепенно, но уверенно углубляются.
Но не следует забывать об очевидном факте, что у каждого человека (при подсчете родства или "от отца к отцу", или "от матери к матери") несомненной является непрерывная цепочка предков, реальных личностей, которые смогли выжить, работали, воевали и оставили потомство, и оно в свою очередь продолжило род, живущий в настоящее время. Каждый современный человек имеет вполне конкретных предков и в определенный период каменных орудий, и в эпоху меди-бронзы, и тогда, когда в степи властвовали скифы, и позже, когда одно нашествие кочевников сменяло другое, сталкиваясь в более северных районах лесостепей с оседлым земледельческим населением, хотя современный человек редко задумывается над такими вопросами и обычно не осознает этого. Но такая вереница существует без всякой зависимости от того, знают ли потомки что нибудь о ней, или нет.
Попробуем остановиться и представить возможные жизненные пути длинного ряда своих предков в темных глубинах времени. Десятки веков и веков судьба постоянно разбрасывала людей, народы много раз перемещались, смешывались i образовывали новые народы. Наследственность современного населения Токмаччины с населением этих территорий в глубокой древности крайне размыта, но бесспорно, что в какой-то части предков токмачан жизненный путь в те или другие времена, в том или ином поколении неоднократно был связан со степями между Дунаем и Доном - «наши были везде».
Течение истории стерло память о магическом ходе карт прошлого, в удивительных раскладах которого можно было найти немало такого, что теперь наверняка очень поражало бы нас. Тьма веков поглотила множество случаев, когда предки кого-то из жителей Токмака неожиданно оказались бы дальними родственниками много поколений назад, еще раз напомнив "как удивительно мешается кровь". Люди, которые сейчас проходят по улицам не замечая друг друга, или наоборот, интересуются, знакомятся, вместе работают, общаются, дружат или враждуют, и близко не подозревают, что их прародители в далекие, совершенно экзотические теперь времена прежних эпох могли быть кровными врагами или большими друзьями и их судьбы пересекались самым фантастическим образом при разнообразнейших обстоятельствах во время ужасных войн, далеких переселений или головокружительный торговый соглашений.
Но в современном мире "человека в древности" и историю как науку о древности, формирующую образ "прошлого в человеке", массовое сознание в определенной мере перестает чувствовать как связанные с существовавшей ранее реальностью из-за ее массовой витртуализации.
Территория Токмакского района в существующих границах является административной условностью и в географическом и историческом отношениях входит в днепро-азовский регион, находясь в его центральной части. Этот ареал, ограничен с севера и запада нижним течением Днепра, а на юге морским побережьем. Восточным рубежом будем считать Конку и Берду, что отвечало реалиям последних веков. Однако, кажется, что в другие исторические эпохи эти реки часто разграничивали степь. Попадать сюда лучше было через их верховья, но они наверняка всегда контролировались. Другой возможный путь миграции мог проходить вдоль побережья Азовского моря, где было удобно переправляться и перегонять скот через мелкие устья степных рек.
Дальше на восток, за пределами Токмакского района, тянется Приазовская возвышенность, несколько отличная по природным характеристикам и со своими особенностями исторического развития.
Земля Токмаччины ощутила на себе мощное влияние многих часто неожиданных поворотов истории, которые в течение десятков тысяч лет изменяли жизнь народов Евразии. Именно поэтому её богатое на события прошлое мы пытались рассматривать в неотрывной связи со сдвигами, которые иногда начинались за сотни и тысячи километров от Поднипровья и Приазовья и затем докатились сюда. В конце концов, еще Геродот, взявшись за историю греко-персидских войн, дошел до необходимости описать смежные земли и народы, которые так или иначе влияли на ход тех событий.
То есть история древнего населения этой территории требует такого угла зрения, чтобы картины жизни и борьбы народов, живших на токмакской земле, отразились в огромном зеркале истории евразийских степей. Но как и маленького фрагмента зеркала достаточно, чтобы в нем отразился весь мир - так в прошлом Токмаччины можно найти очень многое, что было связано с глобальными направлениями развития на пространстве Евразийского континента. В то же время это дает возможность рассмотреть территориально ограниченый материал более подробно. Предложенный подход есть, в общем-то, попыткой написать очерк такой себе мега-истории в ее микроскопическом изучении.
Напоследок хочу поблагодарить всех, кто тем или иным образом способствовал появлению этого очерка.
"Золотой век" во тьме тысячелетий.
(Каменный период).
Научные исследования привели к выводу, что уже около трех миллионов лет назад из каких-то общих предков обезьян и человека выделилась линия, давшая развитие человечеству.
Чтобы иметь более наглядное представление о таких огромных по сравнению с жизнью человека отрезках времени, как, например, один миллион лет, представим его в виде определенного количества поколений, сменявших друг друга. Если за поколение взять период в среднем 25 лет, то за это время менялось около сорока тысяч поколений. Чтобы вообразить, насколько это много, для сравнения отметим, что от начала применения меди до настоящего прошло «всего» 200, от скифских времен - 100, а от Руси и половцев - так вообще около 35 поколений.
Т.е. если собрать прямых предков по одной линии какого-то человека с начала медного века, то ими можно было бы свободно заселить только пятиэтажный дом, а предки со времен эпохи камня составят население такого города, как Токмак.
Надо отметить, что сейчас часть современного населения все же придерживается веры в появление человека лишь чуть больше 5 тыс. лет назад, возвращаясь к взглядам "короткой" хронологии через мировосприятие некоторых религиозных течений, придерживающихся буквальной трактовки Библии.
Поражает то, что историческая память человечества через устную передачу донесла упоминания о древнейших эпохи. В поэтическом произведении древнегреческого автора Гесиода "Теогония" приводится периодизация прошлого, которая совпадает с современной научной и делит историю на каменный, медный и железный этапы. Наконец, в этом нет ничего удивительного - считается, что эта гесиодовская схема своим источником имеет хеттские и хурритские представление об истории, а на полуострове Малая Азия поселения возникли в неолите, при каменных орудиях труда и жизнь там развивалось в целом непрерывно. Далекая древность запомнилась справедливым, счастливым и беззаботным "золотым веком".
Палеолит.
Палеолит (греч. древнекаменный) занимал огромный отрезок времени от появления человекообразных существ до окончательного развития вида Человек Разумный.
Этот исторический период, когда орудия труда изготовлялись главным образом из камня, кости и дерева делят на три периода. Более древние остатки следов жизни людей залегают в земле глубже, чем поздние, потому палеолит разделяют на нижний (давний), средний и верхний (поздний).
С того времени, когда человекоподобные виды стали возникать на юге Африканского материка, прошло около 5 млн лет. В течение следующих нескольких миллионов лет бесконечными путями, тропами вдоль рек или по водоразделах между болотами группы первобытных охотников расселялись по Азии и Европе, а потом через перешеек, соединявший два континента на месте Берингова пролива, несколькими волнами проникли в Америку.
На территории Украины древнейшие стоянки человека, возрастом около 1 млн. лет, исследованы в Карпатах.
В верхнем палеолите, начало которого удаленно где-то на 30 000 лет назад, человек по физическому строению уже выглядел близко к современному.
Находок, относящихся к верхнему палеолиту, в Токмакском районе пока нет. Но в это время люди здесь уже обязательно находились во время периодических охотничьих передвижений, останавливались у рек и в степных впадинах - подах и меньших по размерам "блюдцах". В верхнем палеолите в Северном Приазовье должно было проживать в целом не более тысячи человек - несколько групп численностью до ста человек. Таким образом, за 20 000 лет этого периода здесь жило около полумиллиона людей, но никаких данных о захоронениях или остатках костей cкелета в геологических отложениях мы не имеем. В размывах береговой линия Каховского водохранилища до сих пор встречались только кремневые орудия труда.
Надо отметить, что в пределах Токмакского района выходов кремня для их изготовления орудий нет. Ближайшие месторождения этого камня находятся на Донетчине, в Крыму, Карпатах, и уже тогда существовали тропы, по которым шли люди, перенося в каких кожаных или плетеных мешках куски кремня. Каменные заготовки вынуждены были носить на плечах, а один человек никак не мог тащить на себе больше 30-40 килограммов. Возможно, использовались носилки или волокуши, а зимой - санки. Орудия изготавливались уже на месте, о чем свидетельствуют находки отщепов - остатков производства. Когда в мезолите приручили собак и начали одомашнивать волов, их могли навьючивать мешками с камнями, а позже, приспособив примитивную упряжь, волочить поклажу по земле или снегу.
Так возникали первые тропы, которые со временем расширялись и превращались в дороги. Кроме охотничьих и военных путей, одним из первых направлений сообщения с удаленными краями несомненно были пути к выходам на поверхность кремня - одного из основных материалов, широко использовавшихся в течение десятков тысяч лет вплоть до распространения железа.
В то время территория Азовского моря представляла собой гигантскую дельту Дона, где возможно проживала основная часть палеолитических населения.
Среди выдающихся исследователей каменного века вспомним Петра Петровича Ефименко, поскольку его род происходит из Токмака - здесь родился отец ученого, Петр Саввич Ефименко, тоже известный историк [Саенко, 2004].
С именем ученого связано изучение таких выдающихся палеолитических памятников, как Мезин и Костенки. В 1934 вышла его большая книга «Дородовое общество» - главный труд жизни, который в следующих вариантах назывался «Первобытное общество» (издание 1938 и 1953 г.г.). 1945 П.П. Ефименко был избран действительным членом Академии наук Украинской ССР, а в 1946 году назначен директором Института археологии этой академии. Он избирается почетным членом нескольких европейских научных учреждений, выходят еще две его книги - по вопросам палеолита и изучения древнерусских поселений. Много сделал П.П. Ефименко для развития археологической науки на Украине в послевоенные годы, пригласив на работу ряд специалистов, которые основали школы нескольких направлений, которые развиваются и сейчас, уже во втором и третьем поколениях ученых. Также он поддержал ранее репрессированных археологов, много сил отдавал подготовке учеников, среди которых немало признанных сейчас имен [Формозов, 2002].
Мезолит
Мезолит (греч. cереднекаменный) начался после таяния ледников - в 9 тысячелетии до н.э. и продолжался в течение четырех тысяч лет (примерно с 9000 по 6000 г.г. до н.э.) - тогда сменилось около 120 поколений. Кажется, что именно с этих времен история человечества начинает набирать постепенное ускорение.
В начале периода в наших широтах исчезают мамонты (но последние из них жили на Земле относительно недавно - еще 4 000 лет назад - на острове Врангеля в Северном Ледовитом океане, когда в степях Евразии уже существовало развитое общество и выплавлялась бронза). Некоторые ученые, например, академик Б.А.Рыбаков считают, что отголоски преданий о мамонтах сохранились в памяти поколений со времен мезолита до исторических времен и уже фантастический его образ прослеживается в сказках и легендах. Но к возникновению таких образов могли приводить и находки костей ископаемых животных из береговых размывов рек. В мифах обских угров, например, повествуется о гигантских животных в образе рыбы, лося, медведя или собаки, живущих в речных и озерных омутах, им принадлежат бивни, которые находят по берегам.
В мезолите был изобретен лук, наконечники стрел первоначально могли быть деревянными, потом их стали делать из расщепленных костей и кремня. Охотиться с луком на животных, значительно меньших за мамонта можно было и одному человеку, а это в конечном счете вело к новым отношениям в обществе, поскольку человек уже не так зависел от своего племени. Изобретение лука было закономерным, ибо изменился животный мир, на стоянках археологами собраны и определены кости кабанов, быков, северного и благородного оленя, лося, лошади, дикого осла тура-бизона, джейрана, козы, овцы, сайгака, косули, медведя, волка, лисицы, зайца, бобра, барсука, рыси, лесного кота, куницы. Охота на них не обязательно требовала организации облав отрядом с большим количеством охотников, дичь можно было подстрелить из лука, или поймать на петлю, сетку или в какую-то ловушку. Также известно, что в то время водился носорог и лев, их кости найдены на мезолитических стоянках в Крыму.
Очень распространились мелкие кремневые орудия труда - микролиты, которые закрепляли рядами в деревянных и костяных рукояткой с помощью смолы.
Тогда же были приручены собаки, а потом свиньи, быки и козы.
Найдены поселения с углубленными в землю жилищами - землянками, а также временные стоянки. Они располагались по берегам рек и в устьях крупных балок, впадающих в речные долины.
В это время в Причерноморье приходят группы населения с севера и с юга, смешиваясь между собой. Вообще же для степной части характерны кремневые изделия исключительно микролитические, оставленные населением относительно низкого роста, по физическому типу подобным тому, которое проживало вокруг Средиземного моря.
На лесостепной и лесной территории современной Украины проживало иное население, похожее на тогдашних жителей Северной Европы и Прибалтики. Они были высокими и крепкими, лицо имели широкое. Кроме микролитические орудий эти племена использовали пригодные для обработки дерева топоры и тесла из крупных кусков кремня [Телегин, 1985].
В конце мезолита (VIII-VI тысячелетия до н.э.) Востока Европы достигает миграционная волна населения из Средней Азии [Синюк, 1986, с.75].
Три мезолитических могильника по несколько десятков захоронений исследовано вдоль берегов Днепра в Днепропетровской области. Погребенные лежали в скорченном положении, преимущественно на правом боку, руки уложены ладонями перед лицом. Встречаются в небольшом количестве и вытянутые на спине захоронения. Некоторые тела были раскрашены красной охрой. Жизнь этих людей не была мирной, в нескольких случаях в костях найдены застрявшие кремневые наконечники стрел и обломок костяного наконечника копья с кремневыми вставками [Телегин, 1985, с.69-73].
На территории Токмакского района следов жизни людей эпохи мезолита также пока не найдено. Но они должны быть по Молочной и другим рекам. Сезонная стоянка мезолитических охотников исследовалась в Мелитопольском районе. Она была устроена на левом берегу Молочной, где в нее впадает приток Крульман [Михайлов, 2002].
Охотничьи общины, находящиеся на уровне развития мезолитического периода, по данным исторических времен насчитывают 100-500 человек. В среднем одна такая группа могла занимать для охоты земли, которые равнялись примерно площади Токмакского района.
Залегают мезолитические слои в толще глины, которая создавалась из пыли, наносимой ветром или водой, на глубине как до 1м, так и глубже, в зависимости от геологических условий. Черноземов же ни в палеолите, ни в мезолите еще совсем не существовало, они начали образовываться только в неолите.
Неолит
Исключительно важная стадия в истории человечества - неолит (новый каменный век) проходил на нашей территории приблизительно между 6000-4000 годами до н.э. За эти 2000 лет произошли большие изменения в ведении хозяйства и производственных технологиях, что позволило назвать этот периoд «неолитической революцией». Охота и сбор продуктов в большой степени подменялися скотоводством и земледелием. Это стабилизировало жизнь, дало возможность постоянно получать молочные продукты и зерно, накапливать запасы.
Стали применяться новые способы обработки камня - пиление и сверление, появляется керамическая посуда, начинают изготавливать ткань.
В результате быстро возросло количество населения, увеличившись, возможно, в десятки раз. В это время уже несомненно существовала родовая организация общества, которая заключалась в проживании двух коллективов, которые образовывали одно племя. Они чувствовали кровное родство и обязанность взаимопомощи, браки внутри каждой из этих групп были строго запрещены, для заключения брака женщин выбирали в родственной группе . Возникла такая организация скорее всего еще в мезолите, чтобы положить конец кровавым конфликты, которые постоянно возникали из-за женщин [Золотарев, 1964].
В неолите умерших хоронили в отдельных ямах по одному или вдвоем, также есть большие могильники, где подзахоранивали в длинные траншеи, в которых иногда находят десятки скелетов, уложенных вытянуто на спине.
В.М. Даниленко (1986, стр. 11) считал Северное Приазовье центром формирования неолитической культуры всей Юго-Восточной Европы, подчеркивая особое географическое положение этих территорий, куда благодаря миграциям попадали из Ближней Азии новые хозяйственные идеи.
В Токмакском районе в 1989 раскапывалось поселение позднего неолита около с. Чапаевка [Оленковский, Пустовалов, 1993].
Надуманной сенсацией, на наш взгляд, есть попытки выдать невыразительные кривули на плитах песчаника Каменной Могилы на речке Молочной, которые вообще довольно предположительно датируются неолитом, за свидетельство древнейшей письменности, оставленной якобы предками шумеров, которые затем отправились в Переднюю Азию и создали там в междуречье Тигра и Евфрата свою славную цивилизацию - одну из древнейших в мире. Возникает вопрос, почему, например, не находят под Мелитополем надписи, выполненные - принимая во внимание их священную значимость - на более прочных материалах - плотном камне или керамике. Царапины же на хрупком песчанике Каменной Могилы больше похожи на рисунки детей из загрязненных диоксинами территорий.
Появление письменности стадиально в целом соответствует состоянию общества, которое находится на уровне цивилизации: с поселениями городского типа, социальным и имущественным расслоением. В частности, исследования вопросов социологии письменности доказывают, что она возникает только в тех обществах, где жречество выделяется в отдельную прослойку [Кнорозов, 1952].
Никаких свидетельств проявлений наличия письменности у населения Приазовья и Нижнего Поднепровья нет и в последующие эпохи, вплоть до появления греческих колонистов - в скифских погребениях V-IV вв. до н.э известные чорнолаковые привозные сосуды для вина с процарапанными греческими словами и отдельными буквами.
В конце концов, в поисках компромисса, можно согласиться, что неолитические жители Каменной Могилы начали упражняться в писменности, но способности прочесть написанное еще не достигли.