Летчики - Бахмат Александр Иванович,
Кошевой Борис Арсентьевич.
Предисловие. 2009 год. Апрель - месяц.
Мне и товарищу моему, Максиму Бочарову, посчастливилось принять участие в международной поисковой экспедиции под Ленинградом. Питерские и коломенские поисковики радушно встретили нас. Две недели пролетели незаметно. Итог работы: останки 36 бойцов Красной Армии, имена троих удалось установить благодаря медальонам, обнаруженных с останками.
В процессе совместной работы наши ленинградские коллеги посетовали, что длительное время не могут найти родню найденных ими солдат – наших земляков, уроженцев Украины, погибших при обороне Ленинграда: пехотинцев - Мидяного Григория Степановича из Винницкой области, Грека Андрея Васильевича из Днепропетровской области, Брилева Тимофея Ивановича из Харьковской области и двух летчиков: Бахмата Александра Ивановича (Киевская область) и Кошевого Бориса Арсентьевича (Днепропетровская область).
Первых троих родственники были найдены в течении месяца, в основном через администрации районов, сельсоветов.
А вот с летчиками как то не заладилось, куда только не обращались, ноль, как стена какая то непробиваемая.
Обидно в этой ситуации то, что для установления их имен ребятами проведена колоссальная исследовательская работа в архивах МО, а родня не найдена…
Представляю эту работу с надеждой, что все-таки кто-то откликнется.
Гейченко Р
«Не возвратились с боевого задания …»
Летом 2006 года клинскому поисковому отряду «Подвиг» удалось в Клинском районе Московской области в лесу у деревни Третьяково найти место падения советского бомбардировщика. Местные жители рассказывали, что самолёт бомбил колонну вражеской техники, был сбит немецкими зенитчиками и упал в лесу. Экипаж выпрыгнуть с парашютом не успел и погиб вместе с самолетом. Было это по воспоминаниям очевидцев в декабре 1941 года, когда наши войска подошли к Клину. К сожалению, те немногие старики, что знали место, где упал самолет, точно показать его не могли – за прошедшее время местность сильно изменилась. В результате обследования леса все-таки удалось найти место падения самолета. Закипела работа. За несколько дней поисковой экспедиции из земли были извлечены обломки двигателей и фюзеляжа самолета. Но найти главное – останки лётчиков – всё никак не удавалось. Ребята тщательно обследовали все углубления в почве рядом с местом падения самолета, нашли стреляные гильзы, солдатскую алюминиевую ложку, но следов захоронения не обнаружили. Шансов найти лётчиков с каждым часом становилось всё меньше – кто знает, где их искать? Когда надежды почти не осталось, щуп взял Стасик, и сказав: «Пойду у дороги посмотрю», – скрылся в молодом ельнике. Через десять минут прибегает – «там, что-то есть!». Мимо этого места проходили десятки раз – ровное место, ни ямочки. И вот те на! Щуп действительно уткнулся в кость. Нашли! Вскрыв санитарное захоронение, обнаружили останки трёх человек. На двоих остатки лётных комбинезонов, подвесных систем парашютов и ремней портупеи. На третьем остатки шинели, и – о чудо! – Стас достаёт из раскопа чёрный эбонитовый пенал – найден медальон!
Во вкладыше медальона удалось прочесть данные бойца: красноармеец Озорнин Алексей Павлович 1910 г.р. По документам 9 отдела Центрального архива Министерства обороны РФ установили, что он был кавалеристом 201 кавалерийского полка 82 кавалерийской дивизии и умер от ран 15 декабря 1941 г. Удалось найти его родственников: сына Озорнина Александра Алексеевича и внука Озорнина Андрея Александровича проживающих, в г. Энгельсе. Они приезжали на торжественное захоронение.
Останки летчиков и Озорнина были торжественно захоронены в братскую могилу у дороги Клин – Высоковск в октябре 2006 г. На могилах установили надгробные плиты. Но на надгробной плите у летчиков нет имен, так как никаких документов с ними найдено не было, не удалось установить и заводской номер самолета. При таком раскладе шансов установить имена лётчиков было очень мало.
Понадобилось немало времени, чтобы по найденным обломкам установить марку самолёта. Выяснилось, что погибший самолет – пикирующий бомбардировщик Пе-2 или тяжелый истребитель ПЕ-3. Исходя из того, что членов экипажа оказалось двое, вероятно тяжелый истребитель Пе-3. Но к какой части он принадлежал? Как искать данные экипажа, если обнаружить заводской номер самолета не удалось, нашли только номер одного из двигателей? Вопросов возникало множество. Обнадеживало то, что этих самолетов было немного. Всего в 1941 г. построили 196 Пе-3 (16 - в августе, 98 - в сентябре и 82 - в октябре). В ноябре завод эвакуировался в Иркутск, поэтому вплоть до апреля 1942 г. выпуск Пе-3 прекратился.
Обратившись к специальной литературе,1 выяснили, что первыми из авиационных полков тяжелые истребители Пе-3 в августе-сентябре 1941 г. получили на вооружение 95-й истребительный авиационный полк, 208-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, 9-й ближнебомбардировочныйавиационный полк, 40-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, 511-й ближнебомбардировочный авиационный полк, 54-го скоростной бомбардировочный авиационный полк. Какие же из них могли воевать под Клином и потерять самолёт?
В критические моменты обороны Москвы в сентябре – октябре 1941 года все эти части принимали участие в штурмовке вражеских войск, но к концу ноября – началу декабря все чётче выделяется специфика каждого полка.
95-й истребительный авиационный полк и 208-й скоростной бомбардировочный авиационный полк входили в состав 6 истребительного авиационного корпуса и главной их задачей была защита неба Москвы и прикрытие железнодорожных станций и мест погрузки-выгрузки войск в районе Москвы. . 9-й ближнебомбардировочный авиационный полк в конце ноября 1941 г. подчинили непосредственно Главному штабу ВВС КА и возложили на него выполнение особых задач. Важнейшей из них стало лидирование направляемых на фронт групп истребителей и штурмовиков, летчики которых имели недостаточную навигационную подготовку. Наиболее подготовленные экипажи полка привлекались к решению другой особо важной задачи - сопровождению правительственных самолетов.
Исходя из сказанного выше, можно предположить, что под Клином воевал либо 511-й ближнебомбардировочный авиационный полк либо 54-го скоростной бомбардировочный авиационный полк. 511-й ближнебомбардировочный авиационный полк сформировали в середине сентября 1941 г. на базе разделившегося пополам 40-го скоростной бомбардировочный авиационный полк. Базируясь на аэродроме в Ногинске, полк с10 октября начал боевую работу в составе ВВС Западного фронта. В ходе отражения немецкого наступления на Москву, а впоследствии и в контрнаступлении, полк применялся в основном для нанесения бомбо-штурмовых ударов. Но о его боевой работе на клинском направлении в литературе упоминаний нет. Зато в первой же публикации по истории боевого применения ПЕ-3 встречаются данные об участии в боях у Клина 54-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. «В ходе Московской оборонительной и контрнаступательной операций полк под командованием майора Скибо совершил около 400 боевых вылетов, уничтожая противника в районах Клина, Солнечногорска, Истры и Волоколамска». Да и название говорит само за себя - 54 Клинский Ордена Красного Знамени бомбардировочный авиационный полк. Всё сходится. Вероятнее всего он нам и нужен. Но подтвердить или опровергнуть догадку могут только архивные документы.
Большая светлая комната, современная мебель, жалюзи на окнах - читальный зал Центрального архива Министерства обороны в Подольске. Попадая сюда, как бы выпадаешь из своего времени. Ещё минуту назад сидя за компьютером, ты видел вокруг своих современников, но вот принесли заказанные архивные дела, открываешь потрепанную серую папку – и реальность исчезает, погружаешься в те далёкие военные годы. Воздействие подлинных документов военного времени на человека с ними работающего поразительно. Казалось бы - простая бумага, но она обладает почти мистической властью над человеком.
Передо мной тонкая папка серого картона - Исторический формуляр полка.2 Его история схожа с многими другими. 22 июня 1941 г. 54-й скоростной бомбардировочный авиационный полк встретил на аэродроме в районе Вильнюса и при внезапном ударе немецкой авиации потерял более половины машин на земле. К 14 июля в ожесточенных воздушных боях погибли почти все оставшиеся самолеты СБ, после чего полк был выведен из боев. Читаем историю полка.
20.7.41 г. полк в составе 61 экипажа без самолетов убыл с Северо-Западного фронта в г. Балашов для переучивания летного состава на новой матчасти самолета – Пе-2.
23.9.41 г. после окончания переучивания полк перешел на штат 015/173 (двух эскадрильного состава) на самолетах Пе-3. Остальной летно-технический состав послужил основой для формирования авиационного полка – 54 «а».
В период 10.10.41 г. 54 СБП получил новую матчасть самолетов Пе-3 в количестве 20 шт. и в составе двух эскадрилий 30.10.41 г. убыл на Западный фронт. Командир полка – майор Скибо, комиссар полка батальонный комиссар Устименко, Начальник штаба, капитан Храмченков.
Полк в составе 2-х эскадрилий начал боевые действия на Западном фронте с 27.11.41 г. по разгрому немцев под Москвой.
В период с 27.11.41 г. по 20.5.42 г. полк произвел 476 успешных боевых вылета уничтожая мотомеханизированные части и живую силу противника на ближних подступах к Москве ( в районах: Дмитров, Яхрома, Клин, Солнечногорск, Крюково, Истра, Волоколамск, Сухиничи, Малоярославец, Юхнов).
Сброшено бомб 182690 кг., расстреляно патрон 13320 шт., сброшено листовок 292960 шт.
Потери полка: Самолетов – боевые – 11, Летчиков – 8, Штурманов – 7.
20.5.42 г. полк в составе 8 экипажей отправлен на переформирование г. Казань (д. Самосарово), 5 экипажей отправлено на пополнение частей (511 АП и 3 РАП). В течении с 20.5.42 – 1.1.43 полк доукомплектовался молодыми экипажами, переучился на самолете Пе-2.
Приказом Наркома обороны Маршала Советского Союза тов. Сталина полку присвоено собственное наименование – 54 Клинский Ордена Красного Знамени Бомбардировочный Авиационный полк.
В 1941 г. в период разгрома немецких войск под Москвой полк показал образцы мужества и героизм в борьбе против фашистских захватчиков.
Наибольший урон войскам противника был нанесен в ноябре – декабре месяцах1941 г. в районе г. Клин.
В период с 27.11.41 по 2.2.42 г. в результате напряженных боев противнику нанесен материальный ущерб: уничтожено и рассеяно до 4-х полков пехоты; до эскадрона конницы; 781 автомашина, 21 автоцистерна, 33 танка, 105 повозок с грузом, 35 крытых вагонов; взорвано 2 склада с боеприпасами; в воздушных боях сбито 6 самолетов противника.
К сожалению, документы технических служб в архивном фонде полка не отложились, поэтому имеющийся у нас номер одного из двигателей служить основой для поиска не может. Остаётся надеяться на изучение оперативных документов полка. По описи заказываю Журнал боевых действий полка и его Оперсводки и донесения.
Надо выяснить потери полка при боевой работе в районе г. Высоковск, шоссе Клин – Волоколамск за достаточно короткое время: с 6 декабря 1941 г. (начало наступления) по 15 декабря 1941 г. (освобожден Высоковск). Читаем Журнал боевых действий.3
С 6 по 11.12 Полк боевых действий не производил.
12.12. Полк в течении дня произвел 11 самолетовылетов в район по дороге Высоковск, Теряева Слобода.
Не вернулся Младший Лейтенант Бахмат, штурман Младший Лейтенант Кошевой. Судьба экипажа не известна.
Кажется это то, что мы ищем! Но район падения самолёта чуть в стороне от указанной дороги. Были ли ещё потери в этом районе? Читаем дальше.
13.12. Полк в течении дня произвел 6 самолетовылетов в район Высоковский.
Полк вошел в подчинение 60 САД.
14.12. Полк в течении дня произвел 25 боевых самолетовылетов с налетом 21ч. 40 м. Сбросил бомб ФАБ-100 = 84 шт., АО-10 = 200 шт. Уничтожено за день 75 автомашин, рассеяно и уничтожено до 2х батальонов пехоты противника. В разнецово, в районах: Никулино, Спас-Нудоль, Кузнецово, Высоковский. ВВС противника действий не проявлял.
15.12. Полк в течении дня произвел 19 боевых самолетовылетов по скоплениям мотомехчастей противника и его пехоте в районене: Тарасово, Павельцево, Елгозино и шоссейной дороги Павельцево – Тарасово. Сброшено бомб ФАБ-100 = 60 шт., АО-10 = 70 шт. Уничтожено за день до 2-х батальонов пехоты, до 110 автомашин и до 20 повозок. ВВС противника действий не проявлял.
16.12. Полк в течении дня боевых действий не производил.
Готовность №2.
17.12. Полк в течении дня боевых действий не производил.
Готовность №2.
18.12. Полк в течении дня произвел 6 самолетовылетов с налетом 8 ч. 10 мин. По живой силе и автомехколоннам противника в р-не: Мальцево, Сверчково, Волоколамск, Ядрево и по шоссе Теряева Слобода – Волоколамск.
Сброшено бомб ФАБ-100 = 24 шт. Уничтожено и рассеяно за день до 1,5 батальонов пехоты, до 2х взводов конницы и до 50 автомашин.
19.12. – 23.12 Полк в течении дня боевых действий не производил.
Готовность №2.
Других самолетов в этом районе полк не терял! Вероятно это тот самый самолет и экипаж, которые мы ищем. Чтобы уточнить детали обращаемся к оперсводкам и находим следующий документ:
Серия «Г»
Опер группе ВВС КА
Майор Кожевников
Донесение № 16 майора СКИБО.4
12.12.1941 г. работало 10, в районе Борихино, Елгозино, Шестаково и Покровское по отходящим автоколоннам противника. Сброшено 40/100, по наблюдению экипажей взрывы и пожары в данных пунктах и на шоссе Мелухино – Покровское.
Экипажи обстреляны ЗП. Один экипаж не вернулся, судьба экипажа не известна.
Экипажи наблюдали отход колонн противника на запад по шоссейной дороге Некрасино – Борихино, Теряева слобода, Шипулино, Жестоки на автомашинах 30 – 50.
Боевой состав: экипажей – 14, Самолетов 11/3
Начальник штаба 54 КИАП Капитан Храмченков
Летали в районе Шипулино – Жестоки, между ними Третьяково – район падения найденного самолёта. Были обстреляны немецкими зенитками с земли, – по словам очевидцев, упавший самолет бомбил колонну и был сбит немецкими зенитчиками. Всё сходится. В суматохе боя другие экипажи не видели, как сбитый самолет рухнул в лес - «Один экипаж не вернулся, судьба экипажа не известна».
Выписка из приказа № 064 54 краснознаменного П.П.Б. 29 декабря 1941 г.5
На основании приказа НКО № 138 от15.3.1941 г. исключить из списков части с 29.12.1941 года не возвратившихся с боевого задания:
Пилота мл. лейтенанта Бахмата Александра ИвановичА, 12.12.1941 г
Стрелка-бомбардира. мл. лейтенанта Кошевого Бориса Арсентьевича, 12.12.1941
В Именном списке безвозвратных потерь начальствующего состава 54 краснознаменного полка пикирующих бомбардировщиков 60 САД. С 12 по 29 декабря 1941 г.6 находим полные данные членов экипажа. Пилот Бахмат Александр Иванович 1917 года рождения, Младший лейтенант. Стрелок-бомбардир Кошевой Борис Арсентьевич 1922 года рождения, Младший лейтенант. Оба с Украины, оба холостые – в графе «родственники» указаны отцы. Отец Бахмата – Иван Бахмат жил в селе Рогозово Бориспольского района Киевской области. Отец Кошевого - Кошевой Арсений Степанович, на станции Верховцево Днепродзержинского района Днепропетровской области. Оба сыновей не дождались. Выжили ли они сами на оккупированной территории, получили ли после освобождения извещения, что сыновья «пропали без вести», мы не знаем. Поиск родственников погибших бойцов на Украине сейчас сильно затруднён, и найти их пока не удалось. Да и остались ли родственники?
54-й скоростной бомбардировочный авиационный полк в январе 1942 г. из Монино перебазировался в район Калуги. Аэродром полка был вскрыт разведкой противника и подвергся налётам немецкой авиации. Первый налет был 27 января. Самым тяжелым был налет в ночь на 2 февраля, когда к летному полю неожиданно приблизились около двух десятков тяжелых истребителей Bf 110 с приглушенными моторами. Утром налет был повторен, а следующим вечером аэродром бомбили несколько Ju 88. Эти налеты нанесли полку серьезный урон, потери составили 7 самолетов, из которых 3 сгорели. После этого удара полк остался почти без самолетов. Уцелевшие машины в середине февраля передали в 511-й ближнебомбардировочный авиаполк, а личный состав 54-го авиаполка вывели в резерв. В мае 1942 г. оставшиеся в живых экипажи были отправлены для переподготовки в 9-й запасной авиаполк и в дальнейшем всю войну летали на самолетах Пе-2.7
«Один экипаж не вернулся, судьба экипажа не известна» записали в Журнале боевых действий полка 12 декабря 1941 года. Сегодня нам удалось установить судьбу пропавшего экипажа, вернуть из забвения имена лётчиков. Нам хранить память о них, и о миллионах других, отдавших за Родину свои жизни. Наш долг помнить их свершения, помнить, какой ценой было заплачено за победу в Великой Отечественной войне, и передать эту священную память потомкам.
П.В. Пустырев
Председатель Совета КРОО
Поисковый отряд «Подвиг»
г. Клин Московской области
1 Пе-3. Боевое применение. А.Н. Медведь, Д.Б. Хазан
2 Ф. 54 БАП, оп. 518954, д. 1 Исторический формуляр. Л.1 – 12..
3 Ф. 54 БАП, оп. 211533, д. 1. Журнал б/д Л.9.об.
4 Ф. 54 БАП, оп. 211532, д. 1. Оперсводки и донесения. Л.17.
5 Ф. 54 БАП, оп. 126253, д. 2 Приказы. Л.199.
6 Ф. 54 БАП, оп. 126253, д. 2 Приказы. Л.198.
7 Пе-3. Боевое применение. А.Н. Медведь, Д.Б. Хазан