Вы здесь: ГлавнаяМузей солдата Б/ПНовости с "Вотана"Новости "Вотана" - 2018.01.06.

Новости "Вотана" - 2018.01.06.

Майор Еськов.

Обычно о судьбе найденных нами солдат, имена которых установлены в результате полевых поисковых работ, мы узнаем из уст их родных, которые охотно делятся своими воспоминаниями, пересказами семейных историй.

 Об этом человеке мы узнали впервые из книги. Несколько эпизодов его жизни из воспоминаний автора… При первом знакомстве с этой книгой  эти случаи как то в памяти не зафиксировались. Их описание приобрело другую значимость и важность позже, когда наша поисковая судьба свела нас с его боевой судьбой. 

«Штурмовики на Днепром» Василия Васильевича Пальмова. 

 

1. «Когда дозаправка подходила к концу, послышался гул моторов. С запада прямо на нас шел немецкий бомбардировщик Ю-88. Шел не спеша на высоте 300 — 400 метров. Кто-то крикнул: "Ложись!", и все упали там, где стояли. В это время взревел мотор самолета командира полка. Летчик пошел на взлет прямо со стоянки, с бомбами. Но пока он взлетал и разворачивался на курс, гитлеровец уже удалился в сторону Астрахани. Майор Еськов сделал круг над аэродромом и пошел на посадку. Мы были в восторге от смелого решения командира. Он же объяснил, что если бы "юнкерс" начал бомбить или стрелять, то постарался бы его отогнать.

— Но догнать не успел бы, — заметил Еськов. — У "юнкерса" скорость-то на сорок пять километров больше, чем у нашего "ила".

Из этого эпизода мы извлекли главное: на войне нужны решительность, быстрота действий».

 

2. «Хочу доложить командиру эскадрильи сложившуюся ситуацию, но подъезжает штабной автобус, и меня срочно требует майор Еськов. Командир полка молча выслушал рапорт о прибытии. Успеваю заметить: взгляд сердитый, губы поджаты — злой.

— Почему пришли последним?

Объясняю все по порядку.

— Кто разрешил выход из строя?

— Никто. Радиосвязи нет, я и подумал, что ведущий группы разрешил бы...

— А не подумали о том, что нарушили оборону группы и подвергли себя ненужному риску? Решили в одиночку сразиться с мировым фашизмом? Риск в нашем деле нужен, но с головой, с расчетом. Вы сегодня уничтожили несколько паршивых фашистов, но могли погубить себя и машину. Не забывайте, что в предстоящих боях вы сможете и должны уничтожить их сотни...

Я смотрю на грудь майора, на плотно привинченные к гимнастерке два ордена Красного Знамени. Командир хорошо знает, что такое оправданный, настоящий риск. И я соглашаюсь — да, поступил опрометчиво, поддался чувствам.

Голос майора стал тише:

— Идите и запомните: война предстоит долгая. И нам с вами надо довести ее до победы.

Из землянки выскакиваю, как из бани. Что ж, все правильно: чем дольше провоюешь, тем больше нанесешь урона врагу»

 

3. «Радостно бьется сердце при виде грозного строя штурмовиков. Было время, когда волновал вид девятки, а сейчас наша эскадрилья стала мощнее еще на три самолета. Конечный пункт — станица Елизаветинская, западнее Краснодара.

Следом за нами приземлился подполковник Г. М. Смыков, известный летчикам как работник штаба дивизии. Теперь он будет у нас командиром полка. Майор Еськов, бывший наш комполка, получил назначение инспектором техники пилотирования в гвардейскую Сталинградскую штурмовую дивизию. Спустя год он погиб на Украине в боях за Никополь». 

Третьего декабря 2017 года поисковым отрядом " Рубеж" (руководитель Александр Анатольевич Маковий)  Ассоциации поисковых отрядов Запорожской области, при проведении поисковых работ  на местах боев  в годы ВОв,  было обнаружено место падения самолета. Находится оно около девяти километров на Юго - Запад от населенного пункта Днепровка  Каменско - Днепровского района Запорожской области. Другая привязка, если брать по военным картам тех времен, 6 км. на Юго - Запад от хутора Стаханов и около трех километров на Север от хутора Шевченко ( сейчас этих хуторов нет - после войны не восстановлены).

В годы  войны этот участок фронта фашисткой обороны, именовался как Никопольский плацдарм.

Об обнаружении места падения было сообщено областному руководству по поисковой работе и для помощи прибыла группа поискового товарищества  «Вотан» (город Токмак). В дальнейшем все раскопки проводились силами представителей двух поисковых отрядов.

Само место, где упал самолет, сейчас обрабатываемое пахотное поле. Из воронки диаметром несколько метров, было извлечено множество деталей  и узлов самолета поврежденных при падении и взрыве самолета.

Самолет горел, об этом свидетельствует найденный сплавленный дюраль, поврежденные взрывом боеприпасы - гильзы и звенья ленты от авиапушки ВЯ - 23, взорванные  боеприпасы пулемета УБ и пулемета ШКАС, шильда с номером РПК и датой изготовления, фрагмент корпуса редуктора винта с номером  Ф252310. 

На глубине 1,5 м были извлечены фрагменты человеческих останков, найдены часы наручные, знак «Гвардия», пуговицы гимнастерки, обрывки кожаного обмундирования, парашютные крючки и пряжки.

Найдено все, что находилось в земле на месте падения.

После вскрытия воронки и анализа  всех извлеченных из нее фрагментов самолета, стало ясно, это Ил-2. 

Упал  самолет кабиной вниз, похоронив под собой пилота. Останки второго летчика в этом месте не найдены. Мелкие фрагменты бронирования и  обшивки самолета находили за сотню метров от места падения - следствие   сильного взрыва.  Само собой вызревали несколько печальных версий по поводу его судьбы. Последующие пять дней поиска его останков рядом с местом падения самолета и по всему полю у балки были безрезультатны. 

О находке и проведенной поисковой работе было сообщено крымским и саранским  поисковикам. Александр Маковий обратился к ним за помощью в установлении имен и судьбы членов экипажа. И вскоре получен ответ из Крыма. Исходя из номера на фрагменте корпуса редуктора винта, по  описанию фрагментов самолета  и предоставленных фотоматериалов, было подтверждено - нами найдено место падения советского самолета -  штурмовика Ил – 2. 

Эксперты по авиации предоставили информацию, когда был выпущен самолет, в какой войсковой части был на вооружении и самое главное имена членов экипажа и описание их последнего  боя.

trizna.ru/forum/topic/43565-ил-2-запорожская-область/#comment-450746

«20.12.1943 в списке 76 гшап потерян Ил-2 управления дивизии №0875 (1870875).

Экипаж:

гв. майор Еськов Федор Леонтьевич инспектор техники пилотирования 1 гшад

гв. майор Аршин Михаил Иванович штурман 1 гшад

Оба орденоносцы. У Федора Леонтьевича два ордена Красного Знамени за Испанию, у Михаила Ивановича - две Красных Звезды за 43-ий год.

Над целью уклоняясь от огня ЗА вошел в облака, из которых вышел в штопорном положении, врезался в землю 1 км   ЮВ высоты 75 8». 

Исходя из этой информации, мы нашли самолет и останки пилота Еськова Федора Леонтьевича. Останки штурмана Михаила Ивановича Аршина не найдены.

Спасибо за помощь Андрею Могиле, Андрей  хранитель фондов на мемориальном комплексе " 35 Батарея". Руководителю Севастопольского поискового отряда Артему Бойко и всем, кто занимался определением судьбы экипажа и самолета.  

  Материал подготовил Гейченко Р.Р., музей Солдата безвісти зниклого
Токмацького районного військово-історичного пошукового товариства «Вотан"
 Асоціації пошукових загонів Запорізької області

Вход / Регистрация

Сейчас на сайте