Вы здесь: ГлавнаяПредысторияКазаки и ногайцы

История Токмака

Материал предоставил Саенко В.Н.

 

О взаимоотношениях казаков с ногайцами

 

 

В XVIII ст. Крымское ханство и Османская империя находились в глубоком кризисе, и это позволяло запорожцам активно действовать в Приазовье вплоть до самого морского побережья. Земли Токмаччины были местом «уходов» для заготовки рыбы и дичи, территорией, где они постоянно пересекались с крымскими татарами и ногайцами. Отношениями между ними были различными, от торговли и сотрудничества до обоюдных грабежей и мелких стычек. Взаимные претензии рассматривались на специальных Комиссиях, дела которых сохранились в архиве Коша Новой Запорожской Сечи.

 

 

 

Так, например: «В [1]741 году при урочище Токмакялы, которое приходит к Молочному, у крымского жителя армянина Юрья с овчарского коша один овчар пошел на Кара-Чекрак до казацкого зимовника, то оттуда доныне не возвратился ...».

 

"В 160-м [1747] году в урочище Токмак-Домагинде Хаджи Сулеймана на овчарскія заводи, вдень напав, того ж урочища стоящего куреня казаки трех добрих лошадей отняв, в свой курень отвели, о чем челобитчики имеются."

 

"Cего 162-го [10.12.1748-28.11.1749] года, по отправленіи из Крима депутатов, о приключенних от запорожских казаков в Перекопской степи воровских обидах явствует ниже сего:

… Да те же казаки, когда возвратились оттуда, напав на хутора, стоящие при Молочних Водах, четирех члвк пастухов, раня и несколько кошов пастухов их ограбя, и все имения побрав, уехали.

Медный котел стоимостью 15 левков

В 162-м в Токмак називаемом урочище, около Кизилкую, Хасана назіваемого одного члвка на хутор ево дневним временем напали запорожские казаки, разбили, при том пограбили четирех лошадей, денег двадцать пять левков, медной котел в пятнадцять левков, шесть чекменов, шесть шалваров, пять портков, шесть рубах, два чувала (то есть большой мешок), один чувал дюгеун (то ест по татарский мука), одну кожу воловую, двух волов живих, одного бика, сорок пар барашкових шкурок, шестьдесят овец, шесть пар сапогов; котория казаки из местечка Кака-Чокрак називаемого, обще с козакамы Поповичевского куреня, из которих один Павел Таран називается.

162 года Али, Кара-Гозлу Хаджиева сина двух природних потурчених казаков, которія при Молочних Водах лошадиннія табуни стереглы, з двенадцятмы табунными лошедми, уведши, около Молочних Вод в стоящий свой курень отвели."

 

В 1750 г.: «Месяця шабана [25.06-23.07] в урочище, именуемом Токмаке восемь козаков воровских упять [опять] у Халил Баши, того же бахчисарайского жителя напали на овчарний ево стан и украли четыре вола, одну арбу, четыре меска [мешка] запасу, восемь брюхавиць [сушеный бараний желудок для храниния жира или сыра] окшквар, две брюхавици коровяго масла, две лошади, две сабли, два котла чугунних, один котел медной и шести пастухов платье. Все сие пограбя, через Конские Воды уехали. Ітого взято: … ».

 

"1751 году, ноября 4 д. Поповичевского куреня козак Смойло Гнедій представил, что в битност их на степу для ловли звера, напав на них татаре, 18 члвк, в речке Токмаке, и отобрали лисиц. Писано к перекопскому каймакану, точию понине возвращения и удоволствия не учиненно."

 

«Настоящого 1752 года Мця Априля 14 дня полковник кальмиюский Сидор Юха репортом своим в Кош представил. Сего ж-де года 2 дня априля запорожские козаки Щербиновского куреня Юхим Литвин з строма [с тремя] молодиками Артемом, Дорошем да Федором да Іраклиевского куреня Ониско Похил, Павло Чорний и молодики их Иван, Пархом и Лукьян з данним им с Коша пашпортом следовали на Калмиюские коси для покупки риби девятма волами черверними. И егда в урочище Токмака стали ночевать, то на розсвете ногайских людей немалое число, напав нечаянно, в смерть порезали и волов тридцять шесть заняли — каждому цена по десяти рублей; возов девять  спалили — каждому возу цена по три рубле; денег готових пятьсот шесть рублей пятьдесят девять  копеек; кожухов овчинних девять — каждому ценою по одному рублю и по двадцяти копеек; казанов четире, два болших — по одному рублю по двадцяти копеек, менших два — по девятидесят копеек; сухарей четире меха — каждой по тридцяти пяти копеек; пшона два меха — по шестидесят копеек; борошна гречаного два меха — по сороку копеек; свит три сукна локтевого зеленого — каждая по пяти рублей; белих свит молодечих шесть — по пятьдесят копеек — шерсти овечой; сокир три — по тридцати копеек; долот две — по двадцяти копеек; свердлов три — по тридцяти копеек; струг один — пятьдесят копеек; каптанов китаевих приношенних три — по два рубля пятьдесят копеек; шапок четире — по пятьдесят копеек; коня едного с кулбакою и уздою — в пятнадцать рублей; дегтю в мазницях з возами погорело — за пять рублей. А тое смертное убийство и забор всего вишписанного, учинение подлинно ногайцами, обявленно ему, полковнику Сидору Юсе, ушедшим в российскую сторону от нагайцов пленником, российским подданим, зовевим Федором, которий в прошедшее не мерное [не мирное; имеется в виду русско-турецкая война 1735-1739 гг.] время в слободских полках татарами взят бил, а где ине находится он, то он, полковник, не ведает.»

 

Из этих дел видно, что вдоль поймы р.Токмак и на Молочной располагались татарские хутора (овчарный завод, овчарный стан), по-видимому сезонные, (принадлежали в одном случае бахчисарайскому жителю, в другом - крымскому армянину). Армяне в Крыму исповедовали христианство. Здесь же недалеко (в приведенных случаях близкое расположение упоминается дважды) стояли и сезонные казацкие курени, которые в весенне-осенний период занимались добычей зверя (названа лисица) и рыбной ловлей. Постоянных зимовников в районе речек Токмак и Молочная буд-то бы не было, говорится о казацком зимовнике Поповичевского куреня на Карачикраке (современное с.Подгорное).

 

Места охоты должны были по-видимому, оговариваться и разграничиваться между казаками и татарами, регламентироваться «звычаевым» правом. Можна предполагать, что конфликты возникали иногда из-за нарушения таких «конвенций». Помимо «беспредельного» грабежа, наверняка часто возникали ситуации, когда кто-то узнавал свою лошадь или своих овец, угнанных ранее и старался их отбить назад, что вызывало новую цепочку конфликтов. Само количество утеряного пострадавший мог преувеличивать, как там в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»: «все нажитое непосильным трудом - два магнитофона, два портсигара, кожаные куртки... две».

В степи сложно было найти свидетелей преступления: о том, что в апреле 1742 г.  отправившихся за рыбой казаков вырезали именно ногайцы, якобы случайно рассказал возвращавшийся из татарского плена российский подданый по имени Федор, неизвестно где находящийся (фамилии тогда у простого народа не были распространены вообще).


Интересен топоним Кизилкую, где понятно, что «кизил» - «красный». "Куй" или "кой" переводится как «овца», а это в таком сочетании невероятно (советской власти, которая назвала бы ногайский колхоз "Червоний чабан", тогда еще не было), поэтому изначально звучало «койо» - родник, источник, может быть, колодец. Но поскольку источники с красноватым цветом воды на Токмаччине отсутствуют, Красный источник получил свое название от обнажений красной глины. Тюркские названия речек типа  "Кизил" иногда образовывались именно из-за красных обрывистых берегов. Поскольку  в бассейне Токмачки единственные, кажется, обнажения красной глины находятся на Чингуле в местности Красная Горка, рядом с одноименным селом, отсюда и получившим свое название, то очень вероятно, что под Кизилкую нужно подразумевать именно это урочище, которое   может иногда и называлось  так же, как и сейчас Кизил-Яр - «Красный Обрыв» / горка. Не исключено вообще, что гидроним Кизилкуя выступал в качестве второго названия Чингула, может быть, его верховий. Красный поток (гипотетически реконструируемое  Кизил-Чокрак или Кизил-Чюнгул) органически бы вписывался в «цветовую гамму» названий соседних речек Кара-Чокрак (Черная), Ян-Чокрак (Желтая) и Сутень (Молочная, т.е. «белая вода»). Иллюстрацией такого сосуществования топонимов в более позднее время может быть приводимый Ю.П.Князьковым пример параллельного бытования в 1920-30 гг. названий села - Красная Горка и Чингульские хутора.

Вход / Регистрация

Сейчас на сайте

Никого