"Век эгоизма" (Столетие личности) Адам Кёртис
Часть 3 - В твоей голове сидит полицейский 1
В твоей голове сидит полицейский, которого нужно уничтожить.
Не соглашайся на меньшее чем то, кем ты можешь быть, сделай свою жизнь совершенством! Это сериал о том, как идеи Зигмунда Фрейда о подсознательном были использованы стоящими у власти для управления массами в век демократии. Предыдущая серия рассказывала как идеи Фрейда распространялись в Америке в 1950-е. Эти идеи продвигались его дочерью Анной и племянником Фрейда - Эдвардом Бернайсом, который изобрёл "отношения с общественностью"( PR). Он привнёс теорию Фрейда в основу рекламы и маркетинга.
Рекламный ролик
- Мужчина, такой как ты! ... Я имею в виду ... с такой причёской! ...
Они оба считали, что внутри всех людей находилось скрытое иррациональное Я, которое необходимо контролировать для блага как личностей, так и для стабильности общества. Но могущество Фрейдов начало понижаться их противниками, которые говорили, что Фрейды ошибались относительно человеческой природы. Внутреннее Я не нуждалось в подавлении и управлении, оно должно поощряться к самовыражению.
Таким образом должен появиться новый тип сильного человека и более лучшего общества.
Но то, что фактически возникло из этой революции было совершенно противоположным. Обособленный, уязвимый и кроме того жадный человек. Гораздо более открытый для манипулирования как бизнесом, так и политиками, чем тот, который был ранее. Стоящие у власти теперь могли управлять личностью не подавляя её, а поощряя (подпитывая) бесконечные желания.
Век личности
Часть 3. Полицейский в наших головах. Он должен быть уничтожен!
Что происходит - освобождение чувств ... Другими словами, чувства, не только подавленные воспоминания, например крики, плач, злость ... если человек действительно зол, должны быть выпущены наружу.
- Нет!...Нет! ... Я могу убить тебя! ... Слушай, я старый человек, и если у меня находятся силы сделать это, то найдутся и у молодых людей, когда они почувствуют то же.
В 50-х группа психоаналитиков-отступников начала проводить новую форму терапии. Они работали в маленьких кабинетах Нью-Йорк Сити и поощряли своих пациентов открыто выражать свои чувства.
- Я хочу чтобы мне помогли! ... Я действительно ...
Это было прямой атакой на взгляды психоаналитиков-фрейдистов, которые стали богатыми и могущественными обучая американцев как контролировать свои чувства.
Др. Александр Лоуэн, экспериментальный психотерапевт 1950-е:
- Понимаете, в работе Фрейда они боялись эмоций. Они хотели, чтобы владеющие собой люди очень "правильно" делали "правильные" вещи и жили "правильной" жизнью. Это то, что они хотели. А не насыщенной эмоциональной жизни. Фрейд сам не был эмоциональным человеком, я имею в виду что он был рассудочным человеком. Я тоже был рассудочным человеком, я знаю, но теперь я больше чем просто рассудочный человек.
Лидером этой группы был человек, которого ненавидел Фрейд и его семья. Его звали Вильгельм Райх. Райх жил изолированной жизнью в доме, который построил для себя в отдалённом горном районе рядом с канадской границей. Райх в начале был преданным последователем Фрейда в Вене в 1920-х, но он бросил вызов Фрейду оспаривая фундаментальные основы психоанализа.
Основное утверждение Фрейда - человеком управляют скрытые примитивные животные инстинкты. И работа общества - подавлять и контролировать эти опасные силы. Райх утверждал совершенно противоположное. Он говорил что неосознанные силы внутри человеческого ума были хорошими. Это подавление со стороны общества искажает их. Это то, что делает людей опасными.
Мортон Херковиц - ученик Вильгельма Райха в 1949 - 1952:
- Райх и Фрейд имели принципиально различные взгляды на то что является основой человеческой природы. В её основе Фрейд видел неконтролируемый, жестокий, подобный войне ад бушующих эмоций. Райх говорил, что это не является изначально присущим человеку, это является результатом запрещения естественных импульсов выразить себя.
Основным естественным импульсом, утверждал Райх, было либидо, сексуальная энергия. Если это будет высвобождаться, человечество будет процветать. Но эта идея привела его в прямое противоречие не только с Зигмундом Фрейдом, но и с дочерью Фрейда, Анной , которая считала, что сексуальные силы в человеке опасны, если их не контролировать.
Лорэ Райх Рубин - Дочь Вильгельма Райха:
- Мой отец считал, что вы должны освобождать либидо и быть свободными. И он ранее разработал теорию о том, что неврозы обусловлены отсутствием хороших оргазмов или оргазмов вообще. И Анна Фрейд как вы знаете была девственницей, это было очень важно так как, у нее никогда не было сексуальных отношений с мужчиной и вот этот человек проповедует путь к здоровью через оргазм и эта женщина, с которой отец проводил сеансы психоанализа потому что она занималась мастурбацией. Итак, мы имеем женщину, которая на самом деле выступала против сексуальности, и мужчину, который проповедовал сексуальную свободу, там должно было быть столкновение, не так ли?
Конфликт случился на конференции в Швейцарии в 1934 году Анна Фрейд, которая стала признанным лидером психоаналитического движения, выгнала Вильгельма Райха. Она разрушила его карьеру.
Лорэ Райх Рубин - дочь Вильгельма Райха:
- Она избавилась от него, это определенно. И я полагаю, что то часть того что я делаю, это избавляюсь от неё.
- Вы не могли бы объяснисть?
- Хорошо, я думаю что Анна Фрейд не должна избежать ответственности за что она сделала, это должно быть известно. Маневрирование, для того что бы выгнать его из Международной Психоаналитической Ассоциации.
- И вы хотите взять реванш?
- Можно и так сказать, или восстановить несправедливость. Нет, восстановить справедливость. Вы лучше вырежьте это.
- Это то что называется оговорка по Фрейду?
- Да это так.
Рейх бежал в США где построил дом и лабораторию. Его идеи становились грандиозными до сумасшествия. Он был убеждён, что он открыл источник энергии либидо. Он назвал это "оргонная энергия" и Райх построил гигантскую пушку, которая, по его словам, могла поглощать эту энергию из атмосферы и концентрировать её в облаках, чтобы вызывать дождь. Он также говорил, что эта пушка может быть использована для уничтожения НЛО, которые угрожают будущему мира.
В 1956 Райх был арестован федеральными властями за продажу устройства, которое по его словам, излечивало рак при помощи оргонной энергии. Райха считали сумасшедшим. Он был заключён в тюрьму и все его книги и бумаги были сожжены по решению суда. Год спустя Райх умер в тюрьме.
Казалось что для фрейдистов их главная угроза была уничтожена навсегда.
Но они ошибались. Чего не понимали фрейдисты, так это то что их влиянию на американское общество также будет брошен вызов. И таким образом, что это приведёт не только к отказу от их идей, но и к возрождению идей Райха в Америке и повсюду в капиталистическом мире.
Но потом вдуг внезапно: Потребитель - король. По его прихоти появляются или уничтожаются производители, оптовые и розничные торговцы, любой, кто завоюет его доверие, - победит, любой, кто потеряет его доверие, - проиграет.
К концу -х психоанализ стал глубоко вовлечён в активное стимулирование потребительского интереса (консьюмеризм). Большинство рекламных компаний нанимали психоаналитиков. И, как было показано в предыдущей серии, они создали новые способы понимания мотивов потребителя, в основном с помощью фокус-групп, в которых потребители высказывали свои чувства о товарах посредством свободных ассоциаций. Из этого возникли новые способы продвижения товаров на рынке, которые обращались к скрытым неосознанным желаниям потребителя.
Но в начале 1960-х возникло новое поколение, которое критиковало это. Они обвинили американский бизнес в использовании психологических технологий для манипулирования чувствами людей и превращения их в идеальных потребителей.
Роберт Падун - Студент-активист, начало 1960-х:
- Реклама была манипуляцией, это был способ чтобы вы сделали что-то что не было вашим желанием, а исходило от кого-то другого. Кто-то другой говорил "в этом году ты должен носить пятнистые розовые рубашки в сочетании с пятнистыми розовыми щегольскими туфлями" и я сказал "Почему?". Это кто-то, не я, это кто-то другой. Они хотели чтобы вы были тем, кто будет покупать их штуковины. Это полное ощущение что ты являешься орудием в руках кого-то другого, я не хочу быть таковым. Я не хочу быть человеком кого-то другого. Я хочу быть собой.
В середине 1960-х в американских университетах началось движение протеста. Одной из главных мишеней студентов была корпоративная Америка. Они обвиняли корпорации в промывании мозгов американской общественности. Консьюмеризм - это не просто способ делать деньги, он стал средством держать массы покорными, в то же время позволяя государству вести жестокую и незаконную войну во Вьетнаме.
Руководителем студентов был известный писатель и философ Герберт Маркузе. Маркузе изучал психоанализ и был страстным критиком фрейдистов. Он говорил, что они помогли создать мир, в котором люди были подавлены в выражении своих чувств и индивидуальностей через посредство объектов массового производства. Это в результате привело к тому, что он назвал одномерным человеком - конформист и подавленный человек.
Психоаналитики стали безнравственными агентами тех, кто правил Америкой.
Герберт Маркузе, из интервью 1978 года:
- Это был поразительное явление наблюдать до какой степени правящая властная структура может манипулируя управлять и контролировать не только сознание, но и подсознательное и бессознательное каждого отдельного человека. И это происходит на основе психологии, посредством контроля и манипулирования бессознательными примитивными движущими силами, которые провозгласил Фрейд.
Из телепередачи:
- Подумайте об этом, все американцы вокруг... Они все с промытыми мозгами, как дети ... Они все с промытыми мозгами ... Это как я смотрю фильм и вы говорите "Убей меня!"
Следуя логике аргументов Маркузе, новые левые студенты дожны были разрушить эту систему общественного контроля. Это было выражено в слогане "В наших головах полицейский - он должен быть уничтожен". И этот полицейский должен быть уничтожен путём низвержения государства и корпораций, которые поместили его в нашу голову.
Одна группа, "Уэзермены" ("Метеорологи") начала серию нападений на компании, которые, по их мнению, контролировали мышление людей через потребительские товары, а также производили оружие, которое использовалось во Вьетнаме.
Бернандина Дохрн, основательница группы Уэзермены:
- Нет возможности быть приверженцем ненасилия в центре наиболее бесчеловечного общества когда-либо существовавшего в истории. Я не сторонница ненасилия в любом случае.
Линда Ивенс, член группы Уэзермены:
- Мы хотели жить жизнью, которая не основана на материальных ценностях, и кроме того вся система правительства и экономики Америки основана на прибыли, личной жадности и себялюбии. Так что для того чтобы быть человеком, чтобы любить друг друга и быть равноправным друг с другом и не ставить друг друга в разные роли, мы должны уничтожить такой тип правительства, который не позволяет нам отстаивать свои позитивные жизненные ценности.
Но американское государство дало жестокий отпор. На демократическом собрании в Чикаго в 1968 полиция и национальная гвардия получили приказ атаковать тысячи демонстрантов. Это было начало периода безжалостного подавления новых левых в Америке. Это закончилось убийством четырёх студентов университета штата Кент месяцев спустя. Перед лицом этого левые начали терпеть неудачу.
Роберт Пардан, студент-активист в начале 1960-х:
- Мы противостояли силе государства. Оно было гораздо больше, сильнее и могущественнее чем мы представляли. И в этот момент казалось что произошло изменение в тактике.
Столкнувшись с жестоким подавлением многие из новых левых начали обращаться к новой идее. Если было невозможно убрать полицейского из головы человека ниспровержением государства, то вместо этого человек должен найти способ как получить внутри себя собственный ум и убрать элементы(рычаги) управления внедрённые в его ум государством и корпорациями. В результате должна возникнуть новая личность и следовательно новое общество.
Стью Алберт, один из основателей Международной партии молодёжи (YIP):
- Политически активные люди склонялись к мнению, что если они смогут изменить себя и быть здоровыми личностями и если это движение вырастет в направлении того, что люди будут изменять себя, тогда в какой-то момент времени все эти положительные изменения сработают - можно сказать количество перейдёт в качество- и произойдёт некоторое спонтанное преобразование общества. И нет необходимости в активном вмешательстве граждан в решение острых социальных и политических проблем.
- Роберт Пардан, студент-активист в начале 1960-х:
- Это о том, как сделать нового себя. Т.е. если достаточное количество людей изменит себя то и общество изменится.
- Таким образом личное станет политическим.
- Без изменения личного, у вас не будет возможности изменить политическое. Столкновение с силой государства Соединённых Штатов было невозможным вариантом. Они подавят нас.
И чтобы сделать нового себя они обратились к идеям и методикам Вильгельма Райха.
После его смерти небольшая группа психотерапевтов развивала методики, основанные на идеях Райха. Их целью было открыть способы, позволяющие личностям освободить себя от средств(рычагов) управления, внедрённых в их умы обществом. Их центр был в очень маленьком старом мотеле на удалённом берегу Калифорнии. Он назывался Институт Эсален (Esalen Institute).
Главной фигурой Эсалена был психоаналитик по имени Фриц Перлз. Перлз обучался у Райха и разработал форму групповой терапии, он поддталкивал людей публично выражать их внутренние чувства, которые, по мнению общества, опасны и должны быть подавлены.
Фриц Перлз, семинар института Эсален 1960-е:
- Это основной страх того что внутри меня, как-будто там маленький демон ...
- Он не очень часто выходит на поверхность ... И действительно сложно победить его ... Сейчас поместите это, внутреннее, вот на этот стул и поговорите с ним!
Майкл Мэрфи, основатель Эсаленского института:
- Перлз "вызывал" это, помещая его на "горячий стул" перед группой. Если это "горячий стул" и вы Перлз, вы направляли меня в этот процесс самопринятия, самораскрытия, в состояние присутствия по отношению ко всем частям вашей личности, наблюдая и затем овладевая этим.
Диалог:
-Это демон?
- Да.
- Я могу выйти наружу ... Я могу выйти прямо из него ... - И я могу ... оттолкнуть его ...
- Вас! Говорите " Вас"!
- Я могу оттолкнуть вас ... - Да! Внутри каждого из нас есть демон ... - Я могу заставить вас плакать ... Я могу заставить вас чувствовать себя ужасно ... может даже навсегда ... Я могу заставить этот рот делать и говорить такое ... Я могу практически уничтожить любого ... каждого из вас ... если я выйду наружу ... Здесь нет никого, кому бы я подчинился ... Даже вам! ...
- Так ... Как вы себя чувствуете сейчас?
- Мне лучше, я имею в виду, м-м ... Я чувствую себя подлинным ...
- Так ... И вы замечаете прилив сил?
Другими словами, овладевая тем кто вы есть на самом деле, каким образом вы действуете и чувствуете, всё ваше существование в мире даёт вам независимость. Обладание свободой.
Диалог:
- Я устрашающий! Когда я чувствую свою силу я - устрашающий!
- Говорите " Я пугаю вас своей силой!" - Я пугаю вас своей силой!
- Сейчас ... вы чувствуете силу в ваших руках, в ваших мускулах?
- Просыпайтесь! ???
- Это было не просто чудачество! Это было то что я хотел сделать и я сделал это!
Перлз и те кто были в Эсалене считали что они создавали методы, позволяющие личностям выражать их внутреннюю самость.
- Я хочу чтобы они аплодировали мне!
По их мнению из этого возникнут новые самостоятельные личности, свободные от влияния общества.
Для левых, потерпевших неудачу в Чикаго, это была чрезвычайно привлекательная идея. Эти методы могли быть использованы высвобождения новой сильной личности, достаточно сильной, чтобы свергнуть старый порядок.
В конце 60-х и начале 70-х тысячи стекались в Эсален. Всего лишь несколько лет назад это был неприметный, выходящий за рамки общепринятого, институт. Тепреь он стал центром национального движения по преобразованию личности. Движения за потенциальные возможности человека.
Майкл Мэрфи, осноатель института Эсален:
- Итак он стал притягательным. Люди хотели присоединиться к этому потоку исследования. В течение лет было уже около таких центров в Америке, считавших Эсален своим лидером.
- Я чувствую себя такой свободной!
- Правда? Это замечательно! ...
И это становилось популярным как политическая программа. Вы можете отделить преобразование личности от преобразования общества. Эти два преобразования происходят вместе. По мере роста движения лидеры Эсалена решили поробовать использовать свои методики для решения социальных проблем. Они начали с расизма. Они организовали групповую психотерапию для белых и чёрных радикалов. Обе группы поощрялись высказывать свои внутренние расистские чувства, которые прививались им обществом. Поступая таким образом они переступали за пределы этих чувств и встречались друг с другом как личности.