Вы здесь: ГлавнаяКлуб "Доктрина"Век эгоизма Столетие личности КёртисВек эгоизма 1 Столетие личности Кёртис - Машины счатья 2

"Век эгоизма" (Столетие личности) Адам Кёртис
Часть 1  - Машины счастья 2

Стюарт Ивэн (историк пиара)

 - Бернейс - парень, который в США лучше других  показал эту психологическую теорию корпорациям…  как им (корпорациям) эффективно привлекать внимание масс  при розничной торговле.  Корпорации были готовы понять, что мотивирует сознание людей.  И техники Бернейса начали широко применяться при продаже продуктов массам. 

В начале 1920-х Нью-Йоркские банки организовали открытие сетей магазинов по всей Америке.  Они были местом сбыта товаров массового производства.  Работа Бернейса заключалась в создании нового типа клиента.  Бернейс начал разрабатывать техники массового убеждения клиентов; с этими техниками мы живем и сейчас.  Его нанял Вильям Рендел Хёрст для продвижения его новых женских журналов.  Бернейс приукрашивал (glamorize) их путем размещения в них реклам и статей, которые связывали товары, производимые другими его клиентами, с известными кинозвездами, такими как Клара Берг,  которая так же была его клиентом. 

Бернейс так же начал практиковать размещение товаров в кино.  На премьерах он одевал звезд в одежду и драгоценности, которые производили его другие клиенты.  Говорят, что он первым посоветовал автопроизводителям продавать машины как символ мужской сексуальности.  Он нанимал психологов, которые писали статьи о том, что покупка товаров это полезно. Делались заявления, что это независимые исследования.  В универмагах он организовывал показы мод,  он платил знаменитостям за то, что они постоянно повторяли ключевое послание  "вы покупаете товар не только по необходимости, но и для выражения своего внутреннего Я и демонстрации его другим". 

 

Госпожа Стиллмэн (знаменитый авиатор 1920-х)

 - Существует психология одежды (наряда). Вы никогда не думали, как одежда может выразить вашу личность?  Вы все интересные личности, но чаще это скрыто.  Все носим одинаковую одежду одни и те же шляпы, пальто.  Вы все интересны, вам есть что показать [то ли сиськи то ли черты характера. Трудно понять, что имеется ввиду.].  Но посмотреть на вас на улице, то все вы выглядите очень похоже.  И вот почему я говорю с вами о психологии наряда. Постарайтесь лучше выразить себя через вашу одежду.  Покажите то, что как вы думаете, скрыто.Думали ли вы об этой части своей персоны?  

"человек из толпы"

 - Я хочу задать вам несколько вопросов. Почему вам нравятся короткие юбки?  "кокетка"

 - Ну потому, что можно больше увидеть.

 - А вам чего хорошего от этого?

 - Я выгляжу более привлекательно. 

В 1927 году американский журналист писал  "Изменение произошло с нашей демократией. Это называется потребительством. (или консумеризм от cunsumer - клиент или потребитель)"  Теперь государство думает о своих гражданах не как о гражданах страны, а как о потребителях. 

Рост консумеризма привел к буму на фондовой бирже.  И Эдвард Бернейс, конечно, был вовлечен в это.  Он продвигал идею о том, что обычные люди должны покупать акции, занимая деньги у банков, которые он представлял.  Миллионы последовали его советам.

 

Пётр Страус (сотрудник Эдварда Бернейса в 1948-52- годах)

  - Он точно знал, как поведет себя множество людей по отношению к продукту или идеям.  Но в политическом плане... Трудно представить, что его будут слушать больше трех человек.  Он смешно выглядел и не знал, как разговаривать с людьми один на один.  Он не думал о группах людей размером в одного человека. Он думал о тысячах.  - (неразборчиво)… 

Бернейс стал знаменит как человек понимающий сознание толпы.  И президент вступил с ним в контакт.  Пресса рисовала президента Кулиджа как скучного человека без чувства юмора.  Всё это превращалось в национальные шутки.  Бернейс решил делать то же, что и с продуктами.  Он убедил кинозвезд прийти в Белый Дом.  Это был первый раз, когда политик был вовлечен в ПиАр. 

 

Эдвард Бернейс

- Ну я построил этих людей в ряд и спросил "как тебя зовут?".  Он ответил: "Эл Джолсон". Я сказал "Господин президент - это Эл Джолсон". 

На следующий день все газеты в США на первой странице напечатали историю о том,  что президент принимал актеров в Белом Доме.  А в Нью-Йорк Таймс был заголовок "Президент почти рассмеялся".  И все были довольны. 

Когда Бернейс в Америке стал популярным и богатым,  в Вене его дядя имел большие проблемы.  Как и большая часть Европы Вена страдала от экономического кризиса и инфляции,  которая съела все сбережения Фрейда.  Стоя перед банкротством он написал своему племяннику, прося о помощи.  Бернейс ответил тем, что заплатил за впервые напечатанные в Америке труды Фрейда.  Получая доллары, Фрейд тайно прятал их на заграничных банковских счетах.

 

Пэт Джексон (советник по связям с общественностью, коллега Эдварда Бернейса)

- Он был "агентом" Фрейда для того, чтобы напечатать книги Фрейда. Ну а когда книги были напечатаны,  Эдди не мог ничего делать кроме как продвигать эти книги, сделать так, чтобы все их прочитали,  чтобы эти книги обсуждали, чтобы делали ударение на "а вы знаете, что Фрейд сказал о сексе" "а вот сигареты являются символом…"  и так далее и так далее…

Как вы думаете это всё вышло на поверхность (как идеи и книги стали популярны в массах)???

 Не академики распространяли  это по стране. Эдди Бернейс делал это! Потом, когда Фрейда приняли, когда начали говорить "а вот дядя Зиги…", это стало стереотипом (клише) (!!!).  Заметьте, во-первых Эдди создал дядю Зиги в США, во-вторых сделал его приемлемым, и только потом заработал на этом всём. 

Типичное предприятие Бернейса.  Бернейс делал вид, что Фрейд сам продвигает себя в Америке.  Он посоветовал Зигмунду написать статью  "Женское психическое (mental) место в доме" в Космополитан (журнал, на который работал Эдди). Фрейд был взбешен. Он говорил, что это немыслимая идея,  что это вульгарно, да и к тому же он ненавидит Америку.

 Фрейд стал очень пессимистичным относительно человеческого существа.  В середине 1920-х он сбежал в Альпы.  Некоторое время жил в отеле (называет место и город),  который сейчас разрушен.  Фрейд начинал писать о поведении групп.  О том, как внутренние скрытые жестокие чувства могут выйти наружу, когда люди собираются в толпы.  Он начинал верить, что недооценил агрессивные инстинкты людей.  Они были на много более опасными, чем он раньше думал.

 

Доктор Эрнст Федерн (психоаналитик Вены)

 - После Первой Мировой Фрейд был очень пессимистичным.  Он считал, что люди это садисты в очень большой степени и являются  плохими существами.  И он не верил, что человека можно оправдать.  Человек очень яростное животное,  это самое яростное животное, которое существовало,  ему нравится пытать, убивать. Он не любил людей. 

Опубликованные книги очень сильно повлияли на интеллектуалов и журналистов 1920-х. Их впечатлила и испугала, нарисованная Фрейдом, картина внутренних опасных сил  лежащих почти на поверхности современного общества.  Силы, которые могут вспыхнуть и легко создать  бешенную сильную толпу,  способную даже свергнуть правительство. Они верили, что именно это случилось в России.  Для многих центральная мысль демократии  в том, что человек может принимать решения рациональным способом, была неправильной. 

Ведущий политический писатель Уолтер Липман полагал, что если человек ведом ИРРАЦИОНАЛЬНЫМИ  подсознательными силами, то необходимо переделать демократию.  Он говорил, что должна быть создана новая элита, которая будет управлять толпой,  это будет сделано путем психологических техник контролирования  подсознательных чувств масс.

 

Стюарт Ивэн (историк пиара)

  - И вот есть Уолтер Липман, наверное, самый влиятельный политический мыслитель  в США, который говорит, что самый основной механизм разума масс  это иррациональность, безумие, глупость, аномальность.  Он считал, что уличная толпа (так же как и мы все видим обычных людей),  ведома не разумом, а спинным мозгом.  Такие животные драйвы (ведущие силы), подсознательные инстинктивные силы,  скрытые под поверхностью цивилизации. И вот начались поиски психологической науки для понимания того,  как работает массовое сознание (сознание масс);  поиски, устремленные специально для того,  чтобы потом производить  социальный контроль (контроль масс). 

Эдди был поражен аргументами Липмана,  а так же хотел помочь себе, используя их.  В 1920-х он начал писать серию книг, говоря, что он нашел (создал) те техники, которые искал Липман.  [важно отметить, что книги находятся в свободном пользовании, их можно купить и прочитать.] 

Стимулируя внутренние желания людей, а потом, давая им товары, он создавал новый способ управления  иррациональными силами масс. Он называл это созданием согласия (управление мнением). 

Энн Бернейс (дочь Эдварда Бернейса)

 - Демократия для моего отца была замечательной концепцией.  Но он думал, что весь народ не имеет надежные суждения,  и очень легко народ может проголосовать не за ту вещь или не того человека.  И поэтому ими нужно руководить.  Как деспотизм.  Он призывал к их желаниям, непризнанным внутренним ощущениям.  Вы можете нажимать на их желания, внутренние СТРАХИ [используется и в рекламе и в политике] и использовать это в своих интересах. 

И потом в году к власти пришел президент, который был согласен с Бернейсом.  Президент Гувер стал первым политиком, который четко выразил то, что косумеризм  стал основой (двигателем) американской жизни.  После выборов он сказал группе советников и пиарщиков  "Вы беретесь за работу по созданию желания,  по трансформации людей в постоянно движущиеся машины счастья;  в машины, которые станут ключом к экономическому прогрессу." 

В 1920-х появилась идея о том, как управлять массовой демократией.  В её основе лежит всепотребляющая личность, которая не только заставляет работать экономику,  но была счастливой и работала от спинного мозга (dorsal?). 

И так было создано стабильное общество.

 

Стюарт Ивэн (историк пиара)

  - Идеи Бернейса и Липмана по управлению массами  взяли идеи демократии и превратили их в паллиатив [лекарство, снимающее симптомы, но не излечивающее болезнь],  то есть, как давать людям лекарство, убирающее боль,  но не меняющее обстоятельства.  Идея демократии это изменение отношений между людьми и властьимущими людьми.  Концепции Бернейса заключаются в том, чтобы создать видимость изменения,  даже если требуется управлять сознанием людей.  И он полагал, что это то, что необходимо.  Если вы можете управлять сознанием людей, то лидеры могут делать то, что им хочется.

Бернейс стал одной и центральных фигур экономической и политической элит, которые доминировали в 1920-х.  Он стал очень богат и жил в одном из самых дорогих отелей Нью-Йорка Sweet of Rooms,  где он часто устраивал вечеринки.

 

 

  - О боже! У него была комната на углу здания отеля www.sherrynetherland.com/map.cfm.  И вот его дом выглядывает через все эти окна на Центральный Парк, на площадь.  И он использовал это место  для установления контактов. Мер приходил, приходили лидеры СМИ, бизнеса, политики, искусства.  Люди хотели знать Эдди Бернейса.  Потому что он стал таким известным человеком, таким магом, который может  сделать так, чтобы эти вещички случились.

 

Энн Бернейс (дочь Эдварда Бернейса)

  - Он знал всех… Мэра, сенатора; по телефону он звонил политикам.  Если он получал какое-то страдание от того что делал, то это было нормально.  Но это плохо сказывается на окружающих тебя людях.  Особенно если ты заставляешь людей чувствовать себя тупыми.  Люди, работающие на него, были тупыми, дети были тупыми. Если люди делали дела не так как делал он,  то они были тупыми. Эти слова он использовал постоянно  "тупой", "придурок".

 - А касательно масс?

 - Они тупые. 

Но власть Бернейса будет уничтожена очень быстро  и такой человеческой иррациональностью, которую он не мог контролировать.  В конце октября 1929 Бернейс организовал большое национальное событие  для празднования ой годовщины изобретения лампочки.  Президент Гувер, лидеры больших корпораций, банкиры, такие как John D. Rockefeller  собрались вместе для того, чтобы отметить власть американского бизнеса.  Когда они собрались, появились новости, что цены на нью-йорской бирже начали катастрофически падать. 

В течении 1920-х спекулянты заняли миллиарды долларов.  Для банков это было продвижением мысли, что рыночные крахи позади.  Но это было ошибочно.  Впереди был самый большой крах фондового рынка в истории.  Инвесторы были в панике и стали неистово продавать  и никакие уверения политиков и банкиров не могли это сдержать. 

И 29 октября 1929 рынок рухнул. 

Эффект в экономике был ужасным.  Будучи перед лицом рецессии и безработицы миллионы работников перестали покупать ненужные вещи.  Консумерский бум, над созданием которого Бернейс очень много работал, исчез.  Он и профессия пиарщика стали ненужными.  Короткий момент власти Бернейса, казалось, закончился.  Эффект краха Уолл-стрит в Европе так же был катастрофичным.  Он ужесточил растущий экономический и политический кризисы в новых демократиях.  В Германии и в Австрии были жестокие уличные бои между вооруженными частями разных политических партий. 

Фрейд, страдающий от рака челюсти, опять бежал в Альпы.  Он написал книгу "Цивилизация и недовольные ею" (1930 г).  Это была сильная атака на мысль, что цивилизация это результат человеческого прогресса.  Фрейд же говорил, что цивилизация была построена для того, чтобы контролировать опасные внутренние животные силы человека.  Фрейд подразумевал, что идея человеческой свободы, которая была в сердце демократии,  невозможна.  Людям никогда нельзя дать возможность выражать себя,  потому что, это очень опасно.  Их всегда нужно контролировать и они всегда будут недовольны этим.

 

 

  - Человек не хочет быть цивилизованным. И он недоволен цивилизацией.  Но это необходимо для выживания,  без этого он не сможет выжить. И человек всегда должен быть недовольным,  потому что это способ держать его в рамках.

 - Что Фрейд думал об идеи равенства людей?

  - Он не верил в это. [и правильно, не все родители одинаково пьют и курят...]

 

 

  - Мы имеем партии. И Гитлер говорит, что пока эти партии не будут уничтожены,  у нас не будет Германии. И это правда.  Вы не можете иметь партии. Этот человек будет бороться, чтобы положить конец этой комедии. 

Фрейд был не один в своем пессимизме.  Такие политики как Адольф Гитлер выросли из недовольства демократией в 1920-х.  Нацисты были уверены, что демократия опасна, потому что она выводит на поверхность  эгоистичный индивидуализм и не имеет инструментов для его контроля.  Партия Гитлера национал-социалисты победила на выборах обещая уничтожить  демократию из-за хаоса и безработицы, которую она создаёт. 

Демократические партии обещали  рай на земле. 38 партий. Больше 6 миллионов безработных.

 

Вход / Регистрация

Сейчас на сайте